Эндемичная природа российской прослеживаемости

Минувшей весной отечественные телеканалы регулярно сообщали о дефиците детского питания в США. Подлинная причина, по которой это случилось, осталась для россиян неведомой. Виной же всему отзыв (с ударением на Ы) продукции компании Abbott Nutrition, на долю которой приходится до 50% американского рынка детских смесей. Отзыв — это изъятие потенциально небезопасных товаров с рынка.

Эндемичная природа российской прослеживаемости

Тема, которая знакома в России преимущественно владельцам автомобилей. Продукция Abbott была отозвана в связи с обнаружением в ней кронобактерий, ставших причиной смерти двух младенцев. По распоряжению Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) завод был закрыт. После проведения на предприятии всяческих перенастроечных мероприятий, проверки поставщиков и т.п. производство было перезапущено в начале июня.

Объемы и количество отзывов продукции в разных странах в последние годы стабильно росло. Росло из-за усложняющихся глобальных цепочек поставок на фоне постоянно ужесточающегося регулирования. В пандемию, когда мировая логистика посыпалась, цифры по отзывам стали расти стремительнее. Например, зарегистрированное в европейской Системе быстрого оповещения для продовольствия и кормов (RASFF) количество отзывов в категории продуктов питания и напитков в 2021 году увеличилось на 25% (до 4 676 случаев) по сравнению с 3 737 случаями в 2020-ом. При этом в первом квартале 2022 года показатели по отзывам продуктов питания и напитков в Европе снизились на 10,3%. Это связано не с провисанием пищевой отрасли, а с восстановлением глобальной продуктовой логистики. Но это в Европе.

Логистические связи России с окружающим миром с отступлением Ковида не становятся проще, скорее - наоборот. В итоге наши «пищевики» вынуждены искать новых поставщиков сырья, экспериментировать с рецептурой. У потребителя все основания задуматься о качестве и безопасности продуктов питания пуще прежнего, а прежде досужих разговоров о том, как и чем нас «травят» было немало. Впрочем, об отзывах продуктов россияне все еще не слышат. К слову, в нашей стране случались отзывные кампании на рынке продуктов питания. Наверное, первая из них лет 20 назад была инициирована Нестле, которая вернула с рынка растворимый кофе из-за угрозы попадания в него битого стекла.

Памятна история 2013 года, когда ИКЕА приостановила продажу хот-догов из-за выявленного нарушения рецептуры сосисок, закупаемых у стороннего производителя. В апреле же нынешнего года компания Ferrero (случилось это, правда, в Европе) объявила об отзыве некоторой своей продукции из-за возможного заражения ее сальмонеллой. Европейские надзорные органы оперативно оповестили о том Роспотребнадзор. В Европе Киндер Сюрприз оказался в дефиците. Были ли перебои с шоколадными яйцами в России утверждать не берусь, ибо в этот период ими не закупался.

Во всех этих отзывных кампаниях примечательно, что все они были инициированы самими производителями, привыкшими к правилам игры, по которым живут за рубежами. Далеко не всегда, конечно, инициатива отзыва исходит от производителя. Надзорные органы тоже бдят. Наша проблема в отсутствии системы отзыва. А она невозможна без внедрения системы прослеживаемости. Применительно к продуктам питания – это достоверно задокументированная их история, строящаяся на отслеживании происхождения, движения, хранения сырья, а также деталей, условий производства, доставки и хранения готовой продукции.

В России широкое распространение понятие прослеживаемость получило в связи с внедрявшейся в последние годы системой «Честный знак». Но в рамках этой системы боролись с контрофактом. Отрадно, что проникновение понятия прослеживаемость в законодательные акты и инициативы продолжается. И понятие это стало трансформироваться. Например, летом 2021 года внесены изменения в Закон «О зерне». В нем появилась статья о создании Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна. На сайте ФГБУ «Центр Агроаналитики», подведомственном учреждении Минсельхоза, на этот счет сказано - внедрение федеральной системы прослеживаемости зерна «позволяет российскому бизнесу эффективно работать в условиях прозрачности рынка зерна, а государству — отслеживать вклад регионов в обеспечение продовольственной безопасности страны».

Моя компания занимается построением прослеживаемых продуктовых бизнесов, которые могут создавать стабильного качества безопасный продукт. Во всем мире производители, в первую очередь, используют прослеживаемость в маркетинге для построения доверительных отношений с потребителем. Отзывы – неотъемлемая часть этих отношений. Именно поэтому-то значительная часть отзывов инициируется самими производителями. Наши клиенты в нынешних условиях прежде всего вычленяют из нашего решения возможность оптимизировать бизнес. Они уверены, что если объявят об отзыве своей колбасы, в связи с тем, что в ней обнаружились какие-то отклонения по качеству, то потребитель либо проигнорирует это сообщение, либо перестанет покупать продукт этого бренда впредь. Проверяющие же органы ограничатся наложением штрафа. Классическая ситуация, в которой инициатива наказуема.

Александр Андросов, основатель и генеральный директор компании Призма Пик

22
Начать дискуссию