{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Мои проколы при ведении протоколов

Деловые встречи сопровождают нас на протяжении всего жизненного цикла проекта. Часто итогом таких встреч являются договоренности, которые важно грамотно сформулировать и выполнить для достижения успеха. Как всё зафиксировать и не забыть? В этом нам поможет протокол встречи. Я искренне считаю, что протокол - один из лучших друзей аналитика. Хотя признаюсь, не всегда хочется его вести и оформлять.

Надежда Кудрявцева
Консультант по внедрению информационных систем

До моего посвящения в аналитики я была помощником руководителя гос. учреждения. Одной из моих задач было ведение протоколов заседаний университета. Причем я не знала, как вести протокол (и что это вообще такое) до выполнения задачи…

Есть разные модели обучения — от теории/от практики/от кейса/от ошибки — и я постигала искусство ведения протоколов, набивая шишки и делая множество ошибок. Сейчас я о них расскажу.

Ошибка 1. Не все участники встречи получили приглашение.

Избежать ошибки можно, проверив, все ли участники получили приглашения. В эпоху Outlook и иже с ними это сделать легко — проверить накануне, все ли участники ответили на приглашение. Если человек, присутствие которого планировалось, никак не прореагировал — можно уточнить у него лично (по почте, по телефону) — пойдет ли он на встречу.

Когда я начинала организовывать совещания, приглашения у нас еще раздавались вручную, на папирусе бумаге. Потом был переход на E-mail, потом — на корпоративный E-mail - и каждый раз необходимо было контролировать, принял ли человек приглашение.

Ошибка 2. Не согласовала повестку дня с участниками, в итоге - не проговорили важное, много времени потратили на обсуждение второстепенных вопросов.

Если вопросы для обсуждения формулируете не вы — обязательно согласовывайте их с участниками. Если формулируете вы — 1) обязательно присылайте вопросы для обсуждения заранее, вместе с приглашением, чтобы участники понимали, о чем пойдет речь и смогли подготовиться 2) на встрече следите, чтобы разговор не уходил в сторону.

Ошибка 3. Протокол не структурирован, это просто заметки к встрече

Протокол имеет структуру, которая помогает лучше ориентироваться в нем. Обычно она включает:

  • Название
  • Дату и время проведения протокола
  • Место проведения протокола
  • Список участников (при необходимости — с указанием сторон и роли на проекте)
  • Ход обсуждений (или стенограмму — при необходимости)
  • Решения, итоги — в которых прописаны достигнутые договоренности, включая необходимые действия, ответственных лиц и дедлайны
  • Список открытых вопросов: 1) которые были запланированы, но по каким-то причинам не решены 2) которые возникли в ходе обсуждения, но перенесены. Для списка открытых вопросов полезно указывать ответственных лиц и предполагаемые даты обсуждения
  • Приложение, которое может включать аудио/видеозапись встречи, фото/скрины записей с доски, документы и всё то, что вам кажется важным сохранить

Ошибка 4. Не подготовила шаблон для протокола заранее

Часть информации для протокола мы знаем из приглашения и повестки встречи и можем заранее вставить в шаблон, для других пунктов шаблона мы можем подготовить заголовки и удобные таблички (например, для итогов и открытых вопросов). Если мы позаботимся о шаблоне заранее, то быстрее и качественнее сможем оформить протокол после встречи.

Ошибка 5. Не продумала технические вопросы

Однажды я подготовила шаблон протокола, на встрече включила презентацию для участника, перевела ее показ на проектор, выдала участнику переключатель… И не смогла вести протокол, потому что при наборе текста курсор переключался на мой протокол и выступающий не мог переключать слайды. Пришлось опять вести протокол от руки.

Если вы ведете протокол встречи и вам нужно одновременно что-то показывать или переключать слайды презентации — подумайте над тем, будет ли вам удобно или лучше передать задачу по ведению протокола кому-то другому. Также заранее подумайте о том, нужно ли будет шарить экран с протоколом — и если да, подготовьте для этого свой рабочий стол.

