Зеттелькастен рисование на бесконечном канвасе или как помнить вообще всё на свете

Дисклеймер!

Блог ведется в условиях нехватки времени. Пожалуйста, снисходительно воспринимайте ошибки, опечатки и прочие “внешние” недостатки материала. Постарайтесь “зрить в корень” и видеть полезную суть изложенного и искреннее желание помочь окружающим.

Каждый автор, обдумывая статью, сталкивается с проблемой. С одной стороны хочется передать читателю крутую идею и тем самым принести большую пользу, а с другой страшно давать что-то “тяжелое”, потому что тема может оказаться неподъемной и бесполезной — если я ничего не понял, то лучше не стал.

В первых материалах я описывал простые и “начальные” вещи. Эффективное обучение, работа памяти, правила ведения заметок, всё это нужно и очень полезно для каждого из нас в начале пути. Ещё могу порекомендовать это небольшое руководство. Cегодня же я хочу рассказать о чем-то более сложном и продвинутом.

ВАЖНО. Если вы не совсем понимаете, что такое кривые забывания, метод заметок корнелла, зеттелькастен, то дальнейший текст будет Вам мало полезен. У Вас нет необходимой базы и опыта, поэтому читайте дальше на свой страх и не обвиняйте меня потом.

Если же Вы, дорогой читатель, с этими вещами знакомы и тем более их неустанно практикуете, то милости прошу в новые высокие материи эффективного обучения.

Изложенная ниже методика Зеттелькастен рисования на бесконечном канвасе (далее ЗРБК для удобства) мне не встречалась ранее, поэтому я скромно буду считать себя одним из первых её практикантов/изобретателей. Причем это не что-то абсолютно новое, а скорее соединение существующих методик и новых возможностей цифровых устройств.

ЗРБК покоится на трех китах:

  • Структурирование и сохранение знаний в виде цепочек данных и идей — как в методе Зеттелькастен
  • Использование для запоминания и фиксации идей метода рисования образов плюс самостоятельные формулировки из метода Корнелла
  • Использование бесконечного канваса для рисования с глубиной в качестве основной базы данных

Но перед тем, как нырнуть в детали моей системы, скажу несколько слов о её результативности.

С этой практикой я запоминаю буквально все полезные идеи из книг, могу цитировать их почти дословно. Даже то, что читал месяцы назад. Меня до сих пор удивляет насколько целостной получается картина прочитанного и насколько прочно она сохраняется в памяти, повторюсь, даже месяцы спустя.

Помимо этого совершенно меняется глубина понимания прочитанного материала. Если раньше со мной оставались лишь поверхностные идеи и мнения из книг, то теперь я понимаю материал гораздо глубже и целостнее, чем-когда либо. Трудно выразить словами тот опыт, который получаешь от вдумчивого изучения интересного материала и его фиксации в памяти по этому методу. Это удивительное переживание и настоящая сила знания, о которая мудрые говорили "знание — сила”. Именно это Вы в итоге и получите, если возьмете на себя труд попробовать эту практику.

Ну а теперь, если Вам ничего не понятно, но очень интересно, давайте разбираться.

Первое слово “Зеттелькастен” или “З”

Это не полноценная статья о зеттелькастен, а скорее небольшой очерк, поэтому не рассчитывайте здесь получить всю информацию об этой удивительной системе.

Зеттелькастен — система хранения знаний в виде карточек, которая была придумана немецким социологом Никласом Луманом в прошлом веке. Он был невероятно продуктивен в своей исследовательской работе и публиковал ежегодно десятки научных работ и несколько книг!

Из Википедии: Никлас Луман написал более 70 книг и около 500 статей на социологические темы. Созданная Луманом в 1950—1960-е годы картотека (<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%25A6%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BD&postId=1161338" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Zettelkasten</a>), достигшая 90 тысяч наименований, предвосхитила технологию гиперссылок интернета.
Из Википедии: Никлас Луман написал более 70 книг и около 500 статей на социологические темы. Созданная Луманом в 1950—1960-е годы картотека (Zettelkasten), достигшая 90 тысяч наименований, предвосхитила технологию гиперссылок интернета.

Изюминкой его эффективной работы была картотека, которую он называл “вторым мозгом”. И главным отличием этой системы было в том, что каждая крупица или единица новой информации, попадающая в карточку, обязательно связывалась с другой посредством специального кода или ссылки.

В отличие от обычного блокнота с заметками и рисунками, который носит линейный характер и мало связаны с друг другом, знания в зеттелькастен выстроены в цепочки и большие структуры. И это уникально.

Разные источники и материалы содержат связанные кусочки данных, формируя которые можно увидеть уникальные взаимосвязи недоступные другим.
Разные источники и материалы содержат связанные кусочки данных, формируя которые можно увидеть уникальные взаимосвязи недоступные другим.

Собирая знания таким образом он не хоронил прошлую информацию под пластом новой, он формировал общую и видимую картину, и она взамен открывала ему то, что не видели другие. Он видел взаимосвязи идей из разных источников, которые были недоступны остальным, он видел подтверждение одних идей в книгах других.

В общем, формирование такой структурной базы поднимает Вас на новый уровень понимания и предмета, которым Вы занимаетесь и знаний, который Вы пытаетесь усвоить и запомнить. Вам остается только читать книги и собирать свой зеттелькастен, который со временем превратиться в большое дерево с гигантским числом заметок. У самого Лумана их было более 90 тысяч.

Сегодня не нужно содержать бумажную картотеку. Знакомство с этой системой можно организовать с помощью компьютера и различных приложений типа Obsidian (лично я им пользуюсь). Вот пример моего Зеттелькастен, который я веду уже 3 года.

Это маленький кусочек моего Зеттелькастен. За 4 года ведения я создал небольшую сеть знаний из разных источников (<i>цвета кружочков</i>). Я находил взаимосвязанные идеи в разных книгах и материалах, что само по себе очень круто.
Это маленький кусочек моего Зеттелькастен. За 4 года ведения я создал небольшую сеть знаний из разных источников (цвета кружочков). Я находил взаимосвязанные идеи в разных книгах и материалах, что само по себе очень круто.

Для первого знакомства лучше попробовать компьютерную программу (например, Обсидиан), чтобы вкусить все плоды этой системы. Это позволит Вам заложить правильный фундамент для перехода к более сложной и усовершенствованной системе, которую я предлагаю.

Тем не менее у Зеттелькастен существует недостаток — умнее Вы практически не становитесь. Ваш помощник в виде программы становиться умнее вместо вас и с его помощью действительно можно создавать статьи и книги, заниматься исследованиями, что тоже очень полезно. Но именно компьютер или картотека будут обладать знанием, а Вы по прежнему будете все регулярно забывать и медленно прогрессировать. Именно поэтому я решил, что хочу большего и хочу сам помнить заметки и связь между ними.

Итак, мы берем из Зетелькастен следующие принципы:

  • Связанность — любые идеи мы стараемся группировать и соединять с другими, формируя и подчеркивая их взаимосвязь — это даст Вам более глубокое понимание любой темы
  • Структурность — стараемся создать деревья идей, структуры знаний, схемы и все, что поможет нам в визуализации и запоминании, и понимании.

Понимаю, что пока звучит непонятно, но продолжим. Это была первая часть.

Второе слово Рисование или "Р"

Рисование идей и дополнения заметок своими набросками настолько же сильнее обычных заметок по методу Корнелла, насколько последние сильнее обычного списания материалов под копирку не думая. Почитать об этом можно здесь

Доказать превосходство рисования помогает очень простой эксперимент. То, что будет написано далее Вы прочитаете один раз без повторного перечитывания. Так Вы сможете почувствовать всю запоминательную силу рисования.

Каскад эффективности методов запоминания информации. Самый тухлый путь это просто читать книгу и надеется на свою гениальную память, а самый могущественный — симбиоз <a href="https://vc.ru/u/1207450-zolotoy-gus/434551-kak-uchitsya-chemu-ugodno-v-7-raz-bystree" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">метода ведения заметок "корнелл"</a> и рисования образов
Каскад эффективности методов запоминания информации. Самый тухлый путь это просто читать книгу и надеется на свою гениальную память, а самый могущественный — симбиоз метода ведения заметок "корнелл" и рисования образов

Итак, попробуйте запомнить следующую последовательность цифр: 7452394. Уверен, что после их прочтения вы сможете удержать их в голове на несколько минут.

Теперь же я попрошу Вас нарисовать на бумажке три простеньких рисунка “пила с глазками”, “бриллиант в короне” и спираль с крючком. Нарисуйте их где удобно — на бумажке, в заметках и продолжайте читать статью.

Придумайте свои образы, пусть они будут необычными, смешными, кривыми.
Придумайте свои образы, пусть они будут необычными, смешными, кривыми.

Так вот, визуальные образы, которые Вы сами подбираете или придумываете под конкретную прочитанную тему или идею, гораздо сильнее чем, что либо другое на свете способствуют запоминанию.

Поскольку моя профессия напрямую связана с информацией, то приведу пример из своей практики чтения профессиональной литературы. Когда-то я читал книгу о методике написания текста, в которой была примерно следующая идея: “Конкретные слова рождают гораздо более яркие образы в уме читателя, по сравнению с более общими словами. Например, вместо блеклой фразы “эскадра из десяти кораблей” гораздо сильнее написать “эскадра из десяти парусов”.

В сознании тут же возникает образ ярких белых парусников в море. Помню, когда я записал эту фразу, то сразу нарисовал на полях достаточно некрасивую, но запоминающуюся ладью викингов, которую запомнил на всю жизнь.

Кстати, какие там были цифры? Можете вспомнить без подглядывания?

А теперь попробуйте вспомнить картинки. Могу поспорить с любым читателем, что если через неделю Вас спросить, какие картинки вы нарисовали в той статье про “Зеттелькастен рисование на бесконечном канвасе”, то вы без труда сможете их вспомнить и даже нарисовать опять. Вот такова сила образов в запоминании!

Причем Вы не потратили в разы больше времени на их сотворение и запоминание, вы не учили часами материал, не вдалбливали себе это многократными повторениями. Вы их придумали, и как их создатель будете помнить их всегда. Такова привилегия созидателя — ему трудно забыть свои творения.

Итак, вторая часть этой сложной, но сверхэффективной методологии обучения состоит в том, чтобы:

а) читать материал,

б) делать по нему заметку по методу Корнелла, т.е. писать её от руки и своими словами (т.е. обдумывать и укладывать в голове в своем формате)

в) дополнять идеи не только записью, но и уникальными рисунком, который Вы сами вообразите. Осмысленным, веселым и необычным рисунком, который Вы сами должны придумать.

Приведу простой пример. Я читаю книгу по философии и натыкаюсь на такую идею — все вещи в мире состоят как-бы из двух частей, материальной и философской. Например, дом — с материальной точки зрения это набор камней и досок, а с философской точки зрения это места для защиты от непогоды и отдыха. Итого две части — материальная сторона и сущность каждой вещи.

Считая эту идею интересной и любопытной я сделал следующую заметку и рисунок.

Вот так в итоге выглядит мой маленький кусочек информации на эту тему. Я представил себе две части и два цвета. Черный мир материи, т.е. дом из кирпичей и бревен, и оранжевый мир философии, т.е. дом, как место отдыха и защиты от ненастной погоды
Вот так в итоге выглядит мой маленький кусочек информации на эту тему. Я представил себе две части и два цвета. Черный мир материи, т.е. дом из кирпичей и бревен, и оранжевый мир философии, т.е. дом, как место отдыха и защиты от ненастной погоды

Или другой пример из книги Атомные привычки. Читаю идею о том, что даже очень маленькое, небольшое изменение привычек и образа жизни может приводить к невероятным результатам. Особенно в долгосрочной перспективе. Представьте себе авиалайнер, летящий через Атлантику. Изменение его курса всего на 1 градус в долгосрочной перспективе может привести к огромному изменению конечной точки путешествия. Да, в эту самую секунду такое изменение не ощущается и ни на что не влияет, но если оно будет продолжено, то может изменить всё.

И в этот раз я посчитал такую мысль интересной и сделал вот такую заметку.

Я придумал рисунок, сам его изобразил и подписал своими словами эту интересную идею. Теперь я не могу от неё отделаться :)
Я придумал рисунок, сам его изобразил и подписал своими словами эту интересную идею. Теперь я не могу от неё отделаться :)

Я придумал эти рисунки сам. Они уникальны и я буду помнить их всю жизнь. Я могу забыть книгу, могу забыть источник информации или порядок слов в описании этой идеи, но свой уникальный и неповторимый рисунок, который я сделал к этой идее я забыть уже не смогу. И связанную с ним идею тоже!

И Вы не сможете, потому что так работает наша память. Образы и придуманные нами картинки остаются в памяти навсегда. Эта техника запоминания и фиксации информации известна ещё с древних времен и её используют в самых разных областях где нужно запомнить большой массив информации. На эту тему можете прочесть книгу “Эйнштейн гуляет по луне” или найти ролик ТЕД про силу рисования.

Итак, вторая часть методологии есть правильная и сверхэффективная фиксация идей в Вашей памяти навечно с помощью рисования и записи идей своими словами.

Здесь я призываю Вас не верить мне на слово, а попробовать вести заметки таким образом по любому интересующему Вас предмету. Читаете книгу по продажам — придумайте рисунок и напишите заметку, слушаете подкаст по бизнесу и встретили классную идею — придумайте рисунок и напишите заметку.

Ещё примеры моих заметок и идей к ним:

А это пример взаимосвязи идей из разных книг. Первый блок из Аристотеля, а вот ниже под голубой стрелкой уже из Платона.
А это пример взаимосвязи идей из разных книг. Первый блок из Аристотеля, а вот ниже под голубой стрелкой уже из Платона.
А это книга Джеймс Клир "Атомные привычки". Книга теперь не набор последовательных страниц, а полноценная структура с взаимосвязями. Все эти знания теперь как на ладони. И Ваши будут выглядеть также или даже ещё лучше и понятнее.
А это книга Джеймс Клир "Атомные привычки". Книга теперь не набор последовательных страниц, а полноценная структура с взаимосвязями. Все эти знания теперь как на ладони. И Ваши будут выглядеть также или даже ещё лучше и понятнее.
Ещё один пример. Отличная идея о том, что доступность во много раз важнее уговоров или силы. Доктор из американской больницы смогла кардинально улучшить привычки пациентов по употреблению чистой воды просто разместив её повсюду в холле.
Ещё один пример. Отличная идея о том, что доступность во много раз важнее уговоров или силы. Доктор из американской больницы смогла кардинально улучшить привычки пациентов по употреблению чистой воды просто разместив её повсюду в холле.

Итак, создавайте сокровищницу памяти с помощью выдуманных образов и старайтесь формировать связанную структуру своих знаний. Только тогда знание подчиниться и будет служить Вам.

Бесконечный канвас или "БК"

Так мы познакомились с содержанием этой методики. Это её душа. А телом её являются программы, которые располагают такой функцией как бесконечный канвас. Всё упомянутое выше хозяйство нужно где-то вести и обычные заметки или файлики тут не подходят.

Вам нужен бесконечный холст и библиотека заметок нескончаемого масштаба, в которой Вы можете создавать шедевры взаимосвязанных идей и творчества.

Не буду здесь подробно останавливаться на этой теме, да простит меня вдумчивый читатель. Замечу лишь, что бесконечный канвас дает возможность не только горизонтального движения листа, но и трехмерного. Т.е. Вы можете уменьшить масштаб в три раза и развивать свои заметки вглубь. А можете подниматься вверх и делать обобщения. Вот так:

Используйте масштабирование если нужно сделать комментарий или пояснение. У Вас не только бесконечная плоскость, но и трехмерная глубина. Используйте все измерения себе на пользу!
Используйте масштабирование если нужно сделать комментарий или пояснение. У Вас не только бесконечная плоскость, но и трехмерная глубина. Используйте все измерения себе на пользу!

А какие там были числа? А что мы рисовали?

Поддержать автора пожертвованием можно здесь

Короткое руководство по эффективному обучению для начинающих

Подписывайтесь скорее!!

Если Вы где-то прочитали похожий материал или даже ещё лучше, пожалуйста, пришлите ссылку в комментариях. Это для меня важно — учиться у других.

22
Начать дискуссию