Движение вверх: удобно ли высоким людям в общественном транспорте

Движение вверх: удобно ли высоким людям в общественном транспорте

Привет! Это директор МосТрансПроекта Владимир Титов. Ежедневно общественным транспортом в Москве пользуются миллионы москвичей, при этом 30% в поездках на работу и обратно проводят час-полтора в день, а 12% — по три часа. Именно поэтому современный транспорт должен быть максимально удобен для всех. Но насколько комфортно чувствуют себя в метро и автобусе, например, высокие люди? А левши? Мы провели интересное исследование на этот счет.

Тянем потянем

Согласно последним научным данным, за сто лет женщины выросли в среднем на 8 см, а мужчины — на 9. При этом «вытягиваться» люди начали еще на рубеже XIX—XX веков, до этого их рост практически не менялся. Сейчас самыми высокими людьми планеты считаются голландские мужчины со средним ростом 182,5 см. Россияне тоже со временем прибавили в росте.

Движение вверх: удобно ли высоким людям в общественном транспорте

Такой скачок не случаен: рацион питания людей изменился, уровень медицины теперь позволяет быстрее лечить многие заболевания. Влияние на рост человека оказывает и климат.

Увеличение роста людей в свое время влияло на многие сферы. Первыми на перемены отреагировали производители товаров. К примеру, в 2010 году швейцарский мебельный бренд Vitra впервые с 1956 года увеличил пропорции кресел. То же самое происходило и в СССР, а позже и в России. Меняется и городская инфраструктура — по-другому проектируются здания, банкоматы и, конечно, транспорт. За последние 10 лет вагоны метро, автобусы и трамваи стали заметно просторнее и вместительнее.

Интересно посмотреть изменения на примере подземки. Сначала, напомню, были вагоны серии А, которые выпускались с 1934 года и возили пассажиров вплоть до 1975 года. После «ашек» применялись вагоны типа Б, В, Г, Д. С 1970 по 2020 год под землей ходили поезда серии Е (в том числе самая массовая модификация Ёж-3, известная как «Ёж»). Сегодня из вагонов прошлого поколения по-прежнему курсируют поезда типа 81-717/714 «Номерной» (производились с 1976 года), их осталось около 1,8 тысяч. «Русичи», которые выпускались в 2003-2013 годах и кстати, относятся к составам нового поколения, до июня 2021 года ходили по Кольцевой линии и по-прежнему возят пассажиров по Арбатско-Покровской, Сокольнической и Бутовской линиям.

Движение вверх: удобно ли высоким людям в общественном транспорте
Движение вверх: удобно ли высоким людям в общественном транспорте

Проведенное МосТрансПроектом исследование (за основу брали архивные данные и замеры исторических вагонов) показывает, что спроектированные в советское время поезда были достаточно удобны для высоких людей. Еще бы: их высота составляла почти 2 метра. У «Русичей» показатель высоты дверного проема чуть уменьшился — на 25 мм, однако позднее, уже в вагонах «Москва-2020», высота проема снова была увеличена — на те же 25 мм — и это при том, что на крыше вагона установлены по две системы кондиционирования с системой обеззараживания воздуха.

Таким образом, размеры вернулись к показателю самого первого вагона метро типа А. Однако отмечу, что дверные проемы в метро (да и сами вагоны) не могут расти до ввысь бесконечности — из-за ограниченного габарита тоннеля.

«Москва-2020» также может похвастаться внушительной шириной дверей: в дверных проемах этого вагона в часы пик спокойно могут разойтись два человека. На Кольцевой и Большой Кольцевой линиях, где курсируют данные поезда, это особенно актуально: там люди выходят и заходят на каждой станции.

В целом, «Москва-2020» значительно комфортнее своих предшественников. Ширина проема росла с каждой новой линейкой поездов и сейчас составляет целых 160 см, позволяя пассажирам с большим комфортом входить в вагон и выходить на платформу. Сегодня «Москва-2020» превосходит по комфорту не только «Номерные» и «Русичи», но и многие мировые аналоги. Обновление поездов в московском метро происходит стремительными темпами. Так, по состоянию на август этого года, 70% вагонов в московском метро — нового поколения. С 2011 по 2021 годы московский метрополитен получил 3,7 тысяч новых вагонов, в результате весь парк поездов стал моложе в среднем на 10 лет.

