{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Делегировать или приказывать: как правильно?

Сегодня слово «делегировать» трактуется довольно широко. Под делегированием понимается все, что руководитель может переложить на плечи подчиненных.

В этой статье разберем, что такое делегирование в узком классическом понимании, и чем оно отличается от приказа. И поговорим о том, в каких ситуациях правильно было бы приказать, а в каких делегировать.

Хороший администратор не откладывает на завтра то, что может сегодня перепоручить подчиненному.

Фред Келли

Вообще, приказ и делегирование – это крайние точки континуума, диапазон, в котором начальник коммуницирует с подчиненными в части постановки задач.

Сразу определимся. Единственное, что не может делегировать руководитель – это свою ответственность за конечный результат.

Если кому-то интересно глубже разобраться в вопросе передачи работы подчиненным и том, как делегировать эффективно для развития компании, вы можете прослушать мой подкаст «7 ключевых ошибок при делегировании». Для этого, напишите мне в Телеграм:

Континуум стилей руководства.

Даю этот инструмент для общего качественного понимания, без погружения.

Здесь важно осознать принципиальные отличия.

  • Когда руководитель приказывает, он сохраняет за собой почти всю полноту власти и почти полный контроль, у подчиненных практически нет свободы в выборе того, как выполнить задачу.
  • Когда руководитель делегирует, он снижает свою власть и предоставляет больше свободы команде в выборе того, как реализовать поставленную задачу.

Поэтому при отдаче приказа (распоряжения) и при собственно делегировании нужно использовать разные инструменты.

Континуум стилей руководства (Таннебаум и Шмидт).

Приказ.

Инструмент для отдачи приказов (распоряжений) хорошо известен и описан в большом количестве книг и статей.

Я думаю, вы слышали про технологию SMART?

Глубоко вникать тоже не будем, остановимся на кратком описании и примере.

Согласно SMART-критериям, задача должна быть:

  • Конкретной,
  • Измеримой,
  • Достижимой,
  • Релевантной (соответствовать целям организации, соответствовать содержанию работы исполнителя),
  • Определенной во времени.

Пример постановки задачи по SMART-критериям.

Ваша задача – провести инвентаризацию на складе по товарной группе Х. Процедура инвентаризации описана в соответствующем Регламенте. Результаты должны быть у меня на столе не позднее 15:00 понедельника.

Здесь все четко, точно, конкретно. У сотрудника практически нет никакой свободы действий. Он обязан все сделать в рамках Регламента, где все очень жестко описано. Хотя минимальная свобода остается, все-равно может где-то что-то «накосячить».

Делегирование.

Делегировать, кого-что (от франц. deleguer). Послать (посылать) делегатом, выбрать (выбирать) представителем. Толковый словарь Ушакова.

Другими словами, при делегировании руководитель назначает подчиненного своим представителем для решения каких-либо вопросов. При этом наделяет его определенными полномочиями, то есть делится властью.

И, конечно же, тут SMART-критериями уже не обойдешься.

Автор инструмента, который я хочу вам представить – Роберт Дилтс. Это бизнес-консультант, перед которым стояла задача, помочь передать предприятие FIAT от уходящей пожилой команды управленцев молодым руководителям. Сделать это нужно было быстро и качественно.

А теперь к описанию инструмента и примеру.

В таблице описана масштабная, творческая задача. Не каждый сотрудник с ней справится. И здесь руководитель вынужден наделить человека полномочиями, предоставить ему определенную свободу действий. Или альтернативный вариант – придется разбираться с этим вопросом самому.

Приглашаю на бесплатный 60-минутный разбор, на котором можно определиться с набором инструментов для работы и управления сотрудниками в той или иной ситуации. Пишите https://t.me/VVZuzko.

Так делегировать или приказывать?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно оценить четыре переменные.

