Candidate Journey: как сделать подбор сотрудника увлекательным приключением и зачем это нужно

Сегодня в продвинутом рекрутменте всё большую популярность набирает понятие Candidate Journey, или путь кандидата. Нам в CHOICEIT даже больше нравится прямой перевод этого выражения с английского – «путешествие кандидата». Почему? Слово «путешествие» ассоциируется с новым интересным опытом, положительными эмоциями и предвкушением. По такому принципу и стоит создавать Candidate Journey Map – карту пути кандидата, которой вы будете следовать в своей работе. Уверены, увлекательно и классно в этом путешествии будет всем!

Кроме того, разработка Candidate Journey помогает решать и вполне конкретные задачи: оптимизация, совершенствование и автоматизация процесса найма, возможность посмотреть на поиск сотрудников с нового ракурса и сделать подбор талантов более эффективным.

Candidate Journey – относительно новый термин, который мы используем для обозначения пути взаимодействия компании с потенциальным кандидатом во время найма. Путь кандидата включает все «touchpoints» - точки касания, или моменты непосредственного взаимодействия кандидата и представителей компании-работодателя от начала и до конца: от минуты, когда соискатель видит описание позиции, до финального решения, которое принимает компания (оффер/отказ). И путь вашего кандидата очень важен даже в том случае, если соискатель не прошёл отбор.

Отдельное понятие здесь, которое мы тоже уже упомянули, - Candidate Journey Map. Это карта пути кандидата, которая представляет собой визуализацию «путешествия» и может напоминать блок-схему любого бизнес-процесса. Кстати, совершенно точно можно сказать, что по своей сути путь кандидата – тоже один из бизнес-процессов в компании. А наглядный пример такой карты будет в конце статьи, но не спешите скроллить, в следующем разделе нашего материала будет тоже очень полезная информация – об этапах пути кандидата.

Что включает в себя Candidate Journey

Сейчас коротко пройдёмся по основным этапам пути Candidate Journey и обозначим важнейшие точки касания. Вот после этого паззл сложится, и вам точно станет понятно, что к чему.

  • Знакомство с компанией. Именно в этот момент начинается путешествие вашего будущего потенциального сотрудника. Возможно, он видит вакансию на job-сайте, на Habr или в Телеграм-канале, узнаёт о компании на митапе или прочитав в интернете статью?

Touchpoints: ваша вакансия на job-сайте, на сайте компании или в социальных сетях; присутствие компании на мероприятиях; статьи о компании в различных источниках.

  • Формирование интереса к вакансии. Здесь начинается ваша работа по созданию привлекательной вакансии, которая зацепит и заинтересует кандидата. О том, как создавать вакансии, на которые хочется откликнуться, мы обязательно поговорим в будущем.
  • Отклик на вашу позицию в разных источниках. На этом этапе заинтересованный кандидат оставляет свои контакты для связи, компания получает заявку и обрабатывает её.

Touchpoint: кандидат оставляет отклик на позицию и получает подтверждение о получении его письма. Для оптимизации процесса на этом этапе можно разработать форму ответа для любого типа кандидатов.

  • Предварительное отбор. На этом этапе вы отбираете резюме подходящих кандидатов. Для более ясного понимания этапа вы можете сформировать свои внутренние принципы и критерии отбора (опыт работы, софт скиллс и др.). После выборки подходящих людей вы приглашаете их на собеседование.

Touchpoint: кандидат получает письмо/сообщение/звонок сотрудника компании с приглашением на собеседование.

  • А сейчас один из самых главных этапов – собеседования. Здесь также советуем сформировать внутренний регламент, с кем именно/в каком порядке/по какому принципу проходят интервью в компании.

Touchpoint: собеседование – одна из ключевых точек касания. Именно здесь кандидат и компания более подробно знакомятся и узнают друг друга.

  • Отдельным этапом выделим финальное интервью - это важнейшая точка касания, часто имеющая определяющее значение в принятии окончательного решения. На финальном собеседовании дополнительно оцениваются soft skills кандидата: коммуникабельность, стрессоустойчивость, умение работать в команде и т.п.

