Как удалось превратить детскую телефонную зависимость в инструмент обучения

Избыточное использование гаджетов — спорная проблема последних годов. Если за последние 20 лет взрослые прошли через революцию от кнопочного телефона до умного дома с голосовым ассистентом, то рожденные с ~2015 сразу прибыли в обновленный мир. Как это влияет на их развитие? Объясняю на примере интерактивной игрушки для маленьких детей.

Как удалось превратить детскую телефонную зависимость в инструмент обучения

Зависимость от телефона — не совсем корректное название, поскольку избыточно привязанные к гаджету дети интересуются не самим смартфоном, а интернетом. К интернету же привязан давно устоявшийся термин: цифровая зависимость. Немного рассмотрим её.

Цифровая зависимость как диагноз до сих пор не признана медициной, однако в 2019 году среди официальных заболеваний появились такие диагнозы как «зависимость от видеоигр» и «зависимость от онлайн-казино».
У детей и взрослых симптомы цифровой зависимости проявляются примерно одинаково.

Сама по себе зависимость — это навязчивое состояние, в котором использование интернета (игр, соцсетей, телефона) становится чрезмерным, и уже является для ребенка потребностью наравне с естественной.
Если упростить исследования специалистов, можно сказать, что ребенок который сутками пропадает в гаджете, абсолютно не интересуется окружающим миром, а на попытки малейшего ограничения реагирует агрессивно — является зависимым. Притом чем сильнее агрессия, тем выраженней сама зависимость. Кроме того, при отсутствии источника зависимости, эмоциональное состояния ребенка резко ухудшается, вплоть до полной апатии.

Некоторые специалисты сравнивают цифровую зависимость с наркотической (но если копать глубоко, окажется, что на психологическом и физическом уровнях любая зависимость проявляется одинаково, будь то азартная, алкогольная, и даже пищевая).

Когда в 4 ночи изучаешь инфу про цифровую зависимость
Когда в 4 ночи изучаешь инфу про цифровую зависимость

Но не все так просто, и если разбираться, последние несколько лет смартфон превратился для всех в необходимость. Общение, покупки, поиск ответов на любые вопросы, карты, учеба, фильмы и развлечения: все внутри смартфона. И если 20 лет назад ребенок, которого не выпускали погулять во двор был изолирован, то сейчас изолированным считается ребенок гуляющий без смартфона.

Дети осваивают гаджеты до того, как научатся читать и писать, а к моменту обучения уже имеют прокачанные аккаунты в условном Brawl Stars.
Частое использование смартфона само по себе нельзя назвать зависимостью, однако если состояние навязчивое стоит задуматься.
При этом стоит учитывать, что смартфоны никуда не денутся, и будут с нами т нашими детьми долгое время, вплоть до разработки иной, альтернативной технологии.

Одними из первых, кто в полном масштабе понял силу интернета был YouTube, который запустил площадку Kids ориентированную для зрителей до 12 лет.

12,6 миллиардов просмотров у ролика Baby Shark Dance

Это рекорд YouTube на сегодняшний день, и принадлежит он упомянутой платформе Kids.

В свое время не отставали и мобильные разработчики (в особенности IOS), делая обучающие приложения для детей всех возрастов.

Как я отмечал, всемирная организация здравоохранения не признает зависимость от телефона или интернета заболеванием, Исходя из изученных мной исследований психологов, психиатров, педиатров и неравнодушных родителей можно обобщить несколько важных аспектов негативного влияния смартфонов на детей:

  • Снижение способности к обучению и умственной деятельности;
  • Сокращение способности концентрации внимания;
  • Неприятие реального мира из-за «серости» относительно виртуального пространства, предпочтение гаджетов ко всему иному;
  • Негативный образ мыслей при невозможности пользоваться гаджетами;
  • Игра в любом месте (туалет, прием пищи, транспорт) и в любое время, а следствие нарушение сна и аппетита.

Назовем эти аспекты гипотезами, и узнаем что думают те, кто непосредственно разрабатывает обучающие программы для детей:

Юлия Малина
Клинический психолог

Если мы говорим о понятии «цифровая зависимость», в первую очередь следует отличать норму в использовании гаджетов от патологии.Бывает так, что родители бьют тревогу там где её нет, или наоборот — не обращают внимания на запущенные случаи.

Чаще всего родители маленьких деток используют гаджеты как «цифровую няню»: можно включить ребенку видео, или приложение, а самому получить передышку в виде свободного времени.

Беда гаджетов в том, что взаимодействие с ними приносит ребенку куда больший объем удовольствия, чем обычные игры. Этот поток запросто «сносит с ног». Машинки, мячики, куклы или солдатики — все это нравится детям, но никак не сравнится со стремительной чередой красок, сюжетов и информации, что идут с экранов. При постоянном использовании гаджетов, ребенку 6 лет уже бывает трудно «дружить» с чем-то кроме телефона или планшета.

Главные показатели, по которым можно определить цифровую зависимость:

  • Постоянные мысли о гаджетах, вне зависимости от того, чем сейчас ребенок занимается;
  • Чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время игры или в ситуации, когда нет возможности поиграть;
  • Понимание ребенка, что нужно сократить время за гаджетами, но контролировать он себя уже не может;
  • Отказ от других развлечений (хобби, прогулки с друзьями) в пользу игры;
  • Нарушение режима сна, нарушение аппетита.

Корень проблемы цифровой зависимости — отдаление родителя от ребенка, но никак не наоборот. Если ребенок уткнулся в гаджет, и его больше ничего не интересует, значит в свое время так было удобно родителям. Они возможно хотели тишины, свободного времени. Не захотели или не смогли организовать отношения ребенка с гаджетом, обозначить и следить за соблюдением правил.

Чтобы победить зависимость у ребенка, в первую очередь родителю стоит пересмотреть собственное поведение: вполне вероятно, что постоянное использование смартфона всюду— часть семейной нормы, которую копирует сам ребенок. Например, если вы кушаете с телефоном, нужно перестать так делать, и объявить обеденный стол «территорией без гаджетов».

Необходимо понять, какую потребность закрывает ребенок с помощью гаджета. Ему скучно? Нет человека, который помог бы организовать игру? Он хочет посоревноваться или пообщаться со сверстниками? Как только получится найти потребности, можно и в реальном мире поискать альтернативы виртуальному. Важно выстроить доверительные отношения с ребенком, наладить общение. Если ребенок уже отдалился, стоит проявить интерес к его виртуальному миру, узнать о его игре, скинах, и локациях. Ребенку может быть интересно с родителем (и родителю с ним), нужно найти общий язык, и тогда ребенок сам захочет выходить из мира виртуального в реальный.

Доверительные отношения — это рецепт решения почти всех проблем с ребенком

Многие психические возрастные задачи с помощью гаджетов не решить. Важно сохранять для ребенка реальный мир в качестве основного.Но не стоит полностью ограждать ребенка от гаджетов: это часть социализации, поскольку в нынешних реалиях смартфоны неотъемлемы от социума Задача взрослых обеспечить детям безопасность при взаимодействии с виртуальными миром. Научить проводить время в гаджетах с удовольствием и пользой, соблюдая баланс и режим.

Максим Больных
Сооснователь обучающего проекта Нейрограм

Использовать смартфон в целях обучения маленьких детей давно стало нормой. При этом смартфоны — большая проблема в глазах родителей, из-за угрозы зависимости от гаджетов.
Мы решили найти компромисс, и разработали осязаемое игровое пространство.

Мы сделали приложение на смартфон для маленьких детей с набором физических карточек и приспособлениями для телефона (подставка и насадка на камеру).

Игра работает так: ребенку на экране демонстрируется буква, цифра или подсказка и диктор дает задание выложить карточку на игровое поле перед смартфоном, соответствующую данному заданию. Камера смартфона с помощью насадки считывает, верную ли карточку положил ребенок.

Ролик с демонстрацией принципов игры

Чтобы ребенка не слишком затягивал игровой процесс, между занятиями есть «нейрогимнастика» — несложные физические упражнения, которые необходимо выполнить, чтобы пройти на следующие уровни.

Интерактивный вид обучения не вырывает ребенка из реальности, он взаимодействует с физическим миром. По нашей задумке в обучении принимает участие и родитель: маленький ребенок может не сразу разобраться, как правильно играть, как собрать подставку и как пользоваться игровым полем. Также, родитель может выставить ограничение по времени.

Ментально ребенок не в смартфоне, а в карточках — физическом носителе

В этом главная концепция игры.
Чтобы играть, нужно поддерживать порядок в фишках, переставлять их, а не нажимать на экран и решать все одной кнопкой. Это небольшое, но в то же время существенное по принципам отличие в методе обучения.

Сделать хорошую интерактивную игру сложно. Но еще сложнее сделать её из пластика: у нас в России производят много фанеры, поэтому и игрушки делаются преимущественно фанерными. Производить из пластика слишком дорого: если бы отлили одну пресс-форму только для накладки на камеру, вышло бы порядка 400 тысяч.

Как удалось превратить детскую телефонную зависимость в инструмент обучения

Никто не спешит делать подобные игры, потому что это трудозатратно. Мало того, что необходимо сделать приложение, нужно еще написать и обучить нейросеть, чтобы она верно распознавала карточки при разном освещении, на различных поверхностях (дети не всегда используют платформу). Нужно изготовить эти самые карточки, придумать складную подставку, в общем решить куда больше задач, чем решают обычные разработчики приложений и методологи.

60% наших пользователей используют старые телефоны на андроид — это сказывается на производительности.

Но при всех сложностях мы реализовали проект, и поняли, что такой формат обучающей игры полезен детям, и имеет большие перспективы против классических методов обучения. Нейрограм хочет теми же методами научить детей читать, писать и разрабатывать программы обучения вплоть до конца начальной школы.

Узнать подробнее об игре и почитать отзывы можно здесь.

Специалисты признают проблему, несмотря на позицию ВОЗ: все же цифровая зависимость как таковая существует. Она выходит за более широкие рамки, чем одержимость играми — как минимум кроме игр существуют социальные сети и видеохостинги.

Гаджет заменяет ребенку потребности, которые он хочет реализовать, и необходимо искать альтернативный способ их удовлетворения в реальности.

Указанные мной гипотезы в большей степени подтвердились мнениями экспертов, хотя я склонен полагать, что все они имеют место быть, и отклонения развиваются тем сильнее, чем больше ребенок увлечен использованием гаджетов в целях поиска «закрытия» своих потребностей.

Компьютеры, смартфоны, планшеты, vr-приспособления: это вещи с которыми дети знакомятся не на протяжении жизни и взросления, как это происходило у нас, а практически с пеленок.

Не стоит недооценивать этот фактор, и стоит уделять внимание потреблению гаджета вашим ребенком, несмотря на то, что девайсы давно стали такими же важными вещами, как ключи от дома.

Благодарю Юлию и Максима из проекта Нейрограм за подробное интервью.

А для читателей, кто ожидает новых расследований, хорошая новость: в разработке череда шокирующих разоблачений о ключевых личностях и явлений проекта vc.ru
Эксклюзивы, инсайты и просто интересные заметки о моей работе можно посмотреть в Телеграм канале.

И в этой же Тележке сегодня я начал серию статей о дофаминовой зависимости.
Спасибо за прочтение, и до встречи, друзья!

4343
71 комментарий

Это конечно большая проблема современных родителей. Очень непросто детям в этом мире искать радости в природе и активностях, играх дома и на улице, когда все другие дети ходят с телефонами и уже с детства залипают в ютубы или даже соц сети.

7
Ответить

зато с возрастом понимаешь, что радость именно в природе, активностях и просто вместе с родными и близкими

14
Ответить

Действительно, использование смартфонов и других электронных устройств становится все более распространенным в современном обществе. Это может оказывать отрицательное влияние на здоровье и развитие детей, которые могут проводить слишком много времени на экране вместо того, чтобы участвовать в физических активностях и общении с другими людьми.
Однако, важно понимать, что электронные устройства не всегда являются источником проблем. Они могут быть полезными и образовательными, если используются в разумных количествах и в соответствии с возрастом и интересами ребенка. Многие приложения и игры могут быть интеллектуально стимулирующими и могут помочь детям узнавать о мире вокруг них.
Важно, чтобы родители учили своих детей здоровому балансу между использованием электронных устройств и другими видами деятельности, такими как физические упражнения, чтение книг, игры на открытом воздухе и т.д. Родители могут стимулировать своих детей к занятиям более традиционными видами активностей, чтобы помочь им развиваться и получать удовольствие от них.
Наконец, важно помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свои особенности. Родители должны учитывать индивидуальные потребности и интересы своих детей и создавать условия для их развития и роста, в том числе и в области использования электронных устройств.

1
Ответить
3
Ответить

это проблема родителей,что они покупают гаджеты своим детям в раннем возрасте и они заменяют им все остальные детские забавы

1
Ответить

Дети, подобно взрослым, могут страдать от зависимости от телефона. Это может проявляться в том, что они проводят слишком много времени на телефоне, играют в игры или общаются с друзьями в социальных сетях, ущербно влияя на другие занятия, такие как учеба, спорт или общение с семьей и друзьями.

Детская телефонная зависимость может вызвать ряд проблем, таких как нарушение сна, ухудшение физической активности, падение успеваемости и социальной адаптации, а также увеличение уровня тревожности и депрессии.

Родители могут помочь своим детям избежать зависимости от телефона, установив правила использования устройств, ограничивая время, проводимое на них, и поощряя другие занятия, такие как чтение книг, игры на свежем воздухе и общение с друзьями и семьей. Также важно обучать детей осознанному использованию технологий и безопасности в интернете.

4
Ответить

И здесь ChatGPT, в чем смысл?

11
Ответить