Ошибка 6. Писала заметки по совещанию от руки

Я очень люблю писать от руки. Утешаю себя утверждениями нейробиологов о том, что так лучше усваивается информация. Свои протоколы я раньше тоже вела от руки. Да и сейчас, если честно, частенько делаю рукописные заметки к встрече. Не надо так! Если вам необходимо сразу после встречи отправить письмом договоренности, согласовать протокол — вы усложните себе работу. Лучше писать заметки сразу в любом удобном для вас текстовом редакторе: Word, Google-документах, блокноте.

Ошибка 7. Не вела аудио/видеозапись или вела без разрешения

Бывают ситуации, когда видеозапись встречи помогает доказать, что Заказчик хотел именно это и избежать 100+ часов доработок. Поэтому если есть возможность записывать встречи — лучше записывать. При этом важно оповещать участников, что ведется запись. Обычно я использовала фразу: “Ставлю встречу на запись. Если есть возражения, скажите об этом”.

Ошибка 8. Не оформила протокол сразу после встречи / не запланировала времени на это

Вроде бы очевидная, но частая ошибка — не планировать время на написание/оформление протокола. После встречи я часто задерживалась для решения смежных вопросов с участниками или сразу переключалась на другие задачи и уходила в них с головой. В итоге вспоминала о протоколе к концу дня, когда работоспособность близится к нулю или вообще оставляла на следующий день. В итоге нюансы забывались, приходилось пересматривать запись, тратить лишнее время на воспоминания. Если вы выделите хотя бы полчаса после встречи на написание протокола — вы в итоге сэкономите себе время.

Ошибка 9. Не согласовала протокол

Звучит странно, но когда мне дали задачу вести протокол, мне ничего не сказали о том, что его нужно согласовывать. В итоге узнала я об этом в такой ситуации — в соседнем подразделении проводили проверку и выяснили, что протоколы ежемесячных совещаний не согласованы. Конечно, не всегда требуется классическое согласование протокола с корректировкой и подписями всех участников. Но написать участникам достигнутые договоренности и получить от них подтверждение — правило, которое решит многие проблемы с требованиями в будущем.

Если требуется полноценное согласование протокола, то действуем так:

Отправляем протокол участникам с текстом: “Замечания к протоколу принимаются до <необходимая дата и время>. При их отсутствии протокол считается согласованным”, вносим правки не более 3-4 раз. Или согласовываем протокол с помощью СЭД.

Ошибка 10. Не систематизировала хранение протоколов

Сначала протоколы хранились у меня в общей папке, в бумажном виде, в письмах. Конечно, всегда можно найти нужный документ по поиску, но систематизация взаимодействий и достигнутых договоренностей важна и для работы с требованиями, и для погружения новых членов команды в достигнутые договоренности.

А теперь предлагаю немного размяться и подумать над тем, что не так с этим протоколом:

Варианты пишите в комментариях.

А для самых стойких в качестве бонуса - мой стандартный шаблон для протоколов

0
2 комментария
Denis Muravev

Спасибо за статью!
У меня вопрос: относительно длительности самой встречи, сколько в среднем уходит времени на написание протокола?
Из своей практики в среднем выходит 2,5х на протокол, но и пишутся они по записи, т.е. на самой встрече не присутствую, что частично экономит время.

Ответить
Развернуть ветку
Кунг-Фу Аналитика
Автор

Видится множество факторов, от чего может зависеть время. Например:
* наличие шаблона - с 0 или скопировать из предыдущего, в т.ч. с тем же списком участников.
* требования к подробности - стенограмма или список обсуждаемых вопросов с поручениями/решениями.
* погруженность в тему - совсем посторонний или в курсе того, что важно/не важно отметить.

Из своего опыта считаем хорошими практиками:
* определять предварительно ответственного, кто будет оформлять протокол
* фиксировать сразу договоренности и согласовывать список в конце встречи.
С учетом готового шаблона тогда уходит время не больше часа, чтобы "причесать" формулировки и отправить на согласование.

Если не присутствуете на встрече, то могут сильно сократить время сервисы создания субтитров и пересказа, типа https://300.ya.ru/.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда