Река-дорога: что дала городу реконструкция Северного речного вокзала

Привет! Это директор НИИ «МосТрансПроект» Владимир Титов. Уже скоро в Москве завершится сезон речной навигации. А это значит, что можно подвести итоги работы Северного речного вокзала — главной портовой точки города. В сентябре исполнилось два года, как вокзал открылся после масштабной реставрации. Сегодня это одно из самых узнаваемых мест столицы, зона отдыха и крупный транспортный узел. Но так было не всегда. Долгое время вокзал не использовался по назначению и стоял полуразрушенный. Обо всем этом расскажу в своей в новой колонке.

Возвращаемся к истокам

Начну с небольшого исторического экскурса. Мало кто знает, что Москва-река не всегда была судоходной. Сквозное пароходное движение началось только в 30-егоды XX века после открытия канала Москва-Волга (сейчас он называется Канал им. Москвы). К этому времени относится формирование архитектурного облика речных вокзалов. В наибольшей степени это проявилось при строительстве Северного речного вокзала (раньше он назывался Химкинский), открытого в 1937 году.

За свою долгую историю Северный речной вокзал (СРВ) стал одним из символов города. Тогда, в 30–40-е годы, по функционалу ему почти не было равных: вокзал был рассчитан на 450—500 пассажиров, перед ним была площадь с остановкой для автотранспорта, парк и набережная, которая одновременно могла принимать по четыре больших теплохода. Внутри на трех этажах размещались вестибюль, справочное бюро, кассы, телефонные кабины, почта, телеграф, бюро обслуживания, газетные киоски, ресторан, буфет и служебные помещения.

Расцвет СРВ пришелся на 60-е годы: тогда пассажиропоток достигал 1,5 млн человек в год. Но за этим последовал резкий спад. С чем это было связано? В 90-е из-за экономического кризиса спрос на речные круизы упал, а здания вокзалов перестали использоваться по назначению и превращались в развалины. Здание Северного речного вокзала постигла такая же участь. Его использовали как рынок, помещения сдавали в аренду торговым ларькам, под торговлю использовали даже окошки закрывшихся касс. В помещениях, непригодных для торговли, были камеры хранения.

Все это было закономерно, ведь, в отличие от СССР, где была плановая экономика, в странах Запада речные и морские вокзалы не строились с таким размахом. Это были небольшие терминалы, напоминавшие некрасивые коробки, нарушавшие гармоничную городскую среду. Поток пассажиров там был сезонным и, как следствие, небольшим, а потому строить большие вокзалы было нерентабельно. С этим же столкнулись и мы в 90-х. Но, к счастью, СРВ все же удалось спасти.

По всем каналам

В 2015 году здание перешло в собственность города, тогда же был объявлен конкурс на проект его реконструкции. Перед реставраторами стояла задача возродить вокзал не только как исторический памятник, но и сделать так, чтобы тот не утратил своей транспортной функции и при этом оставался местом отдыха москвичей. Работы длились с августа 2018-го по сентябрь 2020 года. За это время инженерам и архитекторам удалось отреставрировать 17 причалов, углубить дно до 4 метров, оборудовать три бассейна и пляж на 200 мест, воссоздать историческиефонтаны на центральной аллее, восстановить историческую 50-килограммовую люстру в здании вокзала, легендарную звезду на шпиле и многое другое. Некоторые полностью утраченные детали восстанавливали по фото — например, знаменитые бетонные скульптуры «Южанка», «Красноармеец», «Северянин» и «Краснофлотец».

Река-дорога: что дала городу реконструкция Северного речного вокзала
Река-дорога: что дала городу реконструкция Северного речного вокзала
Река-дорога: что дала городу реконструкция Северного речного вокзала
Река-дорога: что дала городу реконструкция Северного речного вокзала
Река-дорога: что дала городу реконструкция Северного речного вокзала
Река-дорога: что дала городу реконструкция Северного речного вокзала
Река-дорога: что дала городу реконструкция Северного речного вокзала

Есть ли жизнь после реставрации

Новая глава для Северного речного вокзала началась 5 сентября 2020 года. Прошло уже почти два года, как «порт пяти морей» принимает гостей. За это время СРВ встретил более 2 млн гостей. Много это или мало — судите сами: фактически это вместимость 24-х стадионов «Лужники».

В навигационный сезон, который длится с апреля по октябрь, ежедневный поток посетителей вокзала достигает 3—4 тыс. человек в будни и около 8 тыс. человек в выходной день. После закрытия навигации в октябре, поток, конечно, снижается, до 1—2 тыс. человек в день, но и это гораздо больше, чем было до реконструкции, когда сюда почти никто не приезжал. Уверен, что в этом году москвичи будут гулять здесь в ноябре и в зимние месяцы.

Сегодня СРВ является любимым местом прогулок у москвичей. По данным Мосгортранса, чаще всего сюда приезжают жители ближайших районов — ЗАО и СЗАО, а также города Химки и районов Тушино (Северного и Южного). Погулять можно по двум большим прогулочным маршрутам — по Химкинскому водохранилищу и до «Бухты радости» (Клязьминское водохранилище). По всей прилегающей территории вокзала также можно проехаться на велосипеде или самокате. В настоящее время на СРВ действует две станции проката.

Северный речной вокзал, между тем, сегодня является транспортным узлом межрегионального значения. Ведь отсюда можно отправиться в круиз по 41 городу России, в том числе по Золотому кольцу. С начала сезона 2022 года было совершено более 1100 прибытий и отправлений круизных теплоходов, а пассажиропоток составил 224,6 тыс. человек. За сутки же причалы могут принимать, более 50 судов.

Река-дорога: что дала городу реконструкция Северного речного вокзала

Река вместо автобуса

Напомню, что с 2021 году от вокзала ходит регулярная паромная переправа до Захарково, а в 2022 году теплоходы начали курсировать и до Химок, перевозя пассажиров по строгому расписанию 8 раз в сутки в обе стороны. С начала навигации теплоходы «850 лет Москве» и «Москва-1» (до Захарково и Химок соответственно) совершили более 7 тыс. рейсов и перевезли больше 240 тыс. пассажиров. Запуск этих двух маршрутов обеспечил жителей Москвы и Подмосковья по сути, альтернативным транспортом: из Южного и Северного Тушина в район Левобережный теперь можно добраться за 10 минут в то время, как на общественном или личном транспорте этот путь занимает 40–50 минут. Жители подмосковных Химок тоже могут сэкономить время в пути: оттуда на теплоходе добраться до Северного речного вокзала можно всего за 30 минут — почти вдвое быстрее, чем наземным или железнодорожным транспортом.

Река-дорога: что дала городу реконструкция Северного речного вокзала

Реконструкция СРВ повлияла и на пассажиропотоки, особенно в выходные дни. На станции метро «Речной вокзал», по данным МосТрансПроекта, после реконструкции вокзала количество пассажиров увеличилось на 4—6% (относительно общего сезонного изменения пассажиропотока по всей подземке). Пассажиров, выходящих на остановке у СРВ, по выходным стало вдвое больше — до 2 тыс. пассажиров в сутки.

А есть ли какие-то изменения в автомобильном движении? На личном транспорте до Северного речного вокзала добраться тоже можно, правда, надолго задержаться автомобили там они не могут. Возле объекта действуют особые парковки, так называемые kiss&ride: высадил и поехал дальше, чтобы не возникало пробок и помех в движении. Северный речной вокзал как раз тот случай. Пассажир должен успеть выйти за 5 минут. Да и зачем задерживаться в авто, когда можно пройтись по набережной? Для тех, кто все же хочет приехать на машине, на территории вокзала действует более 150 парковочных мест с почасовой оплатой.

Совсем скоро у Северного речного вокзала появится «брат» — Южный речной вокзал в Нагатинской пойме, который тоже готовится к триумфальному «возвращению» после реконструкции. Когда он откроется (это должно произойти уже в следующем году) отправляться в путешествие по Москве-реке можно будет сразу из двух точек города. Но об этом я расскажу подробнее уже в следующий раз. Следите за новостями!

22
1 комментарий

Нужен шатл между южным и северным. Недорого :)

Ответить