Все, что надо знать о возвратах товарах продавцам на Wildberries?

Возвраты — это одна из главных проблем продавцов на Wildberries. Сам формат маркетплейса с пунктами выдачи товаров подразумевает, что покупатель может осмотреть товар прямо на месте и отказаться от покупки, если товар в чем-то его не устроит.

Эта возможность, сначала осмотреть товар, а потом уже принять решение о покупке, одновременно, и позволило WIldberries быстро набрать аудиторию покупателей, заняв большую долю рынка e-commerce в России, и стало главной проблемой маркетплейса. Естественно, покупатели этой возможностью вскоре начали пользоваться чрезмерно. Проценты отказов по заказам начали быстро расти, что сильно вредило продавцам. Им сложно планировать стратегии продаж, складские запасы, когда часть товаров всегда находится в ожидании выкупа по заказам, по которым будут отказы и возвраты.

Также возвраты достаточно быстро стали оружием недобросовестной конкуренции. Продавцы заказывали партии товаров своих конкурентов на далекие адреса, отказывались от покупок. В итоге товары надолго застревали в процессе доставки, на пунктах выдачи. Кроме того большой процент отказов снижает рейтинг карточки товара и магазина в целом. Это эффективное оружие недобросовестной конкурентной борьбы.

Сейчас с этой проблемой активно борются. В мае 2022 года Wildberries ввел правило платного отказа от заказанного товара. Теперь покупатель, отказавшийся принимать товар в пункте выдачи обязан оплатить его обратную отправку. От 50 до 100 рублей в зависимости от региона. Для удаленных регионов: Дальний Восток, Калининград, Магадан и иностранные государства, имеющие доступ к покупкам на Wildberries, цена отказа — 100 рублей или эквивалент в другой иностранной валюте. Для других регионов — 50 рублей. Также есть возможность бесплатных отказов для покупателей с большим объемом покупок и высоким процентом выкупов.

При помощи таких мер Wildberries старается бороться со злоупотреблениями отказами и недобросовестной конкуренцией. Конечно, до сих пор ведутся споры о том, насколько это решение маркетплейса не противоречит закону о Защите прав потребителей, но тем не менее, усилия в оптимизации количества отказов видна.

Проблема отказов для продавцов заключается не только в рейтингах и замерших складских запасах. Возвраты — это конкретные издержки для продавцов. В этой статье мы хотели бы рассказать, как именно рассчитывается оплата обратной доставки продавцом по разным схемам логистики.

Все, что надо знать о возвратах товарах продавцам на Wildberries?

Как правильно считать затраты при возвратах на Wildberries по FBS и FBM?

Мы не уверены, что эту статью читают только действующие опытные продавцы, поэтому параллельно с информацией о затратах мы расскажем о том, в чем особенности этих моделей логистики.

FBM (Fulfillment by Marketplace) — Отправка осуществляется маркетплейсом. Продавец должен заранее поставить партию товара на склад Wildberries. Когда маркетплейс получает заказ, он отправляет заранее отгруженный товар. Продавец в этой цепочке не участвует после первоначальной отгрузки.

При модели доставки FBM возврат для продавца бесплатен. Товар просто возвращается на ближайший склад и появляется в складских запасах. Покупатель, как уже было сказано выше, оплачивает 50 рублей.

FBS (Fulfillment by Seller) — Это модель логистики, при которой поставку осуществляет продавец. Как только появляется заказ, он должен в установленный срок доставить товар в распределительный центр Wildberries. В случае если поставщик с отгрузкой опаздывает, на него накладывает определенные санкции маркетплейс.

При такой модели логистики цена возврата для покупателя — все те же 50 рублей за единицу товара. Но при этом если продавец хочет вернуть товар на тот же склад, с которого проводилась отставка, это будет стоить не менее 1500 рублей.

Продавцам, работающим по модели FBM, все равно, на каком именно складе окажется товар после неудачной попытки продажи. Просто при следующем заказе товар будет отправлен не с первого склада, а со второго. Но для продавцов, работающих по FBS, отказ покупателя — это гораздо большая проблема. Товар изначально был на его складе. Где его искать сейчас, не понятно. Многие продавцы жалуются, что товар может очень долго не появляться в складских запасах в магазине. Ведь с момента отказа до момента появления на складе пройдет целый операционный цикл. Пока отказ будет оформлен, пока отправлен машиной на ближайший склад, пока будет оприходован и отражен в личном кабинете пользователя — все это время.

По отзывам продавцов, работающих по FBS, возвраты и поиск товара после отказа покупателя — настоящий «квест». И проблему Wildberries пока не решил. У FBS продавцов выбор между тем, чтобы заплатить за возврат несколько тысяч рублей, или надеяться, что товар скоро появится на каком-то складе и его можно будет использовать для дальнейших продаж.

К слову, если товар был возвращен из-за брака, то продавцу не выгодно его забирать со склада. Цена бракованного товара близка к нулю, он не будет стоить даже топлива, потраченного на его перевозку со склада на склад. Но и в центрах Wildberries его оставить нельзя, поскольку приходится платить за его хранение. В таком случае целесообразно воспользоваться услугой утилизации от Wildberries. Но она тоже платная — 33 рубля за единицу товара.

Как сократить процент отказов и возвратов

  • Мониторинг качества товаров. Самая частая причина возвратов — брак и плохое качество отправленного товара, поэтому оптимизация качества — первый шаг к их сокращению. Продавцам стоит выборочно (а если возможно, то полностью) проверять качество партии перед отгрузкой на склады Wildberries. Если отказы частые, можно перестать работать с конкретным производителем или поставщиком, и наоборот, постоянно искать источники товаров хорошего качества.
  • Проверка описания и характеристик товара. Все должно соответствовать. Еще одна частая причина отказов — покупатель не получил того, что ожидал. Возможно, в описании товара или его характеристиках есть ошибки. Это вводит в заблуждение. Покупатель ожидает получить, например, смартфон с памятью 128 Гб, а получает — 64 Гб. Это очень деморализует, покупатель чувствует себя обманутым. Пример со смартфонами даже слишком яркий. И гораздо меньшие расхождения с заявленными характеристиками заставят покупателя оформить возврат. Поэтому очень важно, чтобы описание и характеристики товара соответствовали реальности и не вводили покупателя в заблуждение.
  • Упаковка. И да, товары на пункт выдачи не телепортируются. Их приходится хранить на складе, где целостность упаковки может быть случайно или специально нарушена. То же самое можно сказать о транспортировке. Поэтому на упаковке экономить нельзя. Стоит выбирать плотную качественную упаковку с дополнительным слоем смягчающих материалов внутри. Чем чаще ваш товар будет повреждаться на складах Wildberries и при транспортировке, тем больше у вас будет отказов и потерь.
  • Прекращение продажи товаров с высоким процентом отказа. Это, конечно, самый спорный путь. Иногда даже высокий процент отказов — это не повод отказываться от высокомаржинального товара. Однако по словам многих опытных продавцов, несколько проблемных позиций могут сильно испортить репутацию магазина в целом в глазах алгоритма ранжирования Wildberries. Вполне может быть такое, что несколько товаров тянут вниз все ваши остальные карточки.

К слову, для того чтобы знать, по каким товарам процент отказа наибольший, эти данные нужно замерять. Лучший инструмент — сервисы аналитики для продавцов Wildberries. Они не только считают номинальное количество отказов по каждой товарной позиции, но и показывают, какие издержки на этом несет продавец. Вполне может быть, что частые отказы делают продажи конкретного товара нерентабельными.. И именно в сервисах аналитики сделать это удобнее всего. Они могут автоматически загружать из Wildberries данные об отказах и изъятых комиссиях, а также включать их в себестоимость.

Вы можете попробовать использование сервисов аналитики в своей работе на Wildberries бесплатно. Сейчас мы в Sellerdata раздаем бесплатные подписки в обмен на ваши честные отзывы.

33
Начать дискуссию