С чего начать описание бизнес-процессов? Бизнес-процессы верхнего уровня
Для того, чтобы добиться желаемого результата по повышению эффективности бизнеса и не потратить много времени и денег на наведение порядка, первое что необходимо сделать - это разделить процессы на 3 основные группы - процессы верхнего уровня, или функции.
Процессы управления.
Первая группа - это процессы управления.
Как правило к этой категории мы относим все процессы, которые связаны с управлением бизнесом:
- Стратегическое управление
- Операционное управление
- Управление финансами
- Управление инвестиционными проектами
- Управление технологиями
- Управление персоналом и пр.
Процессы управления отвечают на следующие вопросы:
- Какие у бизнеса стратегические цели?
- Куда бизнес пойдет в своем развитии?
- Какая будет бизнес-модель компании?
- Как будет строится система управления?
- Как будет строится система ценообразования?
- За счет чего будет расти выручка?
- За счет чего будет формироваться прибыль?
- Какие технологии мы будем использовать?
В своей практике, мы сталкиваемся с ситуацией, когда в реальном бизнесе процессы управления никак не формализованы, т.е. в компании часто нет документов, которые регламентируют управленческие функции. Но отсутствие регламентов совсем не означает, что процессов управления нет в компании, они точно есть, но работают они "как то".
Основные процессы.
Вторая группа - это основные процессы.
Мы называем эту группу - "Процессы создания рыночной ценности"Это те процессы, которые формируют основную ценность для конечного потребителя вашего бизнеса, и без которых ценность ваших услуг или товаров или снижается, или перестает быть ценностью вовсе.
Например, Вы производите одежду. В этом случае к основным процессам будут относится следующие:
1. Маркетинг (определение целевой аудитории, опросы целевой аудитории, с целью понимания ее потребностей, отслеживание трендов в моде, разработка новых моделей одежды и пр.)
2. Закупки сырья и материалов.
3. Производство (пошив одежды)
4. Продажи
5. Доставка (в случае, если доставка добавляет ценность вашему товару)
Например, если доставка добавляет ценность к конечному продукту и является его составной частью, то доставка относится к группе процессов создания ценности. И наоборот, если доставка не имеет значительной ценности для конечного потребителя вашего продукта, то процесс доставки мы относим к следующей группе процессов - к вспомогательным.
Вспомогательные процессы.
Вспомогательные - это все процессы, которые обеспечивают бесперебойную работу основного процесса - процесса создания ценности.
В рамках приведенного выше примера с производством одежды, к этой группе можно отнести следующие процессы:
- Финансирование и взаиморасчеты
- Бухгалтерский учет
- Кадровый учет
- ИТ обеспечение
- Техническое обеспечение производства
Каждая из вышеперечисленных групп включает в себя вложенные бизнес-процессы, которые в свою очередь могут быть декомпозированы на подпроцессы и/или задачи (операции).
Чтобы видеть бизнес-архитектуру в целостном виде, и чтобы не утонуть в описании ее деталей, начинать стоит именно с процессов верхнего уровня, и только потом поэтапно детализировать каждый из них.
Оставляйте заявку на БЕСПЛАТНЫЙ АУДИТ БИЗНЕСА и получите пошаговый план "Пошаговый план выхода из операционки" https://www.systembiz.ru/zayavkanabesplatnuyuaudit/
Подписывайтесь на наш ютуб-канал @systembiz
Группа ВК sistembiz36
Телеграмм sistembiz36