{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Идеальных ИБП не существует. Муки выбора и нюансы установки

Глобальные изменения на российском рынке ИТ-инфраструктуры затронули ключевой для любого ЦОДа сегмент электроснабжения. В статье подробно рассказываем, как в Linxdatacenter проходил процесс выбора и замены ИБП (источника бесперебойного питания) на новые, с какими трудностями мы столкнулись и что помогло нам их быстро разрешить.

О сроках эксплуатации и стоимости замены

ИБП, как и многие другие элементы ЦОД, имеет ограниченный срок службы, который указывается производителем оборудования. Как правило, вендор рекомендует производить замену компонентов в строго определенные сроки.

Большая часть замены приходится практически на конец срока службы. Для наших ИБП производитель определил 10 лет.

Поэтому замену компонентов системы ИБП в нашем ЦОДе в Петербурге мы планировали задолго до истечения срока эксплуатации «с прицелом на будущее». Обновив ключевые компоненты заранее, можно было продлить срок службы и работоспособность всей системы гарантированного электроснабжения.

В конце 2021 года мы запросили стоимость «железа» и работ по его замене у крупного европейского производителя ИБП, с которым работали с момента запуска дата-центра. Параллельно были разосланы запросы на стоимость нового оборудования и монтажа другим вендорам.

Результаты удивили: разрыв был огромный – установка нового оборудования, то есть полноценных ИБП альтернативных вендоров с нуля, обходилась почти в 2 раза дешевле, чем замена запасных частей на существующей системе.

К тому же, на новые машины мы получали гарантию минимум в 2 года. Ведь ни для кого не секрет, что от замены всех компонентов оборудование новым все равно не станет.

Поскольку речь шла о суммах в десятки миллионов рублей, выбор в пользу китайского вендора был очевиден.

Впрочем, помимо бюджетных соображений сыграли роль еще два фактора:

1. Массовый исход крупных западных игроков с российского рынка

Причем во всех сферах, включая ИТ и связанные направления. Даже если какие-то вендоры пока остаются, или ушли официально, но «дотягиваются» до рынка РФ через различные схемы обхода ограничений, в долгосрочной перспективе сотрудничать с ними – большой риск.

Например, в нужный момент из-за нарушений цепочек поставок и общего дефицита необходимого компонента на складе не окажется, а получить его в сжатые сроки будет просто неоткуда. Применительно к сегменту ИБП-решений это довольно критичный момент, игнорировать который чревато «падениями» дата-центра.

2. Смена формата ИБП в целом

Вместо моноблочных решений «классических» вендоров на рынок сегодня выходят модульные системы.

Моноблочный формат предполагает объединение в одном блоке, занимающем 2-2,5 телекоммуникационной стойки, всех ключевых компонентов ИБП. Такой подход к архитектуре несет в себе базовый риск – при поломке любого компонента, решение полностью выходит из строя.

Нужен либо максимально оперативный ремонт, либо такая же быстрая замена (переключение) на резервные мощности. Модульная архитектура ИБП предполагает включение в стойку несколько функциональных элементов определенной мощности, которые в сумме дают необходимый объем.

Например, вместо моноблока в 500 кВт можно установить всего один модульный ИБП, который обеспечит аналогичный запас прочности при той же самой мощности. Главное преимущество, помимо экономии пространства, – независимость модулей и возможность их замены «на горячую» силами дежурной смены.

То есть, в случае аварии одного такого модуля система ИБП продолжит нормально работать, «отминусуется» только мощность конкретного модуля, скажем 50 кВт, а не все 500кВт, как в случае с моноблочным решением. Таким образом надежность системы повышается и работоспособность ЦОДа при этом не страдает.

Пошаговая замена ИБП на нашей практике

После получения нового оборудования мы начали планирование монтажных работ.

Мы применяем стратегию превентивной проработки различных аварийных ситуаций. Мы разработали и задокументировали все возможные сценарии, оформив их на одном листе с четким порядком действий по устранению аварий по каждому случаю отдельно.

Для обучения навыкам и отработки правильности действий дежурного персонала мы регулярно проводим тренировки. В ходе проекта по замене ИБП подтвердилось, что все это мы делаем не зря.

Работы были разделены на несколько этапов. Каждый подразумевал физическое отключение одного из ИБП. Сложность заключалась в том, что работы проводились на действующем оборудовании и отключения делались «на горячую».

Для отключения кабельных линий от одного из пары ИБП недостаточно отсоединить вводный кабель и батарейные автоматы, требуется еще и отключение нагрузки. Поэтому для проведения такого вида работ требовалась предварительная пошаговая проработка плана переключений.

Было принято решение работы проводить с переходом на байпас. Для этого мы, оценив все риски по недопущению отключения клиентского оборудования при работе, задействовали внешнюю линию электроснабжения.

Но ее нестабильность создавала угрозу отключения одной питающей линии, находившейся на байпасе. Пришлось думать, как снизить риск отключения.

