Можно ли окупить инвестиции в автоматизацию производства за день?

Чуть больше года назад наша компания сдала масштабный проект для крупного мясокомбината. Мы создали образцово показательный прослеживаемый пищевой бизнес, на основе бесшовной интеграции MES и ERP. Не прошло и месяца после перерождения мясокомбината, как на предприятие нанесли визитацию сотрудники Россельхознадзора. На себе они привезли малоутешительную документацию, из которой следовало – большая партия свиных полутуш, поступивших на производство ранее, были заражены АЧС (африканской чумой свиней). Запоздалое заключение о неблагонадежности сырья – не злой умысел, подобное случается во всем мире.

Но мало где в мире в подобной ситуации сотрудники компаний начинают стремительно и безуспешно метаться в надежде обрести ответ на вопросы: как быть и что делать. В России обычно происходит именно так. Для отечественных мясопереработчиков подобный эксцесс – это приговор для всей продукции со свининой, произведенной на предприятии с момента попадания на него некондиционного сырья. Причем не важно, была интегрированная в продукт свинина из зараженной партии или из любой другой. Просто на большинстве предприятий никто не ведает, какая именно свинина куда ушла. Утилизации подвергается весь продукт, отбывший в розницу и все, что еще не успело покинуть склады родной обители.

В случае с нашим клиентом события развивались куда менее драматично. Сотрудникам Россельхознадзора была явлена хранящаяся на серверах предприятия подробная информация: в каких партиях каких продуктов была использована зараженное АЧС сырье и в какие торговые точки или логистические центры эти продукты убыли. Для сотрудников главной ветеринарной службы России увидеть такое было в новинку. Впрочем, вся предоставленная информация была столь убедительна, что они приняли решение уничтожить лишь продукцию с задокументированной неблагонадежностью происхождения.

Так инвестиции в создание прослеживаемого пищевого бизнеса окупилась в один день. Мало того, наш клиент получил возможность в режиме реального времени получить отчет об ущербе, смог внести изменение в план, причем сделать все это без суматохи, ругани и прочих процедур, истощающих запас нервных клеток и здоровой среды в компании.

Возможно, самое примечательное в этой истории вот какое обстоятельство. Я не раз предлагал клиенту опубликовать этот кейс. Понятно, что клиент, да и мы, чего уж таить, должны быть заинтересованы в обнародовании правды о том, какой эффект дают синхронизированные прослеживаемостью производственные и бизнес-процессы. Сам производитель получает дивную коммуникацию с потребителем, построенную на красноречивом повествовании о продвинутости компании, ее способности оперативно реагировать на любые нестандартные ситуации, которые могут повлечь проблемы со здоровьем людей. Это история и про социальную ответственность.

Но клиент категорически не желает об этом рассказывать. Наши производители панически боятся, что до отечественного потребителя дойдет хоть какая-то информация, будто на их предприятии могло пойти что-то не так. Они убеждены, что даже новость о счастливом исходе подобной ситуации сознание потребителя воспримет не в пользу тех, кто их кормит. Сознание отечественного потребителя (ну, или основной его массы) поглощено убеждением, будто единственный смысл существования пищевого бизнеса – травить отечественное народонаселение. Во всяком случае, в этом твердо и небезосновательно убеждена, как минимум, значительная часть «пищевиков».

Можно сомневаться в мнительности отечественного потребителя, в его одержимости классовой ненавистью к бизнесу, но, очевидно, что баррикады разного масштаба между ними существуют, пусть и не во всех головах. И это реальная проблема для внедрения новых стандартов, для прогресса вообще. При том, что проблем у нас и без того хватает.

0
4 комментария
Глеб Котов

Вообще, этот кейс не столько про окупаемость, сколько про отзЫвы в чистом виде. Как это происходит вот всем мире, а в России слышали только об отзывах от автопроизводителей. Да и то это, скорее всего, уже в прошлом, поскольку отзывами занимались только "фирмачи", а они дружно покинули Россию

Ответить
Развернуть ветку
Александр Андросов
Автор

Системы отзывов продуктов питания в России нет, увы. Но механизм для ее внедрения уже создан. И. кстати. наши клиенты пытаются им активно пользоваться

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Золотов
Но клиент категорически не желает об этом рассказывать

Ничего не утверждаю, но быть может из-за того что вопрос решился не из-за супер детализированной MES системы, а с помощью "личных договоренностей" в обход необходимых предписаний? У нас в Нижегородской области во время вспышки АЧС уничтожали все поголовье свиней просто в радиусе от места обнаружения, даже вопреки здравому смыслу в деревнях по сути не имеющих прямого сообщения, просто "так положено".

Что касается кейса, кейс действительно крутой.
Было бы еще интересно почитать про техническую часть и про процесс внедрения.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Андросов
Автор

Уверяю вас, а я был непосредственным участником событий, никаких "личных договоренностей" в этой истории не использовалось. Что касается самого проекта, то строился он не только на внедрении MES, но и на на бесшовной интеграции с ERP. Детали проекта не публиковались, опять же по желанию клиента, потому его и не называю. Впрочем, если у вас есть заинтересованность, то мог бы как-то более подробно раскрыть вам реализованную, так сказать, схему в более приватном формате. Благо это далеко не единственный, и, возможно, не самый сложный наш кейс

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда