С чего начать описание бизнес-процессов? Бизнес-процессы верхнего уровня

Для того, чтобы добиться желаемого результата по повышению эффективности бизнеса и не потратить много времени и денег на наведение порядка, первое что необходимо сделать - это разделить процессы на 3 основные группы - процессы верхнего уровня, или функции.

Процессы управления.

Первая группа - это процессы управления.

Как правило к этой категории мы относим все процессы, которые связаны с управлением бизнесом:

  • Стратегическое управление
  • Операционное управление
  • Управление финансами
  • Управление инвестиционными проектами
  • Управление технологиями
  • Управление персоналом и пр.

Процессы управления отвечают на следующие вопросы:

  • Какие у бизнеса стратегические цели?
  • Куда бизнес пойдет в своем развитии?
  • Какая будет бизнес-модель компании?
  • Как будет строится система управления?
  • Как будет строится система ценообразования?
  • За счет чего будет расти выручка?
  • За счет чего будет формироваться прибыль?
  • Какие технологии мы будем использовать?

В своей практике, мы сталкиваемся с ситуацией, когда в реальном бизнесе процессы управления никак не формализованы, т.е. в компании часто нет документов, которые регламентируют управленческие функции. Но отсутствие регламентов совсем не означает, что процессов управления нет в компании, они точно есть, но работают они "как то".

Основные процессы.

Вторая группа - это основные процессы.

Мы называем эту группу - "Процессы создания рыночной ценности"Это те процессы, которые формируют основную ценность для конечного потребителя вашего бизнеса, и без которых ценность ваших услуг или товаров или снижается, или перестает быть ценностью вовсе.

Например, Вы производите одежду. В этом случае к основным процессам будут относится следующие:

1. Маркетинг (определение целевой аудитории, опросы целевой аудитории, с целью понимания ее потребностей, отслеживание трендов в моде, разработка новых моделей одежды и пр.)

2. Закупки сырья и материалов.

3. Производство (пошив одежды)

4. Продажи

5. Доставка (в случае, если доставка добавляет ценность вашему товару)

Например, если доставка добавляет ценность к конечному продукту и является его составной частью, то доставка относится к группе процессов создания ценности. И наоборот, если доставка не имеет значительной ценности для конечного потребителя вашего продукта, то процесс доставки мы относим к следующей группе процессов - к вспомогательным.

Вспомогательные процессы.

Вспомогательные - это все процессы, которые обеспечивают бесперебойную работу основного процесса - процесса создания ценности.

В рамках приведенного выше примера с производством одежды, к этой группе можно отнести следующие процессы:

  • Финансирование и взаиморасчеты
  • Бухгалтерский учет
  • Кадровый учет
  • ИТ обеспечение
  • Техническое обеспечение производства

Каждая из вышеперечисленных групп включает в себя вложенные бизнес-процессы, которые в свою очередь могут быть декомпозированы на подпроцессы и/или задачи (операции).

Чтобы видеть бизнес-архитектуру в целостном виде, и чтобы не утонуть в описании ее деталей, начинать стоит именно с процессов верхнего уровня, и только потом поэтапно детализировать каждый из них.

Оставляйте заявку на БЕСПЛАТНЫЙ АУДИТ БИЗНЕСА и получите пошаговый план "Пошаговый план выхода из операционки" https://www.systembiz.ru/zayavkanabesplatnuyuaudit/

Подписывайтесь на наш ютуб-канал @systembiz

Группа ВК sistembiz36

Телеграмм sistembiz36

11
реклама
разместить
Начать дискуссию