"Zhena Chaykovskogo" by Kirill Serebrennikov

(Смотрел черновой вариант 3-часовой режиссерской версии. Нет, не стыдно. Почти не мешало — особенно когда подключил наушники. Зелёные задники не отвлекали. Французская речь без титров напоминала о салоне Шерер. Висящие в кадре микрофоны или команды из-за камеры тоже не портили впечатления. Просто чуть больше условности, чем обычно. Чуть позже полирнул "каннской" версией, на 2,5 ч, с "чистым" звуком, чуть иначе смонтированную и с дорисованными задниками. И мухой.)

"Zhena Chaykovskogo" by Kirill Serebrennikov

Если считать в единицах, недостатков у фильма больше, чем достоинств. Главный минус — подбор актеров(-мужчин). Начиная с главного, играющего самого ПИЧа, который только и делает, что либо носит туда-сюда одну из двух бород, обычную или седую, либо морщит носик от приблизившийся для поцелуя супруги. И акцент его никуда не делся. <В чистовике Один Байрон артикулирует куда лучше, но всё-таки слышно, что русский для него неродной. И да, носитель не станет так старательно выговаривать отчество своего собеседника.>

"Zhena Chaykovskogo" by Kirill Serebrennikov

Часть второстепенных исполнителей тоже мимо, самый не попавший — Виктор Хориняк, которого непонятно зачем занесло из привычного и вполне подходящего амплуа рубахи-парня в костюмную драму конца XIX века. Нотный издатель из него как из колобка хинкали.

"Zhena Chaykovskogo" by Kirill Serebrennikov

В итоге часть персонажей выглядит словно "пришито" к действию — особенно на фоне дам, каждая из которых вплоть до эпизодической бабушки ГГни в священном маразме, хороши настолько, что эпизоды с ними хочется пересматривать, забыв про общую длительность фильма. (Спецприз — Юлии Ауг за нищенку-юродивую, это просто нет слов.)

"Zhena Chaykovskogo" by Kirill Serebrennikov

Даже не будучи слишком чувствительным к гoмoсeкcуальной теме, почувствовал некий перебор по части обнаженных мужских тел. Особенно пляшущих группками, весело помахивая всем, что ни есть у козака. Призванные, очевидно, воплощать тайные фантазии патологически неудовлетворенной ГГни, они скорее выглядят как грёза её гениального супруга — хотя он в кадре и не присутствует при этом. Впрочем, возможно, это все злая авторская ирония, и во всех этих телесах ГГня видит не столько объекты вожделения, сколько соперников.

"Zhena Chaykovskogo" by Kirill Serebrennikov

Вообще с этой самой гoмoсeкcуальностью как-то странно вышло: почти все персонажи и сцены с ними из *непарадной* части жизни композитора показаны так, словно их снимали в Союзе, причем году в 1970-м. Иногда просто нарочито карикатурно. Причем тут уже скидки на видение ГГни не сделаешь, поскольку она до последнего отрицает ориентацию мужа, считая это всё не более чем наветами. Тогда к чему эта фарсовость? Назло Милонову с Мизулиной?

"Zhena Chaykovskogo" by Kirill Serebrennikov

Что до причин, почему и эта работа Кирилла Серебренникова войдёт в историю кино (по меньшей мере русскоязычного), то во-первых, это то, как неожиданно и резко — а после просто регулярно, но не менее внезапно — нас будут погружать в атмосферу безумия героини. Деталей не дам, спойлеры грех. Но именно первый "выход" — лучший. Пусть и без звучащего "раунд!" в конце. <Облом, в "каннской" версии этого нет. Но есть на ютубе как один из роликов фильма.>

"Zhena Chaykovskogo" by Kirill Serebrennikov

Во-вторых, это музыка — и тут возврат к во-первых, поскольку все, что звучит за кадром и в кадре, работает и на это сползание в сумасшествие тоже. (Первая работа Даниила Орлова? Ничего себе!) И финальная песня Shortparis на стихи Апухтина "О, как небо черно" будет беспощадно сверлить мозг, буквально доводя до исступления.

"Zhena Chaykovskogo" by Kirill Serebrennikov

В-последних и главных, это то, что сделал режиссер с актрисой в главной роли. Акцентирую именно так, поскольку видел Алёну Михайлову не раз, и с интересными работами, но то и так, как сыграно здесь — ну, если без лишнего пафоса, то можете Оскары оставить себе. Когда у актрисы случилась такая роль, ее карьера уже состоялась. К слову, Алёне нет ещё и 30-ти.

"Zhena Chaykovskogo" by Kirill Serebrennikov

Фильм обязателен к просмотру всем, кому мужская пиcька на экране не застит белый свет (кинопроектора). При этом непонятно, выйдет ли он хотя бы в цифровой прокат. Пока скорее нет. Так что, если будет малейшая возможность погрузиться в эти 3 часа любви, музыки, отчаяния и безумия — не отказывайтесь. Не так часто есть возможность увидеть нечто подобное.

https://t.me/KinoPavloRama — Не смотрел, но осуждаю!

Начать дискуссию