Что может пойти не так? Основные ошибки, которые делают стартапы и как их избежать

Ошибки при запуске стартапов неизбежны. Самое важное здесь: быстро учиться на своих ошибках и не платить слишком дорого за их совершение. Приведу частые примеры ошибок из нашей практики

Ошибка 1

“Делать всё и сразу”

Да, к сожалению, постулаты Lean Startup еще не всем знакомы. Поэтому часто при планировании проекта в роадмап добавляется весь возможный функционал, который только придумала креативная группа, без data-driven подхода и приоретизации.

Мы тоже наступали на эти грабли, когда писали платформу для фрилансеров и ушли в разработку на год. За это время рынок услуг фрилансеров претерпел сильные изменения и к моменту релиза часть функционала была уже неактуальна.

Что может пойти не так? Основные ошибки, которые делают стартапы и как их избежать

Сейчас мы четко идем по принципу: сначала одна базовая функции в MVP, а затем как пользователи “попросят”. Любые новые фичи через предварительное тестирование и обратную связь. Именно потому сейчас от постановки ТЗ до первой версии у нас проходит 3-5 месяцев, а затраты на запуск проекта снизились с 7-10 млн. руб. до 2-3 млн. руб.

Ошибка 2

Игнорирование конкурентов

Сейчас уже сложно представить продукт, у которого не было бы конкурентов. Точнее, если новый продукт призван решать какую-то проблему/задачу пользователя, то на рынке скорее всего уже существуют решения, которые решали эту проблему ранее. Как говорит Ю. Дроган: “Вы забираете деньги не у клиентов, а у конкурентов. Поэтому четко определите, кого вы будете “мочить”. ” Мы даже добавили такой пункт в обязательную аналитику по идее перед запуском.

Любой новый продукт должен основываться на гипотезе одного или нескольких конкурентных преимуществ - тех причин, почему пользователи будут готовы перейти от прежних решений на ваше. Если таких причин нет, ваш продукт заранее провален, т.к. сила привычки гораздо мощнее, нежели интерес попробовать что-то новое.

Поэтому исследование, исследование и еще раз исследование!

Ошибка 3

Убеждение, что хороший продукт станет вирусным сам по себе

Ожидание, что продукт станет популярным без активных маркетинговых усилий, может привести к потере времени и ресурсов.

К сожалению, уже давно прошли те времена, когда классные продукты вытягивали себя сами, без должного маркетинга. Но настали те времена, когда хороший маркетинг может “вытянуть” средний продукт. Так что бюджет на маркетинг при запуске должен быть соизмерим с затратами на разработку и даже превышать их, когда мы говорим о конкурентной нише. Вспомните, как заходил на рынок “Самокат” - только ленивый не слышал о доставке за 15 минут, охватные кампании сработали на ура.

Что может пойти не так? Основные ошибки, которые делают стартапы и как их избежать

Ошибка 4

Игнорирование экономики

К сожалению, причина закрытия большинства стартапов - это “несходимость unit-экономики”. Проще говоря, финансирование закончилось раньше, чем команда научилась извлекать прибыль из проекта. Понятно, что большинство стартапов в первые 2-3 года (а то и больше) убыточны, но нужно постоянно держать руку на пульсе ключевых метрик, которые обеспечивают “сходимость” экономике в перспективе.

Например, если посмотреть на экономику нашего проекта “Гульдог”, то стоимость клиента совсем не окупается доходом от оказания разовой услуги, поэтому в качестве базовой метрики была выбрана LTV? а в качестве фокуса маркетинга - работа с повторными заказами. Также мы разработали специальные пакеты выгулов и бонусную систему.

Что может пойти не так? Основные ошибки, которые делают стартапы и как их избежать
Елена Колпакова
руководитель команды запусков в IT-экосистеме “Профиланс Групп” https://profilancegroup.com/
Начать дискуссию