Поднять паруса! Как шла реконструкция Южного речного вокзала

Привет! Это директор НИИ «МосТрансПроект» Владимир Титов. Южный речной вокзал уже открылся и принимает пассажиров — в городе появится новый транспортный хаб, откуда можно будет отправиться в путешествие по реке. Здесь можно отлично провести время и погулять. В своей колонке расскажу о том, каким вокзал был раньше, какие работы проводились и что нового в нем появилось.

Вероятно, многие помнят, как в 2020 году мы серьезно обновили (а точнее – отреставрировали) Северный речной вокзал. Сегодня он по праву считается одним из лучших мест для отдыха: в выходные и праздничные дни там гуляет до 30 тыс. горожан ежедневно. При этом мы не забыли о втором речном вокзале столицы — Южном, расположенном в Нагатинской пойме. Реконструкция его началась в 2021 году, и в апреле вокзал открылся для посетителей. Чтобы понимать масштаб проведенных работ, важно напомнить историю Южного речного вокзала (для краткости дальше буду называть его ЮРВ). Об этом было написано много, поэтому напомню лишь основные вехи.

Вокзал несколько раз менял свое месторасположение, облик и назначение. Первое здание было построено еще в 1937 году по проекту архитектора Романа Хигера. Оно находилось неподалеку от Варшавского шоссе — возле Даниловского моста. Здание стояло на возвышении и было практически полностью деревянным.

В 1972 году вокзал перенесли в другое место (по сути, это был деревянный дебаркадер для посадки и высадки пассажиров). Современное бетонное здание, выполненное в стиле позднего советского модернизма по проекту архитектора Юрия Когана, появилось в 1985 году, но и этот вокзал долго не продержался.

В 90-х, когда деградация городского транспорта затронула и регулярные речные перевозки, здание начало простаивать. По прямому назначению ЮРВ перестал работать, в разное время здесь был авторынок и даже ярмарка детских игрушек.

Легко и непринужденно

Теперь – о реконструкции. Проектное управление вел МосТрансПроект: мы помогали подрядчику определиться с функциональным назначением помещений, обновлением сметы и получением дополнительного финансирования, а также готовили презентационные материалы на всех стадиях реализации проекта.

Ставилась задача максимально сохранить основные архитектурные решения и идеи 1980-х. Один из самых узнаваемых элементов ЮРВ – это скульптуры женских фигур в античном стиле, символизирующие пять морей (Черное, Каспийское, Азовское, Белое и Балтийское). От старости и влияния погоды эти скульптуры, к сожалению, почти разрушились, спасти их не получилось. Было решено создать их художественные копии, практически неотличимые от настоящих.

Оригинальные скульптуры были сделаны из монолитного бетона весом около 3,5 тонн каждая — почти как один индийский слон. Новые – из стеклопластика и весят всего 300 кг, что создает гораздо меньшую нагрузку на здание.

Очень интересна, кстати, технология изготовления: копии сделали 3D-фрезером сначала из пенопласта, затем из силикона, после чего отлили уже из огнестойкого стеклопластика.

Поднять паруса! Как шла реконструкция Южного речного вокзала

Остальные декоративные элементы вокзала тоже прошли через реставрацию и только потом вернулись на здание. Судьба старого шпиля примерно такая же, как у скульптур: он был слишком тяжелый для нового здания, восстановить его не получилось. Новый шпиль изготовили из стали и алюминия.

Под шпилем со стороны улицы повесили часы. Они тоже новые, уже в современном стиле — электронные и прямоугольные, в случае необходимости могут служить экраном. На вокзале также сохранили частичку истории — кирпичную стену. Новые буквы на здании по форме полностью повторяют очертания тех, что были на историческом здании: разница лишь в том, что новые легче и буква «В» в новой надписи выкрашена в красный.

Поднять паруса! Как шла реконструкция Южного речного вокзала

Помимо сохранения декоративных элементов важно было создать архитектурную концепцию всего здания, выбрать материалы и сделать внутри современное пространство. Здесь тоже оказалось все непросто. Напомним, что о задумке вокзал должен был сохранить все архитектурные идеи Юрия Когана, при этом здание находилось в аварийном состоянии и не соответствовало современным нормативам.

Многое пришлось демонтировать — даже лестничные марши и лифты. Трудности возникли и с несущими балками: в 1980-х их отливали из тяжелого металла, поэтому они занимали очень много места. Если бы при реконструкции выбрали такой же материал, то архитекторы потеряли бы часть и без того невысокого пространства. Поэтому выбор пал на композитные материалы.

Правильный вокзальный вайб

Сейчас вокзал во всю работает. На нижнем ярусе уже расположились кассы, зона ритейла, кафе, офисы круизных туроператоров и зона ожидания, на втором этаже – «культурный» сектор. Здесь можно вести презентации, конференции и даже небольшие концерты. Также в здании Южного речного вокзала организовали филиал Музея транспорта Москвы, где будут проходить выставки. Первую экспозицию посвятили эволюции транспорта.

Здесь же, на втором этаже, можно увидеть и настоящую частичку исторического здания вокзала: это фрагмент кирпичной стены 1985 года. Это один из немногих элементов здания, который удалось сохранить в первозданном виде. А сохранить его было важно, ведь кирпич — это история.

<p>Фрагмент кирпичной стены здания «старого» вокзала</p>

Фрагмент кирпичной стены здания «старого» вокзала

Признаюсь, что с интерьером мы много экспериментировали. Он получился немного необычным для такого объекта, но при этом современным, лаконичным и практичным. А главное — в нем просматривается тема реки. Ее обыграли и в световых решениях, мебели и отделочных материалах. Например, на подшивке козырька кровли мы используем нержавеющую сталь с эффектом волны.

<p>Фото предоставлено Медиацентром Департамента Транспорта</p>

Фото предоставлено Медиацентром Департамента Транспорта

Чтобы освежить интерьер, мы декорировали стены минималистичной росписью — тоже с темой реки и водного транспорта, которая полностью выполнена художником Антоном Чумаком. Графика наносилась на стену вручную, для этого используются маркеры различной толщины с возможностью непрерывной подачи акриловой краски.

Первый рисунок представляет собой волнообразную линию, которая как лента времени открывает зрителю мотивы развития транспорта. Второй рисунок отсылает нас к архитектуре первого здания Южного речного вокзала. Среди элементов росписи — компас, секстант и хронометр. А если приглядеться, то можно увидеть и декоративное изображение звездного неба. Догадаетесь, почему именно они? Во-первых, звезды — это символ речной навигации. А во-вторых, это отсылка к первому зданию ЮРВ: именно звезды использовались при оформлении интерьера здания 30-х годов архитектора Романа Хигера.

Но это еще не все. На Южном речном вокзале посетители могут увидеть 10 уникальных арт-объектов, а также исторические фото вокзала.

На первом этаже вокзала гостей встречает монументальное панно, посвященное теме возрождения речного движения Москва-реке, на нем можно увидеть изображение электросудна нового поколения. Автор панно-мозаики – Дмитрии Аскe.

Поднять паруса! Как шла реконструкция Южного речного вокзала

Первый этаж украшают также настенные рельефные ассамбляжи Евы Хелки. На них можно узнать пассажиров Южного речного вокзала.

Поднять паруса! Как шла реконструкция Южного речного вокзала

На втором этаже размещена роспись-коллаж, посвященный теме города и архитектуры. Его специально для Южного речного вокзала создал Олег Бородин.

Поднять паруса! Как шла реконструкция Южного речного вокзала

Еще один мурал украсил вход в современный мультимедийный медиазал. Это монументальная настенная работа с оптическим эффектом и геометрическими формами Алексея Кио.

Поднять паруса! Как шла реконструкция Южного речного вокзала

Современные решения использованы и в оформлении зоны при входе в ресторан. Здесь гостей встречает работа Полины Могилиной.

Поднять паруса! Как шла реконструкция Южного речного вокзала

А уже в зоне ресторана посетители увидят две монументальные настенные работы в духе советского модернизма Ивана Репкина.

Поднять паруса! Как шла реконструкция Южного речного вокзала

Третий этаж украшен историческими фотографиями вокзала и речной навигации.

Вокзал не только для двоих

Приятно осознавать, что из заброшенного здания Южный речной вокзал превратился в современное пространство и важный объект речной инфраструктуры.

Помимо реконструкции самого здания вокзала мы провели комплексное благоустройство всей территории вокруг — набережной и территории со стороны «Острова Мечты». Сделали парковки для личного транспорта, для туристических автобусов, а напротив входа в Южный речной вокзал открыли новую удобную остановку автобуса. Также мы специально продлили маршрут 831 от Технопарка до Кожуховской, чтобы добираться до объекта было ещё удобнее.

А для прогулок и приятного времяпрепровождения сделали объединенное пространство. На причале появились вайфай, порты для зарядок и удобные сиденья.

Поднять паруса! Как шла реконструкция Южного речного вокзала

Рядом с Южным речным вокзалом находится «Остров Мечты» и парк, дополняющий набережную. Теперь его связывает с вокзалом прямой пешеходный переход. На вокзале теперь есть кафе и ресторан «Южный» с огромной верандой на 80 мест. Так что скучать в ожидании рейса точно не придется.

Поднять паруса! Как шла реконструкция Южного речного вокзала

И еще одна «фишка» — это смотровая площадка на крыше площадью более 1000 кв. метров, напоминающая открытую палубу. Оттуда через стеклянное ограждение можно наблюдать за судами, рекой, жилым комплексом на другом берегу, любоваться видом на «Остров мечты» и парк. А для отдыха гостей вдоль поверхности кровли уже расставили шезлонги.

Южный речной вокзал стал мега-современным общественным пространством, которого в этом районе до сих пор не было. За сезон он сможет принимать более 300 тысяч посетителей!

И самое главное: открытие Южного речного вокзала позволит Москве развивать круизное сообщение с другими городами. Всего их более 30, включая Нижний Новгород, Рязань, Астрахань, Константиново и другие. Отсюда пассажиры смогут отправиться в знаменитый круиз «Московская кругосветка» (Золотое кольцо). Точно уверен — это будут путешествия нового класса и уровня. Сам планирую отправиться по реке в ближайшее время.

Надеюсь, что Южный речной вокзал станет еще одним любимым местом у москвичей. Как еще мы улучшаем городское пространство я расскажу в своих следующих колонках.

22
Начать дискуссию