Когда стратегическая сессия бесполезна, или стратсессия — это только начало

Когда стратегическая сессия бесполезна, или стратсессия — это только начало

Disclaimer - эта статья не про саму страт сессию, а про ее место в процессе формирования стратегии. Детально про саму сессию поговорим чуть позже

Стратегическая сессия — модный в последнее время инструмент. Причем и модный, и полезный. Но, как и йогурты, не все сессии одинаково полезны. И предлагаю поговорить о том, как выжать из нее максимум пользы.

Сейчас предлагаю принять, что стратегия = некий план. Хотя я с этим в корне не согласен (о чем буду писать еще не раз), но для понимания темы этой статьи вполне сойдет.

Вот провела компания страт сессию. Что после этого зачастую происходит? Короткое воодушевление команды - почти всегда! Иногда эмоции уходят в негатив, но в целом “Очень интересно провели время!”. Само по себе это отлично, но вот только в реальные дела превращается нечасто.

Почему принятая стратегия часто спускается на тормозах? Ну тут все очевидно и даже скучновато.

Первое - “у всех есть своя работа, которая зарабатывает деньги здесь и сейчас”, развитие - оно про будущее, вот в будущем и займемся.

Далее - стратегическая задача часто не превращается в план с понятными шагами. Решили на сессии ”стать ежиками” (надеюсь все знают этот анекдот), супер!!! А что делать? С чего начать? Непонятно… Идем работу работать значит. Не забывайте - между срочной и важной задачами мозг всегда выберет понятную!

Третье - проблемы в коммуникации принятых решений, точнее в ее отсутствии или неэффективности. Принятые решения нужно продвигать, пиарить, информационно поддерживать, сплачивать команду вокруг этих идей. Стоит заметить, что команды, особенно работающие не первый год вместе, отлично сплачиваются против новых инициатив, что делает достижение новых целей почти невозможным.

Ну и еще одна классика - первое лицо не “додавливает” ее реализацию по разным причинам, ему всегда есть чем заняться. А как только команда видит, что запал собственника на реализацию принятых решений ослаб, то возвращается в комфортную для себя позицию “делать то что привыкли и получать зарплату”.

Итого

Стратегическая сессия будет иметь краткосрочный эмоциональный эффект и быстро забудется если проводится "в вакууме" не является одним из этапов большого процесса работы со стратегией. Примерный драфт плана и на верхнем уровне может выглядеть примерно так

До страт сессии

  • определить ее цель, а цели могут быть разные: действительно сформировать/пересмотреть стратегию бизнеса, “встряхнуть” и вовлечь команду, синхронизировать видение дальнейшего развития с командой и тп
  • подготовить данные, необходимые для обсуждения гипотез и принятия решений
  • определиться с модератором (важны как экспертиза и опыт, так и “химия” с первым лицом)
  • модератор должен провести интервью с заказчиком и основными участниками сессии
  • при необходимости проинформировать участников что будет на сессии

После сессии

  • назначить ответственного за организацию процесса исполнения стратегии. За результат всегда отвечает СЕО, а за организацию регулярных мероприятий можно либо назначить сотрудника изнутри, либо нанять трекера (им может быть модератор, если обладает нужными навыками)
  • сформировать и утвердить план действий компании в целом и подразделений. Без него не полетит. И на сессии его сделать не получится, это первое домашнее задание по ее итогам. В идеале назначить презентацию и защиту стратегий подразделений
  • оцифровать основные страт цели и поставить их в KPI / OKR наряду с метриками текущей работы, декомпозировать их по кварталам
  • организовать регулярные рабочие встречи (трекинг) по реализации стратегии, как правило 1 раз в 2-4 недели
  • организовать квартальное ревью и корректировку стратегии

Все больше компаний идут по пути найма модератора сессии в качестве трекера по стратегии: он уже в курсе всех деталей, команда его знает, собственник ему доверяет (если за время подготовки и проведения сессии не создано доверие, то не стоит приглашать именно этого эксперта). И его не засосет операционная рутина, он будет сфокусирован на проекте реализации стратегии и не позволит команде (и первому лицу) спустить работу на тормозах.

Помните - никакая стратегия не может быть лучше ее реализации!

читайте другие статьи по стратегии, трекингу и управлению изменениями в моем блоге на VC

Больше материалов в моем телеграм-канале, который посвящен стратегии, трекингу и управлению изменениями в компаниях

22
5 комментариев

Комментарий удалён модератором

да, и такое бывает, но это все же больше про саму сессию и как ее проводить, а тут я пытаюсь обратить внимание на то без чего сессия малополезна

1

Лучше реализовать "посредственную стратегию", чем вообще не реализовать "идеальную" (с) Не помню кто сказал

1

часто на страт сессии все и заканчивается...

1

да, если изначально не запланированы (и подтверждены первым лицом) последующие мероприятия