Виды геймификации для бизнеса

Пандемия и массовый переход работников на удаленку вызвали настоящий бум геймификации. Как никогда актуальным стал вопрос поддержания вовлеченности сотрудников в рабочий процесс и борьба с массовой прокрастинацией. Компании активно устраивали соревнования на большее количество оперативно закрытых задач в таск-трекерах, проводили планерки в таких играх, как Minecraft и Red Dead Redemption 2 и запускали масштабные игровые события для клиентов, скучающих дома.

В 2020 году педагогический дизайнер компании Kineo Жолт Олах предложил модель, которая помогает выбрать необходимый уровень геймификации в зависимости от поставленной цели. На ней он обозначил следующие виды геймификации:

Игровой дизайн

Добавление развлекательных элементов в интерфейс приложения или общий процесс.

Цель: привлечение внимания.

Пример: возможность поставить реакцию (лайк, дислайк и т.д.) сторис в приложении или на сообщение в мессенджере.

Структурированная геймификация

Ввод системы поощрений за выполненные задания.

Цель: вызвать внешнюю мотивацию.

Пример: выдача достижений и баллов за совершение целевых действий, как в приложении Lamoda.

Геймификация через действие (контент)

Внедрение игровых элементов в основной контент.

Цель: изучение функций приложения, освоение материала.

Пример: составление карты курса.

Геймифицированные задания

Квизы, тесты и другие форматы текстовых игр, при помощи которых можно оценить знания игрока и получить от него обратную связь.

Цель: обратная связь.

Пример: познавательно-развлекательные тесты на портале Тинькофф Журнал.

Симуляции

Возможность несколько раз выполнить одни и те же задания для исправления и отработки ошибок.

Цель: симуляция практики при помощи упрощенной модели ситуации.

Пример: репетативное прохождение уроков с разным уровнем сложности в приложении для изучения иностранных языков Duolingo.

Полноценные игры

Создание игр для поддержки промо-акции, демонстрации и обучения возможностям приложения, комфортной адаптации к рабочему процессу.

Цель: вовлечение в геймплей.

Игры без линейных ограничений

Внедрение механик, предполагающих творческое самовыражение и общение участников процесса.

Цель: самовыражение.

Пример: Minecraft EDU — версия игры Minecraft, выпущенная специально для образовательных учреждений.

Для чего вы можете использовать геймификацию в своем бизнесе?

Как мы уже упоминали выше, геймификация — это, пожалуй, один из мощнейших инструментов по повышению метрик вовлеченности. Полноценная игра с ценными призами, запущенная внутри приложения или сторис, не только мотивирует уже имеющихся клиентов пользоваться сервисом чаще (показатель вовлеченности может вырасти вплоть до 150%), но и привлекает к себе внимание, увеличивает охват новых потенциальных клиентов.

Чтобы повысить осведомленность о бренде, не обязательно идти на такой радикальный шаг — достаточно регулярно постить контент в игровой форме, например, в соцсетях. Проводить различные опросы, небольшие конкурсы с репостом или без него, устраивать тесты по интересующим вашу ЦА темам или выкладывать мини-игры в виде картинок, на которых нужно найти все обозначенные в тексте предметы и т.д. Вариантов геймификации контента для повышения вовлеченности достаточно много — вам нужно только выбрать тот, что подойдет вашему бренду.

Второй важный аспект, в котором можно успешно применить геймификацию, это обучение. Если вы можете превратить скучный рассказ о новых функциях приложения, изменениях в компании или обязанностях на рабочем месте в увлекательный квест с получением наград и переходом от уровня к уровню — делайте это. В результате вы получите более мотивированных сотрудников и увеличите количество взаимодействий с клиентами в среднем на 30-40%.

Еще один способ органично встроить игровые механики в бизнес-процесс — геймификация онбординга. Помогите освоиться новым сотрудникам или пользователям приложения/сервиса, рассказав обо всем, что нужно знать на первых порах, при помощи мини-игры. Информация, поданная в игровой форме и вызывающая положительные эмоции, запоминается намного лучше.

Все из перечисленных способов геймификации можно использовать внутри вашего приложения в формате сторис.

Примеры геймификации у известных брендов

Мы посмотрели на красивые цифры, пришло время разобрать реальные примеры более подробно.

