Профессор В.В. Петухов призывал быть осторожными с анализом результатов провокативной психологии. Ведь человек в отличие от менее развитого существа всегда имеет возможность изменить себя - каждый день, каждый час, каждую минуту. И тот, кем я был вчера, удивится, встретив того, кем я стал сегодня. Мы всегда имеем возможность стать лучше. Что значит лучше? Добрее, прежде всего, добрее и честнее через эту доброту. С другими и с самим собой. Убивать других не только аморально, но и противоестественно. Это глава из книги "100 дней до весны".
Я вспомнил эту историю, анализируя свои мотивы, по которым мне нестерпимо захотелось вырваться из "русского мира"."Крысиная семья — единый организм. Сородичи распознают друг друга по запаху. Ученые до сих пор не понимают, какой именно канал крысы используют для того, чтобы обмениваться информацией. Они предупреждают друг друга об опасности, передают навыки защиты внутри семьи, и этот механизм не имеет индивидуальной выгоды, у него нравственная природа.
На одного жителя нашей планеты приходится около четырех крыс. Их цивилизация значительно древнее человеческой. Изучение моральных законов крысиного сообщества подвигло людей создать технологию «Крысиный король» — один из самых эффективных способов борьбы с крысами, основанный на разрушении механизма их групповой защиты, растлении и уничтожении закона внутривидовой нравственности.
Берут одну особь из коллектива и создают условия, в которых рациональная логика приобретает решающее значение. Основная задача технолога — заставить испытуемого сделать первый шаг, совершить действие, табуированное социальной средой.
Крупную и сильную крысу морят голодом, а потом к ней в клетку бросают мертвого сородича. После долгих колебаний крыса, которая никогда не стала бы есть себе подобных, приходит к выводу, что ее собрат мертв и, в принципе, уже не является собратом, а значит, может быть употреблен в пищу.
Далее исследователь повышает планку, и бросает в клетку раненого, но еще живого собрата. Крыса опять колеблется, но через некоторое время преступает свой внутренний закон и поедает уже живого собрата, также из рациональных соображений — ведь тот все равно не жилец.
В следующий раз в клетке оказывается крысенок, вполне живой и здоровый. И вновь включается механизм рационализации. Уже дважды преступившая моральный закон крыса принимает решение, исходя из того, что выживает сильнейший, и поедает живого собрата.
С каждым разом, от опыта к опыту, сомнения отнимают у крысы все меньше времени. Очевидно, что пойти против собственных убеждений тяжелее всего именно в первый раз. И вот уже крыса вообще не тратит времени на рефлексию — она воспринимает любого собрата как пищу. Как только в клетке появляется новый обитатель, она тут же набрасывается на него и пожирает. Ее нравственность окончательно сломлена.
Когда крысу возвращают в вольер, ее семья по-прежнему относится к сородичу доверчиво, не догадываясь, что это существо уже не имеет моральных устоев. Только теперь их родственник не утруждает себя поиском пищи, а начинает пожирать членов своей семьи, причем делает это по возможности тайно, чтобы не быть изгнанным из коллектива и не оказаться опять голодным.
Интересна реакция остальных. Когда семья понимает, что среди них появился крысоед, она покидает обжитое место — и делает это в ста случаях из ста. Крысы словно боятся быть отравленными энергетикой трансформированной крысы, боятся стать такими же, они понимают, что атмосфера безнравственности разрушит механизм социальной защиты, и это повлечет за собой гибель всего племени.
Так бывает и среди людей. Лежит на улице пьяный, а рядом валяется кошелек. У человека есть как минимум три свободы: пройти мимо, помочь человеку или забрать кошелек, потому что если ты не возьмешь, то возьмет кто-то другой. Свою нравственную границу каждый определяет сам. Дальше включается правило: выживают сильнейшие, и люди в дорогих костюмах, прозванные за свою сноровку акулами бизнеса, вместо презрения вызывают восторг у почитателей идеологии силы. Говорят, это — бизнес, и иначе здесь никак нельзя.