АКТ 6 - что делать?

АКТ 6 - что делать?

Завершить эту серию постов я хочу небольшим количеством полезных советов, которые помогают мне и моей команде архитекторов в работе.

АКТ 6 - что делать?

Как я уже писал в Акте 4 архитекторов часто используют в качестве затыкателей дыр. Стоит отменить, что это не только вина менеджеров, пытающихся закрыть свой проект любой ценой. В этом также есть и вина архитекторов, которые нечетко обозначают свои зоны ответственности и нечетко специфицируют свою деятельность.

Не раз сталкивался с такой проблемой. На последнем месте работы мы выписали все этапы работ по контрактам, артефакты, которые на них рождаются, указали, какие артефакты порождаем мы, например, компонентная архитектура решения, КТС - архитекторы.

Специфицикация API, описание бизнес-процессов, инструкция пользователей - бизнес-анализ.

Подробно описав, что и на каких этапах мы делаем и что мы ни на каких этапах не делаем, мы не только смогли избавить себя от лишней работы, но и показали серые зоны, которые не были ни кем закрыты, что постоянно приводило к конфликтам.

АКТ 6 - что делать?

Серые зоны, возникающие в ходе составления контракта, довольно часто могут оказаться давно умершим Атавизмом, который потерял свою актуальность вместе в владельцем и теперь болтается между различными зонами ответственности. Такие атавизмы нужно регулярно устранять: чем меньше лишних действий делает архитектор и команда в целом, тем больше времени есть на полезную деятельность.

Ресурсы всегда ограничены, а задачи часто превышают возможности команды. Попытки залить проблемы ресурсами часто терпят неудачу.

  1. Ресурс рынка не бесконечен, и людей на нём может не быть;
  2. Поиск людей порой занимает больше времени, чем время решения задачи;
  3. Добавление новых людей усугубляет проблемы, потому как им нужно время на адаптацию;
  4. Чем больше в команде людей, тем больше задач на неё будут нагружать;
  5. Добавление людей увеличивает и бюджет проекта.

Постоянное исследование и отсечение не нужной работы должно быть вашей постоянной заботой.

АКТ 6 - что делать?

Интернет сделал коммуникацию моментальной и простой: чтобы что-то спросить или рассказать, достаточно написать сообщение в мессенджере телефона и получить моментальный ответ.

Не нужно класть сообщение в конверт, нести на почту, клеить марки и несколько дней ждать ответ. Но у этого чуда появилась и обратная сторона: написать стало так просто, что многие не пытаются найти или хотя бы обдумать запрос. В результате многие сообщения вообще можно было бы не писать и найти ответ в ранее сказанном или вообще понять бессмысленность этого сообщения.

Но если архитектор начинает отвечать на каждое такое сообщение, он поддерживает игру в справочное бюро. Я рекомендую не отвечать на каждое пусть даже личное сообщение сразу, особенно если видно, что ответ можно найти самоятоятельно.

По-моему опыту, около 70-80 % вопросов отваливаются сами собой или ответы там не нужны.

Если же ответ действительно важен, его как правило повторят или решатся на синхронную коммуникацию (например, позвонят или подойдут лично).

АКТ 6 - что делать?

Совет про 20 минут не будет работать, если людям будет негде взять интересующую их информацию. Если вся важная информация есть только в голове у архитектора, то ожидание в 20 минут только увеличит срок ответа, а не снимет с вас необходимости отвечать на вопрос.

Архитектор должен систематизировать и накапливать поступающую информацию и конечно этой информацией стоит делится. База знаний архитекторов должна отражать все накопленные архитекторами знания от ИТ-ландшафте.

Архитектурный репозиторий, о котором я упоминал в акте 3 в первую очередь служит для такой цели, а не для того, чтобы архитекторам было, где рисовать свои схемы.

Но репозиторий - не панацея, и не верьте тем, кто говорит, что без специализированного инструмента невозможно вести работу архитектора. В качестве базы знаний можно использовать множество инструментов: Confluence, Sharepoint, корпоративный портал и даже архитектурный блог.

Главное помнить - публичное накопление и распространение знаний об устройстве ИТ-ландшафта это, в первую очередь, в интересах архитектора.

АКТ 6 - что делать?

Одной только базы знаний мало для распространения знаний. Во-первых, об этой базе все должны знать, во-вторых, уметь в ней ориентироваться, в-третьих, понимать, что там написано. Многие архитекторы, как и многие представители ИТ-мира, пишут для других ИТ-шников, совершенно игнорируя потребности других представителей компании. А зачастую это очень влиятельные люди, от которых зависят бюджеты, выделение ресурсов, и даже зарплаты архитекторов: топ-менеджеры, финансисты, служба маркетинга и прочие.

Для того, чтобы вашим трудами пользовались, их нужно регулярно транслировать в массы, собирать фидбэк и улучшать качество информации, которую вы размещаете. Спросите у людей, что они хотят знать об ИТ-ландшафте, работе архитекторов, типовых проблемах в ИТ, преимуществе тех или иных технологий.

Если вам удастся доступно донести аудитории интересующий их материал, возможно, что в следующий раз вам дадут бюджет на реализацию интересных вам проектов, вместо типового ответа вроде: "сейчас это не в приоритете развития бизнеса".

АКТ 6 - что делать?

В заключении повторю избитую истину, но всё же важную истину - улучшайте свои навыки. Архитектор является высшим звеном развития в ИТ-карьере, если мы берем линейный персонал, а не ветку управления. А потому многие, достигнув этой вершины, перестают развивать навыки и пробовать что-то новое. А зачем? Я ведь и так уже на вершине.

Жизнь не стоит на месте, и вы не должны. Постоянно улучшая свои навыки, вы не только остаетесь, что называется up to date, но и можете принимать участие во всё более масштабных и интересных проектах.

Эта серия постов переродилась из моей презентации, которая представляла собой набор приведенных фотографий и мои комментарии к ним. Этот радикальный подход к презентации, многие воспринимали скептически и отговаривали меня от такого выступления, предлагая более традиционный формат. Однако, я всё-таки решил попробовать новый стиль, и это вызвало восторг и принесло мне много новых знакомств.

Переложить презентацию в формат блога, предложила моя сотрудница, указав на то, что материал получился отличным, но его распространение ограничено только моим выступлением. Те, кто не смог на него попасть, ничего не поймут по серии последовательных картинок с короткими слогами.

На этом серию постов о том, кто такие архитекторы я хочу закончить. Надеюсь, что время, потраченное на прочтение серии, принесло вам удовольствие и новые озарения.

44
Начать дискуссию