Набираем высоту

Решать проблемы высоких людей приходится не только метро, но и в наземном транспорте, где в сутки перевозится более 4 миллионов пассажиров. Здесь тоже интересно посмотреть на историю вопроса. Модель Tatra T3SU, которая появилась в Москве в 1963 году, в то время считалась одним из самых прогрессивных видов трамвая. Но по современным меркам она не слишком вместительна и эргономична: у первого поколения было только две двери — передняя и задняя, хотя высота дверного проема была довольно внушительной — 220 см. Легендарные чехословацкие «Татры» ездили по Москве вплоть до 2021-го года.

Еще одна знаменитая модель 71-623 ярко-оранжевого цвета (за что москвичи ласково прозвали ее «Морковкой»), выпускалась с 2009 года и до сих пор в ходу на некоторых трамвайных маршрутах. Сегодня она постепенно уходит в прошлое, но в свое время была довольно удобной для посадки высоких людей, которые чувствовали себя комфортно и в салоне: высота дверного проема составляла 210 см.

Движение вверх: удобно ли высоким людям в общественном транспорте

Сегодня по Москве в основном курсируют трамваи нового поколения — «Витязь-Москва», которые начали выпускаться в 2016 году. Высокие люди с ростом около 2 метров могут заходить в салон, фактически не нагибаясь. «Витязь» также может похвастаться адресным открыванием дверей по нажатию кнопки. Благодаря дополнительным дверям и отсутствию турникетов, у «Витязей» в пять раз выше скорость посадки и высадки пассажиров.

Наверняка вы заметили, что дверной проем трамваев со временем все-таки стал ниже (хотя высокие люди все еще с легкостью могут проходить в салон). Это может быть связано с тем, что у более старых моделей, например, у «Татры», на крышу вагона практически ничего не выносилось, все было «спрятано» в нижней части машины, что позволяло сделать дверной проем выше. У низкопольных «Витязей» же все оборудование выносится на крышу — чтобы освободить пол и сделать больше пространства внутри.

На высоких тонах

Автобусы тоже с каждым годом становятся все более вместительными — в том числе для высоких людей. Так, например, в модели ЛиАЗ-5292.21, выпускавшийся с 2011 года, человеку с ростом от двух метров приходилось заходить нагибаясь: высота дверей данного автобуса составляла всего 191 см. Эти машины еще встречаются на улицах столицы, правда, гораздо реже, чем раньше: с 2019 года их начали массово списывать. На смену ЛиАЗ-5292.21 пришла другая модель — ЛиАЗ-6213.65, прибавив десяток миллиметров в высоте дверного проема. Конечно, такие перемены масштабными не назовешь: высокому человеку, входя в такой автобус, все еще приходилось немного нагибаться, но уже меньше. Модель следующего поколения НЕФАЗ-5299 исправила этот недостаток, там проем стал еще выше. В настоящий момент обе модели автобусов продолжают курсировать по московским улицам. Ну и, конечно, не забываем про электробусы, которых становится на улицах Москвы все больше с каждым годом. У электрической модели ЛиАЗ высота дверей составляет 195 см, а у КАМАЗа — 215 см.

Движение вверх: удобно ли высоким людям в общественном транспорте

Посмотрите налево

Помимо высоких людей, передвижение в общественном транспорте порой кажется сложным и для другой группы людей — левшей. Сегодня, по оценкам западных ученых, это примерно каждый десятый человек в мире. Сталкиваются ли эти люди в каким-то проблемами, например, при поездке в метро?

Давайте проанализируем. Как, например, левше пополнить транспортную карту? Сегодня специальные автоматы для пополнения карты делают симметричными — правда, нововведение это внедрялось не для леворуких. Картридер в таких терминалах находится с левой стороны, а банковский терминал и купюроприемник — с правой. В конце — турникет. Пройти его сегодня можно без помощи рук — вернее, без вынимания и прикладывания карт. Как? Очень просто — по взгляду. Осенью 2021 года мы запустили систему Face Pay, которая позволяет оплачивать проезд в метро бесконтактно одним взглядом: ей точно все равно, высокий вы или левша.

33
3 комментария

Как насчет сидячих тоже подумать?

4

Комментарий недоступен

В Москве никаких проблем с ростом и посадкой действительно нет.
Не знаю, как у высоких, но у меня с 183см никогда ни в метро, ни в наземном не было сложностей.

[]