«Угадай фильм по кадру» от Кинопоиска (2021)

Кинопоиск — крупнейший русскоязычный портал о кино и по совместительству онлайн-кинотеатр с большим выбором фильмов, сериалов и мультфильмов. В 2021 году сервису исполнилось 18 лет, и в честь этого события была запущена игровая викторина с призами.

Суть игры достаточно простая: нужно угадать фильм по одному кадру из него. Игроку доступны 3 жизни и 5 секунд на ответ. Неправильный ответ отнимает одну жизнь, правильный позволяет заработать баллы и добавляет оставшееся время на ответ к следующему вопросу. Если время вышло, у игрока отнимается одна жизнь. Игра заканчивалась, когда у игрока больше не оставалось ни одной жизни.

Виды геймификации для бизнеса

В игру был встроен лидерборд, где можно сравнить свой результат с результатом других пользователей, а также возможность поделиться игрой с друзьями в соцсетях.

Виды геймификации для бизнеса

Приз — подписку «Плюс» на год — получили пользователи, которые к концу проведения акции вошли в топ-10 таблицы рейтинга.

В первые же дни запуска игра стала пользоваться такой популярностью, что ресурс не всегда справлялся с возросшей нагрузкой на сервер. Также игра спровоцировала появление тематического флешмоба в социальных сетях, что привлекло дополнительное внимание к сервису.

Yota Star Wars (2018)

Основные направления компании Yota — предоставление услуг мобильной связи и 4G-интернета. В 2018 году компания провела серию масштабных событий для персонала. Целью стало обучение новых сотрудников и стимулирование уже существующих к выполнению плана продаж. Антураж и оформление позаимствовали из вселенной «Звездных войн».

Работников поделили на два лагеря: Темную сторону представлял план продаж, а на Светлую сторону был призван весь отдел продаж. Бизнес-планы по продажам были изображены на специальной карте в виде кораблей имперского флота. Каждый выполненный план, соответственно, приводил команду к победе над очередным кораблем, а каждая отдельная продажа позволяла улучшить снаряжение своего флота и сделать выстрел в сторону врага.

Специально для этой игры был создан свой сайт, на котором, помимо основной задачи, можно было найти и дополнительные цели, оформленные в виде квестов.

Виды геймификации для бизнеса

Игра получилась ресурсоемкая: требовалось продумать не только саму механику, но и ее графическое оформление, а также подготовить сотрудников, познакомить их с выбранной фантастической вселенной.

Виды геймификации для бизнеса

Игровая механика не только избавила сотрудников от приевшейся рутины, но также помогла добиться вполне ощутимых результатов. На 30% вырос уровень необходимых знаний персонала, на 20% — уровень выполнения стандартов продаж. Увеличилось и количество хорошо обученных сотрудников, что положительно сказалось на росте розничных продаж.

Игра «Додомания» для Додо Пиццы (2021)

Кейс, руку к реализации которого приложила наша студия. Осенью 2021 года Додо Пицца решила разнообразить свою ежегодную акцию «Додомания» игрой три в ряд. Игру можно было запустить из сторис на сайте или в приложении бренда.

Игроку предлагалось почувствовать себя пиццамейкером и собрать необходимые ингредиенты для пиццы за отведенное время. Чем больше ингредиентов он успевал набрать, тем больше баллов в итоге зарабатывал. Одна попытка на прохождение игры начислялась ежедневно. Дополнительные попытки можно было получить, совершив покупку определенных позиций из меню пиццерии.

Самые активные участники акции получили шанс выиграть один из специальных призов: автомобиль, путешествие, квартиру у моря и т.д. Их разыгрывали в прямом эфире каждую неделю. А игроки, набравшие наибольшее количество очков в рейтинге к концу акции, получили годовой запас пиццы.

В игре длительностью 4 недели приняли участие более 162 тыс. уникальных пользователей (самый активный из них сыграл в игру больше 90 раз!). Выросла частота входов в приложение, среднее время, которое пользователь проводил в нем, также увеличилось. Подробнее о самой игре и о том, как ее создавали, мы уже рассказывали тут.

Что в итоге?

Можно с уверенностью сказать, что геймификация — это тренд, который с нами надолго. Если подойти к адаптации игровых механик с достаточной долей креатива, встроить элементы геймификации получится в любой бизнес-процесс, от онбординга и обучения персонала до масштабных промо-событий. Попробуйте воспользоваться одной из механик, изложенных выше, или придумайте свою, уникальную — границ для творчества в этом тренде, кажется, нет.

77
Начать дискуссию