Необходимый минимум для запуска MVP: как не перестараться?

Привет, я Елена Колпакова, руководитель команды запусков в “Профиланс Групп”. Мы любим запускать новые проекты и делиться своим опытом.

Термин "MVP" давно известен в среде стартапов и не нуждается в подробном объяснении, если речь идет о запуске нового продукта.

В "Профиланс Групп" мы давно перешли на тестирование новых проектов по методу Lean Startup, поэтому MVP - это то, что умеем и любим делать. В данной статье я хочу раскрыть основные моменты создания MVP в разных сферах и поделюсь советами по проектированию MVP из нашей практики.

Что не есть MVP?

Необходимый минимум для запуска MVP: как не перестараться?

Если понятно, что MVP - это минимальный необходимый функционал продукта, чтобы протестировать его жизнеспособность на рынке, то как отличить MVP от его следующей версии или "недо-версии"? Где та необходимая грань, на которую должны ориентироваться продуктологи при запуске?

Для себя мы выработали такие правила определения MVP продукта:

  1. Только core job продукта, ничего лишнего. Продукт решает одну конкретную проблему пользователя.

  2. Задействованы минимально возможные ресурсы на создание MVP. Никаких дорогих разработок, специалистов, огромной команды и т.п.

  3. Одна единственная цель запуска MVP - это валидация экономической целесообразности будущего продукта через обратную связь от пользователей.

MVP должен быть простым, быстрым в создании и достаточным, чтобы пользователи смогли его протестировать. В идеале MVP должен обеспечить максимум информации при минимальных усилиях.

На один проект может быть несколько MVP. Это связано с тестированием разных гипотез ценности будущего продукта. Например, в рамках проекта по правильному питанию мы тестировали сопровождение нутрициолога, единоразовые консультации и марафон. И все три направления без наема собственных специалистов.

Как определить MVP на этапе подготовки?

1. Любой новый проект начинается с обширного маркетингового исследования идеи проекта. Исследование может включать в себя такие этапы:

  • анализ ниши и ее тренда;
  • ключевые игроки и их показатели;
  • закрывшиеся проекты, близкие к вашей идее;
  • потенциальная целевая аудитория проекта и ее проблемы и "боли";
  • возможные финансовые модели проекта,
  • ограничения и риски проекта.

2. Затем мы берем одну ключевую проблему потенциальных пользователей и примеряем на идею. Каким образом, наш будущий продукт решит эту проблему? Например, проблема клиента звучит как "не с кем оставить ребенка на пару часов", уточнение: “нужен надежный человек, кому не страшно доверить ребенка”.

Необходимый минимум для запуска MVP: как не перестараться?

3. Далее вокруг проблемы создаем решение на основе нашей идеи и формулируем конечный продукт. Для примера выше это: "проверенная няня на час посидит с ребенком". Продукт: сервис по заказу бебиситтеров.

4. Затем мы должны доставить клиенту решение его проблемы, используя минимальный набор ресурсов. Можно сравнить с диетой: MVP - это как съесть 1000 калорий в день и не остаться голодным. Из всего многообразия функций будущего сервиса берем только те, без которых нельзя решить обозначенную выше проблему пользователя.

В примере с няней на час мы увидели, что это всего лишь 3 необходимых составляющих:

  • точка касания с клиентом (место, где можно няню заказать),

  • сама няня, прошедшая наши проверки,

  • обеспечение возможности няни быть в указанном месте в указанное время.

5. “Раскатываем” эти ключевые фичи на уровень ниже. Для каждой желательно продумать и просчитать несколько вариантов реализации, а затем выбрать самый оптимальный вариант по соотношению "цена-качество".

Например, заказать няню можно:

  • через объявление на Авито;

  • в чате Телеграм;

  • на специальном лендинге;

  • просто по телефону.

На все эти “посадки” можно вести трафик. Только не все они одинаково сочетаются с другими требованиями к продукту. Вряд ли концепт “проверенной няни” будет логично считываться с Телеграм-канала. Поэтому самый оптимальный вариант не равен самому дешевому, особенно когда стоимость реализации примерно в одном дапазоне.

6. Заключительным этапом в проектировании MVP является описание будущей данной версии продукта и его согласование со всеми заинтересованными сторонами.

Советы по реализации MVP

После того, как MVP утвержден, приходим к реализации. Популярный вопрос: сколько она должна длиться? Чем быстрее, тем лучше, но сильно пренебрегать качеством ради скорости не стоит, иначе обратная связь от пользователей не даст желаемых результатов.

Необходимый минимум для запуска MVP: как не перестараться?

Мы в “Профиланс Групп” умеем делать MVP в срок от одной недели до пары месяцев. Все зависит от сложности проекта. Поделимся советами, как не превратить реализацию MVP в ад постоянное желание сделать больше и лучше.

  1. Не делайте лишнего. Если от опции можно отказаться и ничего не случиться, то зачем ее делать? “Украшательством” можно всегда заняться позже.

  2. Не раздувайте штат для MVP. Фонд оплаты труда тоже в стоимость реализации MVP. Не надо создавать дополнительные рабочие места, пока без них вы далее больше никак не можете. Например, обработать 10-15 заявок в день в команде может кто угодно, совсем необязательно нанимать под эту функцию отдельного человека.

  3. Постарайтесь максимально обходиться без разработки. Сейчас очень много так называемых low-code и zero-code платформ, где можно (разобравшись, конечно) собрать web или мобильное приложение. Это гораздо дешевле, чем даже один full-stack разработчик.
  4. Ограничьте свой бюджет на MVP. Нельзя начинать делать продукт, не зная, сколько максимально можно на него потратить. Чтобы в будущем unit-экономика сошлась, составьте первоначальный финансовый план по проекту и пропишите все расходы, которые вы собираетесь совершить. Итоговые цифры точно будут отличаться, но если колебания в пределах 20%, то значит, вы все делаете верно.

  5. Не бойтесь докручивать MVP в процессе. Это нормально останавливать трафик и что-то доделывать в продукте. Или даже переделывать. MVP на то и нужен, чтобы на основе обратной связи от пользователей явить миру что-то более совершенное и востребованное на рынке. Практически каждый наш проект имел как минимум один “пивот”, когда концепция менялась полностью. Не реагировать на новые условия и следовать заранее намеченному плану - вот что в корне неверно.

Если вам интересно создавать MVP для новых проектов, велком к нам в команду. Наша цель: минимум 100 приносящих прибыль проектов через 20 лет. Актуальные вакансии доступны здесь: https://profilancegroup.com/job

33
реклама
разместить
Начать дискуссию