(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(94502844, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(94502844, 'hit', window.location.href);

Инструменты стратегического планирования

Чтобы прийти к цели, нужно определить направление, и только потом заниматься прокладкой маршрута, выбором транспорта и сбором вещей. Бизнес-развитие подчиняется той же логике: руководитель строит большие планы, а команда разбивает их на задачи поменьше и составляет конкретный план действий для решения каждой отдельной проблемы.

Такой подход может показаться сложным или даже опасным управленцам, которые привыкли полагаться во всем на микроменеджмент. Однако именно по такой модели работают крупнейшие мировые корпорации, и так же может работать ваш бизнес. Методы стратегического планирования успешно применяются к любым коммерческим предприятиям. Главное — понимать, что вы делаете (теория) и как получить результат (практика).

Зачем нужно стратегическое планирование

Стратегическое планирование — это идейное ядро, с которого начинается любой бизнес. Оно включает определение приоритетов компании и условий по распределению ресурсов: денежных, информационных, репутационных, командных.

Стратегия определяет направление развитие предприятия на большой промежуток времени, например на календарный год. Хотя стратегический план не содержит подробных указаний для сотрудников, он влияет на все рабочие процессы, так как любое последующее решение по текущим задачам принимается с учетом общей стратегии.

Наличие общей стратегии объединяет множество проектов и мелких дел в единую структуру, которая стремится к выполнению поставленной цели. При стратегическом планировании компания никогда не окажется под угрозой из-за срыва единственного ведущего проекта, на который ушли все ресурсы, и не обвалится под тяжестью накапливающихся мелких задач. Флагманы прикрывают тылы, надежные «середнячки» накапливают ресурсы для пробивных проектов. Все работают сообща, и никто никому не мешает.

Главная характерная черта стратегического планирования — сочетание глобальных, отдаленных целей и низкой степени детализации. Для более детальных планов существуют другие способы планирования:

  • оперативное — для решения текущих задач;
  • бизнес-планирование — составление планов высокого уровня для реализации мини-стратегий на выбранном участке времени.

В остальном стратегическое планирование схоже с другими способами составления бизнес-планов. Хороший план начинается с анализа среды и постановки цели, затем для ее достижения разрабатывается стратегия, выбираются инструменты реализации и объективные способы оценки успехов.

Главные методы стратегического планирования

Итак, нам нужно составить полезный стратегический план. Он должен быть реалистичным, но не слишком приземленным, иначе компания не сможет реализовать собственный потенциал. Кроме того, он не должен расходиться с корпоративными интересами и обязан вызывать прилив воодушевления у инвесторов (деловых партнеров, клиентов, сотрудников, государственных фондов — нужное подчеркнуть).

Мы можем попробовать изобрести велосипед, то есть разработать и обкатать собственный уникальный стратегический подход, который будет учитывать разные типы входных данных и повысит вероятность успеха. Правда, есть проблема — для проверки и шлифовки нового суперподхода понадобится несколько свободных бизнесов, которые не жалко обанкротить ради высшей цели.

Можем пойти напролом, не используя единого систематизированного подхода, — сэкономим и деньги, и время. Правда, без работающей методологии планирование уже не будет стратегическим, а его эффективность можно будет сопоставить разве что с гаданием по звездам или гемблингом.

Но лучше поступим умнее и воспользуемся самыми популярными подходами, которые давно проверены на практике и тщательно задокументированы. Вот лишь некоторые популярные методики на выбор:

  • PEST-анализ. Всесторонний анализ внешней среды, который учитывает политическую ситуацию (P), экономическую обстановку (E), особенности социальной среды (S) и технологический фактор (T). Универсальный помощник для выявления потенциальных проблем, будущих трендов и неочевидных перспектив;
  • 5 сил Портера. Один из самых полных видов анализа для оценки конкурентной угрозы и привлекательности экономических сфер. Включает оценку опасности появления новых игроков, конкурирующих или вытесняющих товаров, оценку общего уровня конкуренции, а также влияния поставщиков и потребительского спроса;
  • SWOT-анализ. Комплексная методика из 60-х годов XX века переживает новую волну популярности. Изучает сильные и слабые стороны бизнеса в отношении к возможностям и потенциальным опасностям рынка. Хотя подход имеет свои недостатки, в частности анализ может страдать от субъективизма того, кто занимается оценкой сильных и слабых сторон. Он доказал свою эффективность именно в стратегическом планировании, когда главное — сформулировать общие цели;
  • матрица BCG. Названа в честь Бостонской консалтинговой группы, для нужд которой и была разработана. Главное новшество — разделение всех продуктов на четыре категории, которые упрощают принятие решений по управлению. «Звезды» приносят много продаж, но мало чистого дохода и требуют регулярных инвестиций для расширения доли на рынке. «Дойные коровы» дают стабильный доход и не требуют привлечения новых инвестиций, они уже утвердились на рынке. «Собаки» — это убыточные проекты, от которых нужно скорее избавляться. И, наконец, «Трудные дети» требуют внимания, так как они могут перейти в любую из трех категорий;
  • адаптивная оценка. Динамическая система оценки отклика потенциальных клиентов для проверки и совершенствования инновационных проектов.

Как сделать стратегический план еще лучше

Каждый руководитель сам выбирает степень детализации стратегического плана. Вполне возможно, ваш идеальный план — это набор утверждений, которые мотивируют сотрудников и напоминают команде, к чему нужно стремиться.

Но если вы хотите немного больше конкретики, то вам потребуется нарастить немного «мяса» на голые кости стратегических тезисов. Чтобы обрастать структурой было легко и приятно и множащиеся оперативные ответвления не перекрывали изначальные планы, мы разработали платформу Projecto.

Сервис стратегического планирования в системе менеджмента - Projecto содержит все, что может понадобиться для многоуровневой работы с бизнес-планами. Создавайте и настраивайте проекты любой сложности, отслеживайте задачи в реальном времени, контролируйте сроки, получайте отчеты и проверяйте результаты в рамках единой платформы.

Нужен доступ к программе, а рабочий компьютер далеко? В мобильном приложении Projecto можно получать уведомления и работать с личным кабинетом прямо со смартфона.

Попробовать Projecto можно уже сейчас. Сервис доступен на всех платформах. Начните пользоваться совершенно бесплатно!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда