Как вводить инновации в бизнесе без лишнего стресса для мозга? Часть 1
Дорогие читатели, как часто вам приходилось сталкиваться с тем, что после анонса каких-либо нововведений вы испытывали дискомфорт, страх неизвестности или чувство подавленности? Возможно, вы замечали эти эмоции у сотрудников после того, как сами объявляли о каких-либо изменениях?
Подобная реакция для нас естественна, потому что любая новизна – это стресс для нашего мозга, а следовательно, внедрение новых технологий или нового подхода – ощутимый стресс для сотрудников.
О неизбежности инноваций
В своей новой книге я подробно разбираю вопросы бизнеса, которому стало жизненно необходимо постоянно трансформироваться и подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства. Подход «один раз решили – еще 10 лет работаем» уже давно не актуален даже в самых консервативных отраслях. Посмотрите, как изменились ключевые понятия в ведении бизнеса всего за каких-то несколько лет:
• конвейер – персонализация и кастомизация;
• предсказуемые технологии – рисковые решения;
• отработанные каналы сбыта – новые механики
Наш мозг тратит много ресурсов, чтобы постоянно перестраиваться под новые реалии («пластичность мозга»), но эти перемены даются нам нелегко. Как же помочь мозгу быстрее адаптироваться к нововведениям и испытывать при этом меньше стресса?
Тактика «Инновации и реструктуризация»
Сегодня я поделюсь с вами первой частью тактики, которую я подробно описываю в своей новой книге «Мозг и бизнес». Она состоит из 4х шагов, чтобы изменения вводились постепенно, а мозг каждого участника процесса минимизировал свои траты на адаптацию.. Эта тактика поможет компенсировать инстинктивный страх людей перед нововведениями и выйти из ситуации победителем, то есть с минимальным стрессом для нашего мозга.
Шаг первый
Можно назвать его «подготовительным». Прежде всего, вы должны отдавать себе отчет, что внедрение новой технологии, нового подхода, изменение клиентского пути и т. д. – это стресс для всех задействованных лиц. Если решение окончательное, то вам нужно продумать ситуацию системно и морально готовиться к значительно более серьезной трансформации, чем кажется на первый взгляд.
Шаг второй
Поздравляю! Вы решились на перемены! Начинается самое интересное.
Учитывая особенности реакции нашего мозга на изменения, у вас есть два возможных подхода по внедрению инноваций:
• Постепенные изменения: различные варианты пилотных продуктов или услуг, которые минимизирует стресс, связанный с возможностью ошибки, и даёт таким образом большую свободу, стимулирует творческий подход;
• Реструктуризация внутри бизнеса: если перемены значительны, то лучше вводить их с изменением чего-то другого, например, структуры управления или перераспределения обязанностей между менеджерами, отделами и т. д.
Выберите стратегию, которой будете придерживаться на протяжении всего пути внедрения инноваций:
• экспериментальной – то есть, сначала выберете «подопытного кролика»,
• хирургической – то есть, предложите более существенные изменения в организации в целом.
С первым вариантом, я думаю, всё более-менее понятно, поскольку это регулярная практика: отработать технологию на малом объеме, доказать её жизнеспособность и дальше масштабировать её на всю систему.
По поводу же второй стратегии необходимо понимать следующее: если изменения, которые вы собираетесь произвести, всё-таки достаточно серьёзные, то они неизбежно будут встречены глухим сопротивлением «на местах», а потому есть риски просто увязнуть. В таких случаях лучше сразу менять систему (управления, подчинённости, распределения задач). Тогда внедрение целевой технологии окажется системообразующим фактором – её примут и будут разбираться уже с ней, а не с тем, как бы тихо её слить, спустить на тормозах.
В следующей публикации я продолжу рассказ о тактике «Инновации и реструктуризация» и подробно опишу оставшиеся шаги 3 и 4.
Как часто вам самим приходится иметь дело с внедрением инноваций? Как вы с этим справляетесь? Делитесь в комментариях.
P. S. Больше практического инструментария, основанного на знаниях о работе мозга, вы сможете найти в моей книге «Мозг и бизнес». Оформите предзаказ на ozon.ru > Оформить предзаказ книги
«Мозг и бизнес» — это книга для руководителей и предпринимателей, которые хотят организовать четкую работу команды, мотивировать сотрудников и понимать клиентов, используя актуальные научные знания о работе мозга. Благодаря упражнениям и практическим кейсам вы научитесь использовать эффективные инструменты мышления в бизнесе и решать совершенно конкретные задачи — будь то создание продукта или его продвижение, повышение эффективности производственного процесса или мотивация сотрудников.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал Андрей Курпатов, чтобы понимать, что происходит на самом деле?
Вконтакте: https://vk. com/av. kurpatov