Как устроен бензиновый бизнес в России и причем тут дагестанские заправки

Один мой хороший друг на днях поделился фотографиями АЗС в Республике Дагестан – там есть и Оснефть, и ЛукСойл, и ГаСпромнефть, и даже топливо G-Drive (автомобилисты знают) на заправках местного Лукойла.

Мне стало интересно, откуда растут ноги у такой предприимчивости местных бизнесменов, и почему в Дагестане нет представительств сетевых автозаправок. Причина – многофакторная, но начнем по порядку.

<p><i>По поиску на сайте Лукойла в Дагестане нет ни одной заправки компании. А Газпром представлен единственной АЗС в г. Махачкала, но и там торгуют не бензином, а метаном</i></p>

По поиску на сайте Лукойла в Дагестане нет ни одной заправки компании. А Газпром представлен единственной АЗС в г. Махачкала, но и там торгуют не бензином, а метаном

Чтобы понять, почему так вышло, придется обратиться к устройству российского бензинового бизнеса. 95% рынка производства бензина принадлежит вертикально интегрированным нефтяным компаниям (далее – ВИНК). Главным образом, это Газпром, Лукойл, и Роснефть. Но из более чем 27 тысяч АЗС на территории страны ВИНК принадлежит лишь треть, остальные заправки находятся в руках частников – как юридических, так и физических лиц. Почему же крупные игроки неохотно идут в ритейл?

Потому что розничные цены на бензин находятся под пристальным вниманием властей, и растут они, во многом, из-за налогов и инфляции, о чем я рассказывал в этом видео. Это привело к нулевой рентабельности АЗС и повсеместному открытию мини-маркетов и кафе на заправках в последние годы. Продажа продуктов стала главным источником дохода АЗС (поэтому и цены там ого-го), а топливо остается гарантией того, что клиенты заедут за капучино и френч-догом.

<p><i>Такой статистикой лукойл хвастался пару лет назад. Гуглится на раз-два</i></p>

Такой статистикой лукойл хвастался пару лет назад. Гуглится на раз-два

Но если ВИНК сосредотачивают у себя весь цикл производства – от добычи нефти до продажи бензина на АЗС, то независимые игроки являются обычными торговцами. Бензин они покупают на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже и уже потом продают нам. У кого покупают? Правильно, у ВИНК. Ситуация получается парадоксальная. Олигопольные оптовые цены топлива высокие, потому что привязаны к международным ценам нефти (опять же, см. видео), а розничный сектор высококонкурентен, но цены в нем ограничены инфляцией и внутренними политическими решениями.

ВИНК диктуют цены на опт, и рознице остается играть по этим правилам. В итоге розничный рынок бензина понемногу вытесняет мелких игроков, которые не способны балансировать на грани рентабельности и бороться с программами лояльности и стандартами сервиса крупных сетей. И так происходит по всей стране, за исключением нескольких регионов, включая Дагестан. Экономика региона одна из самых теневых в стране, и уже многие годы федеральный центр безуспешно бьется с этой проблемой, запуская разные инвестиционные программы. Даже более того, бюджетные деньги регион ежегодно возвращает обратно в Москву, не успевая их осваивать.

<i>Я так вижу</i>
Я так вижу

При всем этом дух предпринимательства в республике очень силен. Все это приводит к появлению огромного количества частных АЗС в Дагестане, многие из которых работают нелегально. Появляется такой хаотичный высококонкурентный рынок, цены на котором ниже, чем во многих регионах страны. Низкие цены объясняются соседством нефтедобывающих регионов – Чечни и Ингушетии, а также фокусами на АЗС – недоливом и суррогатами. Кстати, поэтому при поездке в Дагестан многие автомобилисты заранее выбирают заправки по отзывам и советам местных – слишком высок риск залить в бак некачественное топливо.

Бюджету региона, как вы понимаете, от этой предпринимательской активности ни жарко, ни холодно – налогов с розничной и оптовой торговли поступают крохи. По личному опыту, в подавляющем большинстве случаев при любой покупке оплатить товар или услугу в Северо-Кавказском регионе у вас попросят наличкой или переводом. Чек вы не получите, потому что кассового аппарата у «предпринимателя» нет.

За этими нарушениями стараются следить, но «потенциал реализуется не в полной мере», как заявил глава МВД республики в начале этого года. Чего греха таить, коррупция и кумовство остаются главной проблемой южных регионов страны, и любой крупный игрок понимает, что даже если он будет работать по закону, местные участники рынка будут работать в сфере серого налогообложения. Это делает ведение сетевого бизнеса в республике априори невыгодным. Вдобавок ко всему, сохраняются криминальные риски. В 2016 году Лукойл отказался от услуг Махачкалинского порта из-за беспокойств за сохранность отгружаемой нефти. Сегодня, крупный нефтяной бизнес попросту не хочет влезать в местные разборки, оставляя локальный рынок на произвол частных «предпринимателей».

Fuel1 и Nafta24 - самые крупные дагестанские сети АЗС
Fuel1 и Nafta24 - самые крупные дагестанские сети АЗС

Вот такая картина рисуется. А теперь скажите честно, куда вы заедете заправиться – на мигающую АЗС крупной сети или на местную точку со скромной вывеской «бензин». Ответ, понятен не только вам, но и предприимчивым жителям Дагестана. Ведь если сетевой бизнес в республике не представлен, это не значит, что его нельзя использовать в своих целях. Берем Роснефть, убираем первую букву, и вот у нас Осснефть с фирменным дизайном и узнаваемой стилистикой.

<p><i>Бесплатная франшиза in a nutshell</i></p>

Бесплатная франшиза in a nutshell

И что-то мне подсказывает, если копнуть другие сферы, то тоже можно найти много интересного. Конечно, эта ситуация выглядит плачевно – каждый зарабатывает как может, а потребитель страдает от низкого качества продукта и сервиса. Но пока владельцев крупного капитала все устраивает, изменений ждать не приходится.

Спасибо, что дочитали эту статью. Если она вам понравилась, можете подписаться на мой Телеграм канал, где я регулярно объясняю, что происходит в экономике, а на Ютубе снимаю анимационные ролики по экономическому ликбезу.

3030
17 комментариев

мне очень понравилась эта статья, интересно было читать

4
Ответить

Спасибо, приятно слышать

Ответить

Ну как же возвращает Дагестан деньги в бюджет? Как жил за их счет (демонстрируя на бумаге "все плохо") - так и живет. В 2021-м республика вновь заняла первое место по размеру дотаций из федерального бюджета - 7,75 млрд руб https://www.rbc.ru/economics/21/02/2022/620f8a7e9a7947829ec647cd

Ответить

Возвращает не потом что слишком много дают, а потому что не успевает тратить. Тратить бюджетные деньги это вполне себе трудозатратный процесс.

3
Ответить

Отличная статья!

1
Ответить

Параллельно заместили

1
Ответить

Офигенная аналитика и погружение в тему! Вот прям в двух абзацах вся суть коррупционного бизнеса раскрыта!

1
Ответить