Touchpoints: финальное собеседование, дополнительная оценка компетенций.

  • Принятие решения. Формирование оффера или отказа кандидату. Очень важно с должным уважением отнестись даже к тому кандидату, который после всех стадий отбора не подошёл по каким-либо причинам. Ваш отказ должен быть таким же продуманным, как и оффер.

Touchpoint: кандидат получает обратную связь после прохождения всех этапов отбора. Подумайте, как правильно сделать оффер и – как корректно написать об отказе. Отметим, что это тоже одна из ключевых точек касания.

Ремарка: если кандидат получает отказ, то в дальнейшем точками касания могут быть отзыв о компании, коммуникации по другим вакансиям, а иногда кандидат может стать вашим клиентом!

Если компания делает кандидату предложение о работе, то впереди ещё два этапа:

  • Решение кандидата. Не забываем о том, что кандидат может ваше предложение либо принять, либо отклонить. В первом случае происходит оформление всех необходимых документов и подготовка к началу работы.

Touchpoint: кандидат сообщает компании о своём решении. В случае принятия предложения – новый сотрудник взаимодействует с HR для оформления на должность.

  • И мы переходим на заключительный этап! Welcome on board! Этап онбординга включает в себя адаптацию в коллективе, ознакомление с бизнес-процессами и начало работы кандидата.

Touchpoint: взаимодействие нового сотрудника с руководителями, HR-службой и коллегами.

Зачем вам нужно разработать Candidate Journey

На первый взгляд может показаться, что продумывать путь кандидата может быть бесполезным, если сам этот путь не заканчивается наймом, ведь часто случается так, что до трудоустройства не доходит.

Однако, мы в CHOICEIT крепко стоим на своём: чем бы не закончился процесс отбора для конкретного соискателя, его путь, который он пройдет, взаимодействуя с вами, должен быть тем самым journey – путешествием. Увлекательным приключением с позитивным контекстом. Ведь каждый опыт таких коммуникаций в конце концов выстраивает репутацию компании. А мы с вами знаем, что репутация – очень долгосрочная история, и имидж строится на десятках и сотнях таких нюансов.

Сделайте путь кандидата интересным и комфортным, а потом, например, с удовольствием прочитайте приятный отзыв о компании от человека, который не устроился к вам работать, но получил позитивный опыт коммуникации. Или примите на работу талантливого и уникального сотрудника, который пришёл по рекомендации. Мыслите перспективами, а не только сиюминутными возможностями 😉

Candidate Journey Map: как выглядит карта

Как и с любым бизнес-процессом, только лишь прописать путь кандидата может быть недостаточно. Да и скучно просто читать текст с инструкцией, когда речь идёт о таких приключениях, согласны? Поэтому советуем в соответствии с разработанным алгоритмом создать визуализацию, в рекрутинге - Candidate Journey Map. Выглядеть она может вот так:

(Взяли красивую картинку с talentlyft.com, там же, кстати, можно прочитать интересную статью на тему на английском).
(Взяли красивую картинку с talentlyft.com, там же, кстати, можно прочитать интересную статью на тему на английском).

Чек-лист: как разработать путь кандидата

Написали для вас короткий чек-лист по разработке Candidate Journey, чтобы ничего не упустить и не забыть!

  • Пропишите весь процесс найма в вашей компании. Возможно, у вас есть определённая специфика в алгоритме подбора, утверждённый регламент или иные нюансы;
  • Выделите touchpoints – точки касания, когда вы непосредственно взаимодействуете с кандидатом;
  • Внимательно продумайте каждую точку касания – пропишите привлекательные и лёгкие для восприятия шаблоны писем или скрипты для первичного общения, настройте отправку автоматических ответов для оптимизации времени, продумайте элементы мотивации для ваших будущих потенциальных сотрудников и т.д.;
  • Сделайте визуализацию пути кандидата - Candidate Journey Map (см.выше);
  • Отправляйтесь в путешествие вместе с вашим кандидатом!

Желаем вам и вашим будущим сотрудникам ярких, позитивных и незабываемых совместных journeys!

77
Начать дискуссию