Есть продукт, но нет опыта в его внедрении и в управлении проектами. Как быть?

К нам нередко обращаются представители компаний, чья проектная деятельность находится на разных стадиях зрелости: кто-то еще только запускает свой первый осознанный проект, перед кем-то стоит задача тиражировать уже успешный опыт, не допуская типичных ошибок. А для кого-то управление отдельными проектами — уже давно пройденный этап, и сейчас на повестке грамотное управление портфелем, создание или развитие проектного офиса, а возможно, и трансформация проектного офиса в нечто большее.

Еще больше актуальной информации про полезные методы и инструменты проектного менеджмента, внедрения организационных изменений и ИТ-решений ищите в нашем Телеграм-канале: Уж&Ёж. Управление проектами. PMLogix

Каждый раз нам важно точно понять запрос, его причины, определить вместе с клиентом ту проблему, которую необходимо решить. Четкое формулирование проблемы, на наш взгляд, — важное условие для сфокусированной работы и получения результата в кратчайшие сроки.

Не так давно мы получили запрос от компании, которая занимается поставкой технологического оборудования. (Текущая бизнес-модель компании не подразумевает работу с клиентами в формате реализации проектов.) Он был примерно следующим:

Мы создали принципиально новый продукт и понимаем, что его поставка клиенту не укладывается в наши текущие процессы, а должна происходить в формате проекта. Как подступиться к тому, чтобы начать управлять такими проектами грамотно, если экспертизы в управлении у нас нет?

Компания-клиент

Давайте на примере этого запроса рассмотрим, какие вообще варианты есть у компании, которая пришла к пониманию, что необходимо управлять проектами системно, но пока не знает, как это делается. Наша задача — помочь компании быстро принять максимально эффективное решение.

По сути, у компании всего три варианта:

  • обучить собственных сотрудников;
  • нанять руководителя проектов с рынка;
  • двигаться самостоятельно с внешней экспертной поддержкой.

Что предусматривает каждый из вариантов и что в себя включает? Какие достоинства и недостатки у них есть? Давайте разбираться.

Вариант 1. Приобрести необходимые компетенции, то есть обучить сотрудников

Если задаться вопросом, а что вообще такое проект в контексте нашего кейса, получим следующее определение.

Проект — создание и/или поставка уникального (сложного) продукта в ограниченные сроки и в условиях ограниченных ресурсов.

Звучит вроде бы просто и понятно: многие из нас хотя бы раз сталкивались с проектами и хотя бы приблизительно представляют себе, как работать в таком формате.

Но не стоит сравнивать наши бытовые проекты и проекты, реализуемые в организациях. Это действительно разные вселенные: масштабы, бюджеты, размер команды, риски, цели, степень ответственности в случае неуспеха — абсолютно всё по-другому. Очевидно, что бытовое понимание, как управлять проектом, не подойдет.

Опция «Обучить сотрудников» выглядит вполне логичной, но так ли она выигрышна?

Есть продукт, но нет опыта в его внедрении и в управлении проектами. Как быть?

В кейсе, который мы рассматриваем, уже есть готовый продукт: авторская технология, которая поможет клиентам компании более эффективно и безопасно реализовывать какой-то важный рутинный процесс их работы. У компании есть четкое видение идеи, этапов, составляющих, команды, целевой аудитории. Есть и потенциальные клиенты, которые уже готовы купить этот продукт, но продажи не начинаются, потому что нет понимания, как подступиться к процессу его внедрения, на что обратить внимание. Уже на физическом уровне ощущается упущенная выгода, не так ли?

Чтобы решить возникшую проблему, вы принимаете решение обучить сотрудников. На это нужно будет потратить не менее трех месяцев (это самая базовая программа, если не брать одно- и двухдневные обзорные тренинги, на которых можно только познакомиться с темой). Вы, наверное, ожидаете от сотрудников достижения поставленных целей в проекте: реализации в срок, грамотной коммуникации с клиентом, ранней проработки потенциальных рисков — и, конечно же, все это в рамках бюджета.

Такой подход действительно может сработать, если внедряемый проект незамысловат по своей сущности: короткие сроки, предельно понятные шаги, небольшая команда. Если же хотя бы один из этих пунктов не про ваш проект, обучать сотрудников в такой ситуации — провальный ход.

В чем именно заключаются основные недостатки такого варианта и что скорее всего произойдет?

  • Проект выйдет за плановые границы: будет превышен бюджет, сорваны сроки, увеличен изначально определенный объем.
  • В продукт проекта, который будет, по неопытности, худо-бедно сдан, могут быть заложены скрытые риски, своего рода «бомбы замедленного действия», которые не позволят или значительно снизят ожидаемую пользу для клиента после официального завершения проекта (высокая трудоемкость использования, стоимость техподдержки и доработки).
  • Репутация вашей компании окажется под ударом: слишком высока будет неопределенность как во время реализации проекта, так и после запуска, уже на фазе опытной эксплуатации. Вы не сможете гарантировать завершение проекта в срок, пригодность продукта к использованию и его востребованность после завершения проекта.

Вариант 2. Внешний руководитель проекта с нужными компетенциями

Хороший ход, однако есть свои подводные камни. Тут то же самое: если ваш проект состоит из простых и понятных шагов, не предполагает серьезных рисков, длится не более восемнадцати месяцев, — это вполне рабочий вариант. В этом случае внешний руководитель проекта довольно быстро сможет погрузиться в специфику, наладить качественное взаимодействие с коллегами, собирая необходимую информацию уже в ходе работы. Он даже способен стать неплохим наглядным примером для ваших сотрудников. Конечно, он не станет при этом полноценно обучать сотрудников — нет времени, да и не его это задача. Но тот, кто внимателен и заинтересован, сможет позаимствовать у такого руководителя пару ценных практик.

Но что если проект комплексный и длительный? В таком случае необходимо будет заложить достаточное время (до нескольких месяцев), чтобы приглашенный руководитель проекта смог погрузиться в детали. Необходимо также выделить эксперта в команду проекта: он будет консультировать руководителя по специфике внедряемого продукта или процесса, по той или иной технологии. А затем еще нужно удержать этого руководителя проекта всеми правдами и неправдами — подготовить еще одного такого же будет стоить ой как недешево.

Есть продукт, но нет опыта в его внедрении и в управлении проектами. Как быть?

Основные проблемы здесь следующие:

  • длительная адаптация стороннего руководителя к специфике проекта;
  • потребность в дополнительном эксперте - участнике команды;
  • риск ухода руководителя после одного-двух проектов и необходимость поиска нового, которому снова потребуется время на адаптацию;
  • потеря проектных компетенций, если руководитель проектов уходит из компании.

Вариант 3. Двигаться самостоятельно с внешней экспертной поддержкой

Если у вас уже есть продукт, значит, с большой вероятностью есть люди, которые его разрабатывали, а также лидер, возможно, идейный вдохновитель. Среди этих людей наверняка найдется кандидат в руководители проекта, пусть даже без знаний и навыков проектного менеджмента. Важно, чтобы он знал продукт проекта от и до и имел потенциал управления командой.

Есть продукт, но нет опыта в его внедрении и в управлении проектами. Как быть?

Если такой человек есть, но у него не хватает компетенций в управлении проектами, самый эффективный вариант с быстрым стартом, закрывающий одновременно и краткосрочный и долгосрочный горизонты планирования, — привлечь эксперта по проектному управлению, который умеет работать в формате наставничества (менторинга).

Проектное наставничество (менторинг) — профессиональная поддержка эксперта по проектному управлению: будь то самый первый проект, как в случае обсуждаемого кейса, или проект на стадии трансформации проектного офиса.

В формате проектного наставничества руководитель проекта или более расширенная рабочая группа — руководитель проекта, куратор, несколько участников проектной команды — реализуя проект, регулярно и в нужном объеме получают необходимые знания в области управления проектами и практическую помощь (советы, рекомендации, обратную связь) от своего наставника.

Есть продукт, но нет опыта в его внедрении и в управлении проектами. Как быть?

В чем преимущества такого подхода?

  • Проект можно начинать практически сразу. Нужно только заложить небольшой лаг на проведение вводных сессий с экспертом по целеполаганию, организационным моментам и общему плану работы по проекту (не более двух недель).
  • Участники проекта получают возможность одновременно обучаться всем необходимым нюансам управления проектами и реализовывать проект на благо компании.
  • Приобретенные компетенции сохраняются внутри компании: риск их полной потери, как в случае с приглашенным руководителем проекта, минимален.
  • Регулярные встречи (один-три раза в неделю) помогают поддерживать нужный темп реализации.
  • Эксперт-наставник всегда на связи и готов ответить на любые вопросы в режиме онлайн или на короткой ситуативной встрече.

А какие недостатки?

  • Здесь, пожалуй, можно отметить только один недостаток: поскольку работа проектной команды и эксперта-наставника — партнерство двух сторон со своими зонами ответственности, очень важно, чтобы сотрудники были замотивированы взять от процесса наставничества по максимуму. Эксперт-наставник выстраивает план работы, делится необходимой информацией, но не реализует проект за членов команды.

Это можно считать недостатком, хотя на самом деле именно благодаря такому подходу сотрудники приобретают достаточно компетенций и ценный практический опыт уже после одного проекта. Такого КПД не дает ни один из других перечисленных нами выше вариантов.

Для того чтобы вам легче было оценить все варианты сразу, мы создали таблицу, где указаны плюсы и минусы трех рассмотренных опций с учетом уровня сложности проекта, который планируется реализовать:

Есть продукт, но нет опыта в его внедрении и в управлении проектами. Как быть?

Итак, проектное наставничество (менторинг) наиболее актуально, когда:

  • необходимо как можно быстрее вывести проектную деятельность в компании на новый уровень (запуск первого проекта, тиражирование проектного подхода на портфель проектов, разработка и внедрение методологии, запуск проектного офиса);
  • нет времени на полноценное обучение сотрудников;
  • очевидны риски, сопряженные с управлением проектом сотрудником без практического опыта;
  • необходимо сохранить проектные компетенции внутри компании.

В этой статье мы старались быть объективными в анализе и оценке различных вариантов. Каждая ситуация индивидуальна и требует изучения, и тем не менее наш обзор позволит вам быстро сравнить плюсы и минусы разных вариантов и выбрать подходящий.

Материал подготовлен Анастасией Забайкиной (консультант, коуч ICF и бизнес-тренер команды PMLogix)

Еще больше актуальной информации про полезные методы и инструменты проектного менеджмента, внедрения организационных изменений и ИТ-решений ищите в нашем Телеграм-канале: Уж&Ёж. Управление проектами. PMLogix

254254 показа
229229 открытий
Начать дискуссию