Антисоветы от бизнесменов — что делать, чтобы потерять свой бизнес

Пару месяцев назад я выпустил статью с советами новичкам от матерых предпринимателей, и она неплохо зашла. Я подумал, и сделал обратный материал. Что делать, чтобы у вас все пошло к чертям? Берем новые интервью у опытных бизнесменов из разных сфер.

Есть два секрета как преуспеть в собственном деле. Первое — начни ...
Есть два секрета как преуспеть в собственном деле. Первое — начни ...

Найти советы крайне просто: сейчас даже ChatGPT может дать отличные рекомендации по ведению бизнеса в любой сфере. Нейросеть не сможет вести за вас бизнес, но выдать пару толковых рекомендаций вполне способна.
Вот простой пример:

Вполне себе
Вполне себе

Но вот вопрос: хороши ли эти советы, а главное — работают ли они?
Советы могут стоить хороших денег, но при этом быть пустыми.
Не лучше ли тогда дать гарантированно нерабочие советы, следуя которым у вас однозначно ничего не получится?

Конечно, вы можете не следовать им, чтобы избежать провала, но тут решайте сами.

За респондентами я как всегда пошел в сообщество предпринимателей EntrUnity. И дело не в том, что мне предложили заплатить за интеграцию — это просто случайно совпадение.

Итак, поехали:

Виталий Исаев
Основатель suntence.com

Остаться без бизнеса по вине бизнесмена достаточно просто: разрешите сотрудникам разводить костер в офисе, а лучше взорвите что-нибудь на корпоративе или рабочем совещании.

Факторов не зависящих от предпринимателя куда больше.

Разве что вот еще: можно обналичить и сжечь деньги инвесторов в том самом костре, который вы ранее разрешили. Если хотите растянуть удовольствие, и остаться без бизнеса не сразу, запустите его в стране с неблагоприятным бизнес-климатом.

Любой бизнес - это немного мошенничество. Это про то, как получить побольше выгоды для себя и обрести материальные ценности. На этом пути вам может мешать совесть, скромность, застенчивость и остальные качества благородного человека.

Ну и конечно достижение любого незначительного успеха будет являться серьезной преградой.

Вам захочется остановиться в этом успехе, сохранить его, а это прямой путь к провалу.

Я дам самый мощный антисовет, который только можно придумать — ничего не делайте

И тогда вам даже не придется бояться ошибиться.
В любых других случаях получите либо прибыль, либо опыт.

Рустам Салахутдинов
CEO стартапа Sales Ninja

Чтобы все провалилось, нужно в первую очередь запускать бизнес опираясь на идею, и лучше всего зарубежную.
Потому что 3/4 успеха любого бизнеса — правильно рассчитанная ниша, а не идея, или упаси боже мечта.

Вот пара объективных вещей:
- Емкость российского рынка маленькая. Большая часть идей, которые сработают в США — в России просто не будут иметь достаточного рынка.
- Деньги на Западе сейчас дорогие, а в России были дорогими всегда. Идти в B2C сферу, где вы будете конкурировать с условным Яндексом или Билайном, у которого совсем другой доступ к деньгам и клиентской базе — опасная ставка. Экономика B2C стартапа уж слишком сильно зависит от эффекта масштаба.

Россия — это рынок, где каждые 2-3 года происходит что-то огромное и нехорошее (для удобства назовем это кризисом). И адекватная для России бизнес-модель будет та, что может этот кризис пережить. Соответственно в нормальное время бизнес должен давать большой запас прочности.

Еще в качестве плохого совета могу порекомендовать распыляться.

Запускайте новые проекты, едва прежние встанут на ноги! Особенно хорошо будет, если у проектов разная ЦА, и слабая связь друг между другом.

Для примера, расскажу про одну нашу дорогую ошибку. Когда мы только начинали разрабатывать сервис персонализации сайтов Sales Ninja, нам понадобилось откуда-то взять и структурировать огромные объемы географических данных. Города, страны, населения, зарплаты, где сколько машин угнали и сколько ресторанов открыли. Все это было нужно для максимального обогащения данных по персонализации.

И возникла идея: «Да это же можно сразу сделать отдельным проектом!».
По задумке мы хотели сделать платное API на весь мир, с месячной подпиской (через сервис Rapid API). Тем более, что лидирующие места на том же Rapid API занимали такие же географические сервисы, только с куда более скудными возможностями и данными. Потратим одни ресурсы, а проверим сразу две гипотезы. А потом оказалось, что ЦА совсем разное, рынки разные, подходы разные. Вместо разработки одного сервиса, под двумя масками получилась разработка сразу двух сервисов.

Рынок для API-стартапа (даже мировой) оказался маленькии — пользовались почти целиком студенты, и только бесплатным тарифом.
Мы быстро зарезали MVP, зафиксировали убытки, получили дорогой опыт и сосредоточились только на Sales Ninja.

Вот мои антисоветы:

Делайте продукт, которым пользовались бы вы сами и ваши друзья
Не думайте о ЦА, их запросах и потребностях. Ваша голова и представления в ней — эталон потребителя, и нужно ориентироваться только под неё.

Не занимайтесь продвижением, если у вас хороший продукт
Ведь им и так будут пользоваться.

Всегда знайте, что остальные компании на этом рынке так мало зарабатывают, потому что у них плохой продукт/страшный лендинг/тупой основатель
Именно у вас все обязательно получится, потому что вы лучше знаете как делать, чем все вот эти люди с реальным опытом в нише.

Михаил  Ронкаинен
Продюсер, Тревел-блогер

На мой взгляд главный ресурс в бизнесе не деньги или время, а именно концентрация внимания. Это относится и к тем, кто пытается вести несколько проектов подряд.

Не уделяйте своему делу внимания, и у вас получится все потерять

Можно работать бесконечно много, но не вдаваясь в суть дела, и не концентрируясь на конкретных задачах, вам не получится держать бизнес в порядке.

Советы (и тем более антисоветы) это всегда ответственность.
Но один плохой совет все же дам — не занимайтесь бизнесом вообще.

Пусть им займутся другие: те кто не боится рисковать, принимать решения, брать на себя эту ответственность и реализовывать собственные цели.

Иван Замятин
Основатель сообщества EntrUnity

Разбирайте мой арсенал антисоветов:
1. Придумайте идею, и обязательно уникальную. Верьте, что еще никто её не реализовал, и ни в коем случае этого не проверяйте. Никому кроме вас она не могла прийти в голову, а это значит что вы будете первым.
Оказаться первым — гарантированный успех.

2. Не нужно тратить время на изучение конкурентов. Зря израсходуете ресурсы, тем более если ваша идея уникальна.

3. Верьте в свою идею: никого не слушайте, пренебрегайте советами и опытом. Особенно сторонитесь людей, которым знакома сфера вашей идеи. Они идиоты, которые ничего не понимают, а вы победитель, и у вас все получится.

4. Обязательно бросьте работу и другие проекты во имя своей идеи. Она ниспослана высшими силами, потому что именно вы избраны изменить мир!

5. Никогда не проводите CustDev, потому что ваш проект идеален с самого начала. Не нужно ничего докручивать, и тем более прислушиваться к ЦА. Только вы знаете как лучше.

6. Спрашивайте совета только у друзей, которые вас ценят и не скажут об идее ничего плохого. Не нужно изучать разные мнения.

7. Разрабатывайте продукт 1, 2, 3 года. Чем дольше— тем лучше! Главное правило: не выводить продукт на рынок, пока он не станет идеальным. Никто не любит несовершенных и неуникальных идей. Ни клиенты, ни партнеры, ни тем более инвесторы!

8. Никому не рассказывайте о своей идее. Ёе украдут, в кратчайшие сроки реализуют и вам придется начинать всё заново.
Аминь.

Как видим из ответов, лучше всего не ввязываться в бизнес, и обходить его стороной.

Но если серьезно, любые советы стоит принимать и давать в контексте конкретной ситуации и бизнеса, и относиться к ним как к советам, а не как к решениям.

Но это не повод пренебрегать рекомендациям коллег — перенятие чужого опыта это лучшее обучение из всех возможных.

Есть довольно мудрое выражение: «Слушай всех, прислушивайся к немногим, а решай сам». В бизнесе ответственность всегда лежит на вас самих.
Получайте опыт, и не бойтесь экспериментировать. Ведь главное, как заметил Виталий, не разжигать в офисе костры — а все остальное не факт что окажется вредным или полезным. Бизнес связан с рисками, а равно неопределенностью, и это важно понимать, особенно на начальном этапе. Именно осознание рисков позволяет держать голову в рассудке, что очень важно новичкам, заряженным идеей и энтузиазмом.

Я не вправе давать советы начинающим предпринимателям, потому что сам только начал свой путь на поприще бизнеса (кстати скоро подробно расскажу что задумал Вечерний).
И именно поэтому всегда обращаюсь к тем, у кого есть экспертиза в вопросе.
По доброте душевной хочу сказать, что в сообщество предпринимателей EntrUnity как раз много таких людей, и они активно ищут новых участников.

Если вам понравился формат, я подготовлю серию антисоветов на все случаи бизнес-жизни. Прошлую статью о хороших советах для предпринимателей можно почитать здесь.

Благодарю респондентов за их ответы и уделенное время!

До скорого, друзья :)

50
14 комментариев

Я мечтал быть детективом и помогать людям. Опираясь на мечту сделал бизнес. Я не рассчитывал нишу, не тестил, не проверял - считаю это бредом. Учитесь мечтать и будьте честным, это главное!

7
Ответить

Если честно, я не очень люблю антисоветы. Ну потому что никто костер в офисе не жжет, а потерянных бизнесов много. Антисоветы всегда звучат как "капитан очевидность".

А вот советы с удовольствием почитаю. Из серии "Какой бы совет я дал себе, когда я только начинал бизнес".

3
Ответить

Мне понравилась подборка Замятина.
Прям заповеди.

3
Ответить
Комментарий удалён модератором

А как же совет про то, что ошибки у всех одни, а секреты успеха у всех свои?

Ответить

Да, ждём подборку: «Какой бы совет я дал себе самому, если начал бизнес» )

3
Ответить