Как за несколько месяцев из графомана я превратился в сооснователя контент-агентства Dedit

Vc.ru знакомо с моим творчеством еще с начала января, когда я выпустил серию расследований о ключевых событиях портала. А недавно мои знакомые предложили вместе создать агентство контента. Статья о моем пути в копирайтинге, и о том, куда меня привели «расследования».

Как за несколько месяцев из графомана я превратился в сооснователя контент-агентства Dedit

Привет, друзья!
На связи Вечерний — гениальный расследователь проекта vc, автор и редактор нескольких чужих успешно-успешных блогов на этом же сайте, донатный филантроп и рублевый стотысячер.

Сегодня расскажу о том, как при нестандартном подходе к копирайтингу я за пару месяцев сумел сделать то, на что у профессионалов уходят годы карьеры. Пример ли это другим, история невероятного везения, или хайп ради хайпа — решайте сами.

Лично я назову эту статью саморасследованием.

Ты кто вообще такой?

Я — Андрей Вечерний, мне 26 лет.
Живу на Дальнем Востоке, где всегда холодно или жарко, а улыбаться здесь считается дурным тоном.

На сегодняшний день я один из популярных блогеров vc.ru, коммерческий автор, и теперь вдобавок креативный директор (а так же редактор) нового контент-агентства Dedit.

Не так давно я был частным кинологом, а еще давнее немного юристом. Я никогда не работал в органах, и дрессировал домашних собак на квартирах или во дворах жилых домов. В какой-то период жизни в «серую» работал на адвоката, разгребая сотни томов уголовных дел в поисках юридических ошибок. Иногда писал апелляционные и кассационные жалобы — оказалось, что у меня талант к уголовному праву, но это совсем другая история.

8 лет назад, после окончания школы, поступил на журфак, и устроился журналистом в совсем молодое урбанистическое издание. К слову, писал еще лет с 12. Мое первое произведение — это плагиатская смесь Гарри Поттера, аниме Шаман Кинг, с добавлением сюжета многосерийного мультика про Джекки Чана на сто страниц (эх, знал бы я тогда про Нетфликс). Ребятам во дворе понравилось, но только потому, что им лень было разбирать мой корявый почерк дальше второй страницы.

Как за несколько месяцев из графомана я превратился в сооснователя контент-агентства Dedit

Короче говоря, писал я давно, но в какой-то момент забросил, потому что это не приносило толкового дохода, а главный редактор нашего издания решил, что лучше жить в Москве и работать в институте архитектуры Стрелка, чем двигать региональное интернет-СМИ где-то на Дальнем Востоке.

До 2022 все было ок, пока не случилось то, что-нельзя-называть и еще пара событий. Я фактически потерял работу, т. к. людям стало совершенно не до собак. Мой близкий родственник получил инвалидность I группы (я ухаживаю за ним по сей день), а сам я немного приболел. Сейчас все наладилось и свыклось, а людям снова нужны кинологи, но с собаками я покончил, потому что со мной случилось вот что:

Возвращение в копирайтинг

После фактической потери работы я снял последние накопления и пошел на курсы UX/UI , поскольку всегда хотел попробовать себя в дизайне, а реклама курсов говорила, что это даст мне хорошую работу.

Почти все деньги до этого слились на неудачных инвестициях (в том числе в крипту) и на оборудование для YouTube студии, к созданию которой я подошел очень ответственно. Официально запустил свой канал я ровно 23 февраля 2022 года, потратив 4 месяца на подготовку и съемки.

Переведу этот абзац в мем, и продолжим:

Всем купившим курсы посвящается
Всем купившим курсы посвящается

В середине года, когда я уже мог собирать первые адекватные макеты, через Субботний самопиар нашел проект, который нуждался в дизайнерах.

Этим проектом оказался ReLife — комьюнити для экспатов, путешественников, и тех, кто по каким-то внезапным причинам покидает свою страну. Там люди в статьях делятся об их опыте переезда, нужных документах, учреждениях, и обо всем, что может пригодиться человеку, который собрался заграницу.

Минуем подробности, но каким-то чудесным образом очень быстро получилось, что из дизайнера я превратился в постоянного копирайтера проекта. Видимо заполнять тексты на макетах у меня выходило лучше, чем отрисовывать сами макеты.

Я быстро сработался с главным редактором — Николаем Дюба, который в свое время вел популярный на vc проект о факапах предпринимателей Ошибатор. Николай отмечал, что я пишу очень хорошо, и мой подход к работе отличается от других копирайтеров. Тогда я еще не придавал значения его мнению, и очень зря.

Оказывается, если ты делаешь факт-чекинг, сравниваешь между собой несколько источников, и самостоятельно ищешь дополнительную фактуру, кроме той, что дана в ТЗ — значит ты делаешь не как все.
Этот факт остается для меня откровением до сих пор.

Как за несколько месяцев из графомана я превратился в сооснователя контент-агентства Dedit

Еще среди основателей ReLife оказался и один из продюсеров Орла и Решки — Андрей Иавита, который впоследствии звал меня в свои проекты, и составил очень теплое рекомендательное письмо.

Я делал разное: от составления E-mail рассылок и обработки информации по релокации куда угодно, до статей для vc. Так что Вечерний писал сюда еще до того, как это стало расследованиями. Нагрузка была периодической: я получал большой объем задач примерно на месяц, и после выполнения ждал еще месяц, когда появятся новые.
Платили мне сперва как обычному копирайтеру, 150 рублей за килосимвол рерайта, и 250 за копирайт. Затем ценник немного подрос, и что интересно в тот момент, когда я начал больше общаться с Николаем, и еще одним основателем — Димой Майданюком.

Общались мы на рабочих созвонах, но при этом говорили не только о работе, и могли и затронуть любую тему вроде обсуждения вкуса флорентийской пиццы или последних выходок Илона Маска. Неформальное общение, как я тогда понял, имеет очень сильное значение.

В 2022 я был фактически безработным + нужно было много времени проводить с родственником, и подработка в ReLife очень выручала. Конечно я не голодал, но и позволить ничего лишнего себе не мог — именно благодаря прошлому году я научился виртуозно зашивать носки, чинить обувь и знать актуальные котировки всех акций в местных супермаркетах.

Писал для ReLife я ровно до 2023 года, пока не выложил свою первую статью о Вадиме Д, которая с ноги залетела в популярное.

Тема была интересной, и поднял я её на пике популярности самого Вадима — никто не мог понять, как человек всегда успевает первым оставлять комментарий в свежих новостях и постах. В статье было как реально глубокое исследование активности Вадима, так и чистая графомания из конспирологии.

После этой статьи моя жизнь фактически перевернулась.

Наши дни

Вслед за разоблачением Вадима я написал еще две статьи про исчезновение дизлайков с vc, которые тоже залетели на главную и набрали хорошие активности.

По ходу этих трех публикаций мне начали приходить предложения о работе: каждую неделю я стабильно получал два хороших оффера — работодатели говорили примерно одно и то же: «Вы необычно пишете, у вас хороший слог, давайте работать за много денег». Говорю «много», потому что тогда для меня было немыслимо получить 5-10-15 тысяч за один текст, который короче вот этой статьи в 2-3 раза.

Из самых интересных офферов был от министра Минцифры, прямо на сайте.

Часть переписки скрыта по соображениям федеральной безопасности
Часть переписки скрыта по соображениям федеральной безопасности

Когда пошла движуха, с кем-то мы работали попроектно, а с кем-то подписали договор на постоянную работу.

Обо мне даже узнало городское digital-агентство, которому я написал морально-сложную статью о том, почему хорошие специалисты не уезжают с Дальнего Востока.

Очень быстро у меня образовался плотный график, а предложения все шли и шли, поэтому пришлось отказывать. Потом какие-то проекты откололись, я научился управляться со временем, и снова начал брать в работу отдельные проекты — но уже осторожнее, чтобы не зашиваться по времени.

После безработицы, в первый месяц мне было трудно принять, что я прямо в любой день могу пойти в хороший ресторан, и купить для этого случая костюм. Но еще труднее было осознать, что почти каждая статья залетает на первые позиции главной страницы vc, где материалы читают тысячи людей.

Я понимал, что такие офферы и результаты получают далеко не все копирайтеры. Сперва думал, что просто попал в точку: как меч с размаха в ножны. Но чем больше писал, и видел результат, тем больше понимал, что дело не только в везении.
Но в чем именно, разобраться я пока не могу.

В марте я выпустил самый нашумевший в личном блоге материал — Банды vc.ru.
Его целью было обращение к издательскому дому «Комитет», который владеет порталом. От лица популярных авторов я хотел донести проблемы сайта, и привлечь новых авторов, чтобы vc.ru получал развитие.

Ровно через неделю со мной связались сооснователь проекта и его продакт-менеджер.

Я там получился неудачнее всех
Я там получился неудачнее всех

Влад Цыплухин обозвал меня «хорошим аналитиком для vc» и предложил интересную идею по развитию vc.
Я добился своей цели — достучался до олимпа проекта, и был услышан.

Кстати, после этой статьи на меня свалился шквал критики. Мне и раньше писали об испанском стыде, но в тот момент я получил много негативного фидбека. Конечно, местами было обидно, но ровно до того момента, пока я не заметил следующее:

Авторы, которые открыто поливали работы в блоге «Вечерний», хорошо отзывались о моих статьях написанных в других блогах.

Возможно дело в жанре, а возможно в личном отношении к автору, кто знает.
К сожалению, в данный момент из-за NDA я не могу раскрыть какие конкретно проекты веду на vc.ru, но время «каминаута» еще настанет.

Контент-агентство

После взлета моего блога, упомянутые выше Николай и Дима из ReLife позвонили мне с поздравлениями. Мы разговорились на тему копирайтинга, потому что в самом ReLife достаточно много авторов, и на них в принципе строится приложение. Ведь чем больше у автора получается делать хорошие материалы, тем больше людей он туда привлекает, и создает нужную проекту активность.

Николай, будучи главредом, обозначил ряд проблем у копирайтеров:

  • Пустые портфолио. Если речь о новичках, у них часто всего один текст, выполненный в рамках какого-нибудь курса: оценить их навыки невозможно, и они сами не развиваются, в ожидании клиента. На взгляд Николая, если человек хочет писать, ему не нужно ждать заказа. Платформ, куда можно написать статью достаточно: тот же vc.ru или Хабр;
  • Копирайтеры в принципе тратят много времени (а иногда и денег) на курсы, но не понимают, что копирайтинг — это преимущественно практика и набитые от фидбека шишки. Учиться нужно, но полагаться лишь на одно обучение огромная ошибка;
  • Они думают, что можно писать о чем угодно. Это не так, даже если проводить хороший ресерч, и собрать массу материала. Есть темы и жанры которые идут лучше, и наоборот, и стоит признавать свои слабые стороны;
  • Копирайтеры недооценивают важность бета-ридеров, и полагаются только на себя. Нужно иметь в запасе пару человек, кто перед публикацией был бы готов дать фидбек и найти ошибки в тексте, особенно если ты новичок;
  • Авторы боятся брать интервью, считая, что нужно уметь безупречно говорить и вести диалог. Но именно интервью дает фактуру, экспертные мнения, инсайты и все то, на чем строится хороший материал. Важно учиться задавать хорошие вопросы и сделать их понятными для респондента. Поставленные интонация и дикция — отличный навык, но далеко не ключевой в интервью.

В общем, главредом, было высказано много того, что накипело при работе с авторами. По временам журналистики я помню, как много почерпнул, просто работая с редакторами, и изучая их правки и комментарии в Google-документах.
В тот момент я высказал мысль, что было бы здорово каждому копирайтеру иметь своего опытного редактора, чтобы быстрее расти.

И тогда кто-то из нас (уже и не помню кто) выдал идею: «А может открыть контент-агентство? И копирайтеров научим, и денег заработаем». Сперва мы посмеялись, но шутка быстро переросла в диалог: мы подумали, что если объединить наши таланты и ресурсы, то мы вполне сможем создать контент-агентство.

Дмитрий смог бы решать маркетинговые и бизнес задачи для ReLife, и эффективнее двигать бренд (что бы это не значило, но он именно так обозначил свою позицию). Николаю получится покрыть потребность в отборе авторов, редакторов и оптимизировать управленческие функции — он уже упакованный редактор с большим опытом. Ну а я попробую себя в новой роли, и приложу руку к бизнесу, где в штате людей больше, чем один человек.

Новые же авторы смогли бы развиваться и получать возможность расширять свое портфолио через разные платформы. Их будут курировать редакторы, и давать фидбек уже в ходе написания текстов.

Спрос на услуги контент-агентств растет, а тех, кто умеет делать материал на хорошем уровне мало. У нас есть все ресурсы, навыки и понимание как сделать хороший материал — почему бы и нет?

Как за несколько месяцев из графомана я превратился в сооснователя контент-агентства Dedit

Так, от случайно озвученной идеи, мы пришли к созданию агентства.
В другой раз расскажу о том, как оно создавалось, и какие проблемы нам пришлось решить, чтобы запуститься — этого хватит на отдельную статью.

Ну и раз уж я теперь в поиске новых авторов, хотел бы чуть-чуть поделиться опытом с теми, кто тоже пишет тексты, и хочет, чтобы у него были заказы.

Мои рекомендации новичкам

Сразу оговорюсь: хоть меня называют профессионалом (понимать бы еще почему), я себя таковым не считаю. Каждый проект дал и дает мне уйму знаний, и понимания как делать хорошие тексты. Поэтому вот пара моих убеждений насчет копирайтинга:

Пишите так, как получается, а не как надо.
Смысл большинства статей в том, чтобы донести до читателя какую-то мысль. Слова в этом случае выступают инструментом, но не целью. Не нужно стараться писать идеально, следуя всем правилам. Если вы смогли донести мысль, и читатель вас понял — значит вы на 100% выполнили задачу как копирайтер.

Перепроверяйте информацию. Всегда.
Даже если источник авторитетный. Сперва очень трудно приучить себя к факт-чекингу, потому что это нудно, и отвлекает от процесса написания.
Но если вы не будете проверять факты, то жестко будете огребать от читателя, редактора, заказчика и от собственной совести (при ее наличии).

Шутите (но не всегда).
Нативные материалы ценятся все больше и больше: стандартных текстов полно, и уже трудно отличить человеческую работу от нейросети. Юмор позволяет оживить текст, дать ему изюминку. В юмор умеют не все, поэтому если не получается — не надо, значит это не ваша сильная сторона. Шутить не стоит в исследовательских материалах, в аналитике, или в обзорах новостей. В остальных случаях юмор сильно помогает удерживать интерес читателей.

Пробуйте разные жанры и форматы.
Вы не можете знать где получается лучше. Пишите в первую очередь о том, что вам интересно, иначе быстро растратите желание писать. Деньги хороший мотиватор, но на одних деньгах, без интереса к делу долго не протянешь.
Писать может каждый, но писать хорошо — не всякий, и не сразу. Публицистика это такой же труд как и прочие: требующий квалификации, опыта и понимания как сделать лучше. Лично у меня хорошо получаются нативки, сценарии роликов, исследования.
Хуже идут аналитика, новости, отчеты. Я терпеть не могу писать о спорте или о финансах, хотя сам люблю книги по экономике и женский волейбол.

Не ждите заказчиков, если их нет.
Их может не быть очень долго, а когда они появятся — от вас потребуют портфолио. Если вы прошли какие-то курсы (даже крутые) и выполнили там задания, никак нельзя ограничиваться ими, в надежде, что заказчик скажет «Вау, как же здорово вы пишете!». Скорее всего заказчик уже видел других копирайтеров с такими же заданиями как у вас — а это говорит только об отсутствии опыта.
Начните писать на открытые площадки вроде vc, Хабра, Дзена как и говорил Николай.

Откладывайте орфографию и пунктуацию на финал.
Вам все равно прилетит куча правок. Вы потратите лишнее время на то, что скорее всего будет переписано. Согласовывая статью я всегда пишу заказчику — это бета-версия материала, там могут быть ошибки и помарки. Кто-то конечно просит идеальный чистовик, но это редкость. Даже если вы используете типограф, ваша верстка поедет, и потребует дополнительных правок — все это потраченное время.
Редакция и коррекция всегда в конце, ведь главное сама статья, и та мысль, которую нужно донести читателю.

То, что вы сейчас читаете, сильно влияет на ваш стиль.
Пока не выработается свой слог, любая прочитанная литература будет непроизвольно копироваться. Это работает так же, как и насмотренность в дизайне, поэтому вы будете выдавать то же, что и читаете.

По итогу

Не думаю что моя история уникальна, и вполне возможно что в скором Вечерний канет туда же, откуда и пришел. Я не рассчитывал на то, что стану востребованным автором, и все это может кончиться так же быстро, как началось.

Но пока все получается нужно делать и развиваться.
Тем более я всегда могу вернуться к собакам — это прибыльное дело, если умеешь. Спрос снова появился, а собак (равно как и проблем с ними) заводят все больше и больше.
Я настолько преисполнен в кинологии, что недавно в одиночку отбил своего пса от напавшего на него алабая. Если не знаете что это за собака, просто погуглите, сразу все поймете.

Как будет развиваться наше агентство я тоже не знаю.
В любом случае я готов сделать все, чтобы мы шли вперед, и эта идея взлетела. Возможно из неё вырастет совсем другой проект, но не вижу смысла загадывать хорошие или плохие прогнозы — оставлю это тарологам.
Как бы там ни было — для меня это шанс испытать себя и получить бесценный опыт. Ведь именно опыт помог мне нащупать нужные инфоповоды и запустить Вечернего, а еще спасти свою собаку.

Время всех рассудит.

Агентство Dedit активно ищет новых авторов, заказчиков на материалы и партнеров. Связаться со мной можно тут, или здесь, в лс.

Благодарю Николая Дюбу, Дмитрия Майданюка, и других участников проекта ReLife за то, что раскопали когда-то зарытый талант писательства.
Также, я благодарен проекту vc.ru и его аудитории за то, что вы меня читаете и цените мой труд.

Именно с вас началась история Андрея Вечернего, и видимо с вами она и продолжается.

До встречи в новых статьях, друзья!

76
137 комментариев

Нет ссылки на телеграм-канал - фатальная ошибка.

18
Ответить

Я еще не говорил, что офис мы планируем снять в кладовке, которую сами сдаем в аренду.

7
Ответить

НЕ просто фатальная. Это просто немыслимо. Нельзя автору в VC не иметь своего телеграм канала, который они бы рекламировали.

2
Ответить

Тут давно любую ссылку на свой ресурс называют "ТГ канал", так что всё норм

1
Ответить

Беда, конечно.

1
Ответить

Вот именно, на VC без этого нельзя

1
Ответить

нет ссылки - это ошибка

Ответить