  • Задание. Если это простая задача, например, отнести на склад рессору от КАМАЗа, здесь, конечно, нужно использовать приказ. Если задача творческая: сделать новую выкладку товара, разработать Положение о чем-то, подготовить мероприятие, то больше подойдет делегирование.
  • Подчиненный. А он вообще способен выполнять масштабные творческие задачи или нет? Справится ли?
  • Я, как руководитель. А мне комфортно будет дать такую свободу действий сотруднику? Или я хочу все держать под своим жестким контролем?
  • Культура организации. Если вы – первое лицо, нет проблем, вы определяете, какой стиль управления доминирует в вашей организации. Если вы наемный руководитель и, например, привыкли к жесткому контролю, а в компании доминирует демократический стиль управления (ну или наоборот), то как воспримут это другие сотрудники и первое лицо? Может имеет смысл адаптироваться под культуру организации?

Я уже писал, что приказ и делегирование – это крайние точки континуума, диапазон, в котором может действовать руководитель. Поэтому, освоив оба инструмента, вы сможете свободно чувствовать себя и в других ситуациях, когда и приказ вроде бы не подходит, нужно еще что-то добавить. Но и делегирование в чистом виде – это тоже перебор. Тогда вы сможете воспользоваться каким-то сочетанием описанных инструментов в этом диапазоне.

Заключение.

  • Чтобы ответить на вопрос «Делегировать или приказывать?» и выбрать правильный вариант, нужно оценить четыре переменные: задание, подчиненный, я, как руководитель, культура организации. Правильно и то, и другое. Но в разных ситуациях.
  • Руководителю имеет смысл освоить оба инструмента: и приказ, и делегирование. Чем шире ваш диапазон навыков, тем вы успешнее.

Приглашаю на бесплатный 60-минутный разбор.

За 60 минут вы получите пошаговый план: как перенести нагрузку на подчиненных и выстроить систему, которая позволит контролировать сотрудников, управлять их действиями с вашим минимальным участием. Пишите https://t.me/VVZuzko.

Всех благ!

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Максим Шишов

Актуальная тема. Спасибо. А как справиться с внутренними переживаниями о чувствах сотрудников? Ведь не под всех подходит один и тот же стиль

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зюзько
Автор

Максим! Нужно разбирать ситуацию и под нее подбирать инструмент. Если сотрудник очень ценный, то подбирать инструмент под конкретного сотрудника.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владимир Зюзько
Автор

Антон! Да, консультации провожу. Пишите в личку https://t.me/VVZuzko.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Статком

Абсолютно согласен. Под всех не бывает единой стратегии. Убедился на своем опыте

Ответить
Развернуть ветку
Сергей

Владимир, как всегда, всё чётко и по делу. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Порошенко

Хорошую тему затронули, Володя, думаю для многих руководителей актуальна.

Ответить
Развернуть ветку
Stephan Davydoff

Просто о сложном!
Продолжайте создавать статьи, тем самым помогая разбираться в столь сложных вопросах межличностных коммуникаций

Ответить
Развернуть ветку
Yurii Chaika

Владимир затронул очень актуальную тему. При руководстве коллективом я часто стоял перед дилеммой - приказать или отдать инициативу сотрудникам. За решением производственных задач не всегда приходилось уделять должное внимание человеческому фактору. Загорелся посетить 60-минутный разбор. Очень интересно разобраться, и применить полученные знания в своей работе.
Владимир!
Когда состоится семинар? Забронируйте, пожалуйста, место для меня.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зюзько
Автор

Юрий! Семинары не проводим. Отказались от такой формы работы. Приглашаю на бесплатный разбор вашей ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Невеждин

вот бы еще научиться готовить сотрудников готовых к делегированию )

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Рубенс

Сначала страшно начинать делегировать, а потом втягиваешься. Проверено на личном опыте

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зюзько
Автор

Да! Потом еще и удовольствие начинаешь от этого получать :)

Ответить
Развернуть ветку
Dasha Pfeyler

Отличная статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Клюев

Если приказывать - обижаются, делегировать воспринимается по-другому) Как сухарь и крекер

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail G

Интересная тема... Как можно пообщаться очно?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зюзько
Автор

Михаил, добрый день!
Я в СПб. Вы тоже? Пишите в личку в https://t.me/VVZuzko. С удовольствием пообщаюсь.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда