Кому и выгодна ли продажа собственной продукции через франшизу?

В ведении собственного бизнеса есть как свои очевидные преимущества, так и весьма весомые недостатки, которые могут стать для каких-то предпринимателей решающими. У покупки франшизы, в свою очередь, имеются диаметрально противоположные достоинства и слабые места. О которых мы можем рассказать с большим знанием дела, ведь занимаемся франшизами уже более 7 лет.

Несмотря на то, что на сегодняшний день франшизные точки бесчисленных маркетплейсов находятся буквально в каждом дворе, остается много моментов, которых простой обыватель не знает.

Работает франшиза в две стороны: франчайзер продает ее и оказывает полноценную поддержку покупателю, то бишь франчайзи. Каждая из сторон получает определенную выгоду от сотрудничества, материальную, репутационную и, возможно, даже моральную.

Если структурировать все франшизы, получится следующая типология.

По виду самого бизнеса можно выделить товарные (наиболее популярные и знакомые всем, партнерство заключается в передаче прав на продажу продукции от лица бренда), производственные (то есть «наследуется» промышленная технология) и сервисные (оказание услуг под именем бренда).

Можно выделить также прямые франшизы и мультифраншизы. Прямые франшизы дают исключительное право на открытие одной точки, при мультифраншизе франчайзи не ограничен в количестве.

Если рассматривать отношения между участниками сделки, можно сформировать следующую общую классификацию:

- Стандартные отношения между франчайзи и франчайзером (существуют некоторые инструкции, которым купившая франшизу сторона подчиняется и беспрекословно следует);

- Более свободные отношения между оппонентами: франчайзи обладает определенной вариативностью действий, может поступать по своему усмотрению;

- «Под ключ»: основная нагрузка лежит на франчайзере, то есть он организовывает склад для товаров, нанимает персонал, занимается непосредственно отправкой и доставкой продукции. К слову, именно таким образом мы строим отношения с нашими франчайзи.

- Мастер-франшиза: франчайзи имеет право самостоятельно нанимать других франчайзи, перепродавать франшизу. Как правило, это актуально в случаях, когда бизнес планируют расширять, а продукцию выводить на международный уровень.

Когда стоит покупать франшизу?

На этот вопрос не может быть однозначного ответа, однако существует некоторая закономерность. Многие предприниматели советуют для начала встать на ноги. Понаблюдать за своим бизнесом в течение нескольких лет, достичь определенных высот, дождаться, пока бренд станет более-менее узнаваемым.

Однако порой выйти на рынок через франшизу даже легче, за счет быстрой реализации, окупаемости и значительной экономии.

Как регулируются отношения между франчайзерами и франчайзи?

Сами отношения регулирует договор коммерческой концессии (статья 1027 ГК РФ), по которому имя бренда, его логотип, технология производства переходят во владение того, кто приобретает франшизу. Право использовать товарный знак дает карт-бланш на продажу продукции под именем бренда.

Пункты, которые регулируются франчайзерами почти всегда, вне зависимости от типа договора:

- Поставщики, как правило, идут «в приложении» к самой франшизе, и франчайзи не может найти своих собственных и заключить с ними партнерство;

- Конкуренция: с ней у всех брендов особые отношения. В договоре прописан отдельный пункт, регулирующий открытие точек в одном районе/ городе/ регионе. Ведь это может спровоцировать нежелательную конкуренцию между франчайзи;

- Постоянное консультирование с франчайзером: обговаривать все тонкости и условия придется на регулярной основе, в офлайне или онлайне – зависит от бренда;

- Обязательно в договоре будет прописан и пункт компенсации в случаях, если франчайзер будет признан банкротом. Иногда предусматривается не только финансовая, но и моральная компенсация.

Для кого открытие франшизы – удачное решение?

- Тех, у кого нет опыта, и кто открывает свое первое дело. Просчитанные бизнес-ходы, четкие и понятные инструкции от франчайзера, опытные наставники – все это значительно облегчит предпринимательский путь новичку;

- По тем же причинам франшиза – верная концепция и для тех, кто уже открывал свое дело, но что-то пошло не так. С четким бизнес-планом работать будет гораздо легче;

- Для всех тех, кто хочет минимизировать риски, или продержаться в период неустойчивости и реализовать товар как можно быстрее.

Недостатки бизнеса через франшизы:

- Зачастую требуются немалые стартовые вложения;

- Прямая материальная зависимость от бренда;

- Не получится поменять основные правила сети, если вам покажется это необходимым;

- Возможность нарваться на нерадивого франчайзера, который, получив паушальный взнос, не станет заниматься дальнейшим развитием точки.

Преимущества франшиз:

- Выход на недоступные при самостоятельном ведении бизнеса рынки;

- Взаимная ответственность франчайзера и франчайзи друг перед другом;

- Регулярная и обязательная обратная связь;

- Другие франчайзи могут честно рассказать о всех особенностях и сложностях бизнеса;

- Весь бюджет ложится не только на ваши плечи;

- Гораздо проще выйти на рынок под уже узнаваемым брендом, чем раскручивать свой собственный;

- Аудитория уже имеется, причем активная и готовая к новой продукции.

Кому и выгодна ли продажа собственной продукции через франшизу?
Начать дискуссию