Свой бизнес VS по франшизе. Плюсы и минусы

Bazooka Store — федеральная сеть кальянных магазинов. У нас 15 собственных точек и 65 магазинов, открытых по франшизе.
Здесь мы делимся своим опытом ведения бизнеса. Поговорим о плюсах и минусах владения своим магазином и по франшизе. Рассматривать будем на примере бизнес-франшизы.

Открыть свое дело — это самостоятельно пройти весь путь, местами тернистый и очень запутанный. Зато управлять всем от и до.

Приобрести бизнес по франшизе — это купить уже отработанную бизнес-модель. Франчайзер набил шишки за вас, ваша задача — учиться, прислушиваться к рекомендациям и управлять.

Ниже разберем основные моменты, с которыми предстоит столкнуться.

Открытие ИП или ООО и расчетного счета, подача заявки на патент и другое

Самостоятельно. Как открыть ИП или ООО, какую систему налогообложения выбрать, как зарегистрировать честный знак, создать ЭДО и товарно-учетную систему. Это интересно — все есть в интернете. Остается только быть критичным, открывая первые ссылки в поисковике, ведь нужно вникать во все финансово-юридические тонкости.

По франшизе. У управляющей компании должны быть готовые регламенты и пошаговый план. У больших компаний, как правило, уже есть банк-партнер, через который они открывают вам ИП. Все рассказывают, всему обучают.

Выбор помещения

Самостоятельно. При подборе места под свой будущий магазин следует учесть многие критерии. Расскажем о 5 из 10 моментов, которые учитываем мы:

1. Отсутствие конкурентов в радиусе 150 метров.
2. Отсутствие образовательных учреждений в радиусе 100 метров по прямой.
3. Не цоколь.
4. Помещение должно быть с отдельным входом (если не в Торговом центре).
5. Наличие рядом алкомаркета — преимущество.

По франшизе. От управляющей компании вы должны получить подробные рекомендации, а менеджер по подбору помещения — посодействовать в поиске и выборе того самого места. Важно уточнить у франчайзера этот момент. Есть компании, которые действительно заморочены на этом, ведь место играет огромную роль в успешности магазина.

Первоначальный закуп товара

Самостоятельно. Формируя ассортимент и выбирая поставщика, обратите внимание на 2 момента:

1. Минимальное количество SKU (уникальная единица товара) с минимальным бюджетом — 1000 штук.
2. Поставщик (любая оптовая компания) всегда делает наценку. То есть цена будет выше, чем если вы будете покупать напрямую от производителя. Закупиться у него на 1 магазин вряд ли получится: компании требуют объем закупа больше, чем нужно для одного магазина.

Продукция от одних из популярных производителей
Продукция от одних из популярных производителей

По франшизе. При правильном раскладе управляющая компания является дистрибьютором многих популярных брендов и предоставляет своим франчайзи цену от первой руки.

Как это проверить? Узнайте цену на оптовый закуп у производителя, оптовиков и компании, у которой планируете покупать бизнес. А после — сравните.

Дизайн

Самостоятельно. При запуске магазина вы выбираете, в какие цвета будут покрашены стены, какая будет вывеска и наполнение помещения. Если решите заказывать дизайн-проект, нужно оплатить отдельно и работу, и 3D-визуализацию.

По франшизе. У компании, которая продает бизнес по франшизе, должен быть единый стиль. Как только вы согласовали помещение, дизайнер адаптирует проект под него с учетом пожеланий. Оплата работы обычно входит в паушальный взнос. Этот пункт индивидуальный, нужно уточнять у менеджера, с которым общаетесь.

Выкладка товара

Самостоятельно. Располагая продукцию на полках, вам следует учесть правила выкладки (золотая полка, прикассовая зона) и классификацию товара.

Пример, как расположен товар в сети Bazooka
Пример, как расположен товар в сети Bazooka

По франшизе. При запуске от управляющей компании вам, скорее всего, предоставят планограмму. В ней подробно и точно расписано, какие товары следует поставить на золотую полку, в прикассовую зону, а какие — убрать подальше.

Соцсети

40% покупателей приходят в магазин с карт и соцсетей.

Самостоятельно. Перед открытием необходимо добавить организацию на все карты: Яндекс, Google, 2ГИС. А также — создать соцсети и наполнить их контентом. Также нужно отвечать на все сообщения от покупателей и регулярно создавать контент.

По франшизе. Многие сети предоставляют SMM-сопровождение: создают соцсети и наполняют их контентом, добавляют организацию на карты, общаются с подписчиками и многое другое.

Маркетинг

Самостоятельно. Чтобы грамотно управлять товарными остатками и не замораживать деньги на складе, нужно вовремя избавляться от неликвида. Делать это можно при помощи акций или маркетинговых активностей в магазине. Для удержания клиентов и сохранения их лояльности можно использовать бонусную программу и радовать их акциями с подарками (мерч или товар).

По франшизе. В крупных сетях маркетологи договариваются с представителями брендов об акциях. Например, компания выполняет требования по закупу, а производители отправляют за это мерч. Его можно использовать для акций (например, при покупке 2 банок покупатель забирает мундштук и т.п.). Также маркетолог разрабатывает ежемесячные акции, в том числе для избавления от неликвидного товара.

Юридические вопросы

Самостоятельно. Когда вы с ними столкнетесь? При подписании договора аренды, при согласовании вывески, в случае проверки органами вашего магазина и при поступлении жалоб от покупателей (да, такое бывает). В таких ситуациях хорошо, если у вас есть знакомый юрист.

По франшизе. В крупных сетях есть свой юрист, который решает любые вопросы, связанные с его деятельностью.

Сайт

Самостоятельно. Большинство покупателей нашей целевой аудитории сначала смотрят наличие и цены на сайте, а только потом идут покупать. Сайт также можно рассматривать как отдельную площадку для продаж. Поэтому да, сайт точно понадобится. Есть конструкторы одностраничных сайтов типа Tilda или Taplink — просто и удобно. Однако подобные сайты никогда не заменят полноценный.

По франшизе. У компании, как правило, уже есть сайт. По шаблону создается новый под магазин франчайзи.

Как видите, и в первом, и во втором случае есть свои преимущества и недостатки.

Раскрыли все карты и готовы обсуждать. Как считаете вы: лучше открывать магазин самостоятельно и во всем разбираться самому или запускать бизнес по отработанной схеме и выйти в «плюс» в разы быстрее?

2 комментария

По франшизе. В крупных сетях маркетологи договариваются с представителями брендов об акциях. Например, компания выполняет требования по закупу, а производители отправляют за это мерч. Его можно использовать для акций (например, при покупке 2 банок покупатель забирает мундштук и т.п.). Также маркетолог разрабатывает ежемесячные акции, в том числе для избавления от неликвидного товара.

Какой-то замкнутый круг, покупать неликвид, чтобы сливать его на акциях...

Бывает такое, что товар теряет свою актуальность) Еще вчера спрос на кальяны был высокий, а сейчас идет тренд на электронки. Поэтому, чтобы не замораживать деньги на складе, маркетолог составляет акции