Доставка товаров до маркетплейсов

Как работают маркетплейсы? Сайт торговой площадки в интернете выступает в роли витрины, на которую предприниматели выкладывают карточки товаров. Покупатели изучают их, выбирают то, что хотят приобрести и оформляют заказ. Через некоторое время, обычно до недели, приходят в пункт выдачи и забирают покупку.

От заказа до получения покупателем продукция проходит этапы упаковки, маркировки, подготовки документов и доставки. То, каким образом они будут происходить, зависит от логистической схемы, выбранной продавцом. Разберемся, какие условия предполагает каждая из них.

<i>Изображение Global Sales</i>
Изображение Global Sales

Логистические схемы работы маркетплейсов

Крупнейшие торговые площадки, работающие в Беларуси, — Ozon и Wildberries — предлагают следующие основные варианты доставки товара до маркетплейса:

  • FBO. Селлер отгружает продукцию на склад площадки, остальное делают сотрудники маркетплейса.
  • FBS. Продавец держит продукцию на собственном складе, упаковывает и передает маркетплейсу для доставки.

От выбранной схемы напрямую зависят расходы за единицу купленного товара. Для получения максимально выгодных условий, проанализируйте бизнес касательно следующих факторов:

  • Особенности продукции: габариты, сезонность, новизна, вероятность быстрого выкупа.
  • Наличие складского помещения: собственного или арендованного.
  • Возможность самостоятельной доставки товаров: своими силами либо транспортной компанией.
  • Способность оперативно обрабатывать заказы: готовить документы, упаковывать и маркировать.
  • География продаж: ближайшие регионы или вся Беларусь, Россия и другие страны.

Продумайте, на каком маркетплейсе хотите продвигаться: Ozon, Wildberries или на обеих площадках.

FBO

Расшифровывается как fulfillment by operator. Иногда обозначается аббревиатурой FBM — fulfillment by marketplace. Слово fulfillment в переводе с английского означает «реализация», «выполнение». Касательно маркетплейсов в понятие входят:

  • хранение продукции на складе;
  • упаковка и маркировка по правилам площадки;
  • обработка и документальное оформление заказа;
  • доставка в пункт выдачи.

При работе по FBO этим занимается маркетплейс. Продавец лишь передает товар на склад — напрямую либо через приемный пункт.

Схема удобна тем, что селлер может сосредоточиться на оформлении товарных карточек, продвижении, поиске поставщиков. К тому же, маркетплейс обычно доставляет товары быстрее.

Казалось бы, для новичка — оптимальный вариант. Но есть и подводные камни. Хранение в складских помещениях ВБ и Озон не бесплатно и тарифицируется в зависимости от размера груза. Это значит, что:

  • невыгодно торговать по FBO крупногабаритными вещами;
  • если продукт редко покупают, он залеживается и стоимость хранения может превысить выручку;
  • при торговле сезонными товарами на возврат нераспроданного придется потратить и время, и деньги.

FBO рискованна для вхождения на маркетплейс: сложно предугадать будущий спрос. Она окажется оптимальной:

  • При реализации востребованной продукции.
  • Расширении географии продаж благодаря хранению на нескольких складах.
  • Если планируется сотрудничество с одним маркетплейсом.
  • Когда продавец не хочет тратить время и силы на фулфилмент.

Часто FBO выбирают для уже проверенной продукции, которая доказала высокую ликвидность. Чтобы узнать, насколько востребован тот или иной продукт, продавцы начинают работу по иным схемам.

<i>Изображение от lifeforstock на Freepik</i>
Изображение от lifeforstock на Freepik

FBS

Аббревиатура расшифровывается как fulfillment by seller и означает, что большая часть работы и ответственность за качество выполнения лежит на продавце: хранение, упаковка, маркировка, подготовка документации и передача маркетплейсу для доставки заказчику.

Этот вариант чаще выбирают для «обкатки» новинок на маркетплейсах: если продажи не пойдут, можно убрать соответствующие карточки с сайта, не оплачивая стоимость возврата со склада площадки.

Кроме того, FBS выгодна, если селлер:

  • Сотрудничает с двумя-тремя маркетплейсами: ассортимент находится в одном месте.
  • Реализует продукты, которые не принимает маркетплейс: пиротехнику, ванны, наполнители для кресел-мешков, аккумуляторные батареи.
  • Торгует крупногабаритной продукцией: мебелью, бытовой техникой.
  • Заинтересован в качестве упаковки и особой сохранности товара: если продает что-то хрупкое.
  • Может закупаться у производителя или поставщика малыми партиями по оптовым ценам: селлер выступает посредником между клиентом маркетплейса и оптовиком, делая закупки конкретно под каждый заказ.

Чтобы работать по FBS, у продавца должно быть складское помещение, сотрудники, которые будут готовить документы и упаковывать товар, а также надежная курьерская служба — за нарушение сроков поставки маркетплейс накладывает штраф. К необходимому оборудованию относится термопринтер для печати этикеток.

Если нет собственного склада и сотрудников, обладающих соответствующими компетенциями, то можно воспользоваться услугой фулфилмента от компании, специализирующейся на организации продаж на маркетплейсах. В этом случае вам достаточно доставить товар до склада такой компании, дальше специалисты все сделают за вас.

DBS или rFBS

Схема на Озоне называется rFBS или realFBS, а на Wildberries — DBS, delivery by seller. Появилась на маркетплейсах позже прочих — ВБ предложил ее в 2021 году, а Озон — в 2022. В Беларуси данная схема пока имеет ограничения и применяется неактивно.

За фулфилмент отвечает продавец: занимается подготовкой, хранением и доставкой заказа клиенту почтой, курьером, при помощи транспортной компании. Маркетплейсу отводится роль витрины.

Особенности DBS и FBS частично совпадают в том, что касается хранения, маркировки и упаковки. Преимущества DBS заключаются в возможностях самостоятельной перевозки:

  • Более быстрое выполнение заказов, нежели силами маркетплейса: особенно в праздничные и предпраздничные дни.
  • Торговля вещами, запрещенными к перевозке Ozon и ВБ: живыми растениями, скоропортящимися продуктами, ювелирными изделиями.
  • Нет жестких требований к упаковке и комплектации: можно добавить от компании подарок или рекламные буклеты.

DBS особенно выгодна развитому бизнесу, для которого маркетплейс — один из путей сбыта продукции.

<i>Изображение от Freepik</i>
Изображение от Freepik

Компании, предоставляющие услуги фулфилмента

Если продавца не устраивает FBO и нет возможности работать по схемам FBS и DBS из-за отсутствия склада или нехватки персонала, он может обратиться в компанию, которая занимается фулфилментом.

Это может быть исполнение заказа под ключ или предоставление отдельных услуг: доставки, хранения, сборки, маркировки и упаковки. Особенно выгодно работать с фулфилмент-операторами при сотрудничестве с двумя-тремя маркетплейсами.

Торговые площадки выдвигают собственные требования к упаковке и маркировке, в которых легко запутаться. Сотрудники подобных компаний знают правила маркетплейсов и осуществляют контроль на каждом этапе работы.

Выбор логистической схемы зависит от множества факторов. FBO особенно хорош для товарной продукции с устойчивым спросом, FBS — для исследования рынка, а DBS выгоден крупным интернет-магазинам с собственным складом и транспортной службой.

Можно прибегнуть к услугам сторонних компаний, которые предоставят складское помещение и займутся комплектацией, упаковкой и доставкой заказов.

Начать дискуссию