При работе от внешнего источника электроснабжения не приходится рассчитывать на его стабильность. Ведь на бесперебойность подачи электроэнергии и ее качество вы повлиять не в силах. Другое дело принадлежащий вам источник электроснабжения (чаще всего это дизель-генераторная установка, или ДГУ). За его состояние, работоспособность и безотказность несет ответственность служба эксплуатации, т.е. в данном случае мы сами.

Мы решили проводить все работы питаясь от собственного резервного источника ДГУ, а отключение нагрузки выполнять с переходом на байпас.

Нам предстояло отключить пару ИБП, перевести систему на байпас, физически отключить все кабельные линии и линии связи от одного из пары ИБП А1, а затем включить оставшийся источник в работу.

С отключением кабельных линий бесперебойника мы справились немного быстрее, чем планировалось, поэтому второй ИБП мы запустили в работу, не дожидаясь перехода с ДГУ на внешние сети.

Инцидент, с которым мы все-таки столкнулись

Однако в процессе произошел неприятный эпизод.

Мы упустили из вида, что конфигурация работы ИБП подразумевает работу только в паре.

Пришлось переключать линию параллельной работы и ставить заглушки для обхода данных параметров. После перезагрузки ИБП и отключения байпасной линии система заработала в штатном режиме.

Так второй ИБП взял на себя практически полную нагрузку 95-98%, и время работы от аккумуляторов сократилось до 15 минут. Когда все демонтажные работы были выполнены, мы переключились на внешние сети.

Перейти в автоматическом режиме на внешний источник мы не смогли: при появлении питания на вводах от внешнего источника система должна осуществить переключение от ДГУ на город. Но этого не случилось, и вместо переключения произошло включение секционного выключателя между вводами от ДГУ.

Это никак не сказалось на работе системы, но мы задумались, почему это произошло.

Первое, что пришло в голову, это отказ контроллера управления ГРЩ (главный распределительный щит).

Как мы с этим справились?

Тогда было принято решение заменить контроллер, переведя систему управления ГРЩ в ручной режим. Замена – длительный и кропотливый процесс, и спустя час контроллер был полностью демонтирован.

После переключения мы проверили состояние всех систем жизнеобеспечения. Все работало, как и прежде.

Спустя некоторое время мы увидели, что свет в электрощитовой «моргнул», затем еще раз, после чего произошло отключение внешнего электроснабжения. Пошла команда на запуск ДГУ. В этот момент все наше внимание было сосредоточено на безаварийном запуске ДГУ и системе гарантированного электроснабжения. Ведь именно она в этот момент находилась без должного резерва.

Для включения ДГУ в работу недостаточно только запуска, система должна быть синхронизирована. На это требуется некоторое время, поэтому, запустив ДГУ, мы отсчитывали время подачи напряжения на вводные автоматы.

Мы знали, что время с момента подачи сигнала запуска ДГУ до подачи напряжения составляет примерно 3 минуты. При этом система мониторинга предупреждала, что время автономной работы от аккумуляторных батарей стремительно падает.

Для нас время от момента запуска до принятия нагрузки длилось вечно, но на момент подачи напряжения на вводные шины и включения ИБП в работу время автономной работы составило те самые проектные и запланированные 3 минуты.

В такой ситуации обратный переход с ДГУ на город был бы невозможен без потери сервисов для ЦОД. Поэтому дежурному оператору внешних сетей было сообщено о том, что мы вынуждены работать на ДГУ до того момента, пока батареи не зарядятся до нужного уровня.

Несмотря на непредвиденные обстоятельства, нам удалось в срок и без потерь осуществить замену всех намеченных источников электроснабжения.

Роль документации

Успеху этой операции способствовали слаженные действия дежурного персонала, и здесь решающим фактором стало то, что у нас разработано большое количество аварийных инструкций, персонал обучен и прошел необходимые противоаварийные тренировки

Огромную роль сыграл уровень детализации в инструкциях на такие случаи: например, очень помог документ «Е-ЕОР-001. Отказ в работе АВР в щите ГРЩ».

Еще задолго до старта проекта в процессе работы с инженерными системами в ЦОДе мы пришли к необходимости проработки любых, даже самых редких и маловероятных (казалось бы) ситуаций путем моделирования, отработки всех возможных сценариев развития инцидентов.

Как мы убедились на практике, подход себя полностью оправдал. Правильно разработанные и понятные инструкции вместе с регулярными тренировками - залог надежной работы ЦОД.

Краткие выводы и наши итоги

Сегодня наблюдается стремительный рост запросов бизнеса и государства на ИТ-инфраструктуру, и модульный формат вписывается в набор инструментов для оптимального ответа на этот тренд.

Моноблочные решения в коммерческих дата-центрах устаревают, и передислоцируются в корпоративные ЦОДы, предполагающие стабильную и прогнозируемую нагрузку.

Традиционные вендоры оборудования в этом сегменте меняться в сторону модульных решений не спешат в силу внутренней бюрократичной системы А многие – просто не могут в силу инерции и необходимости провести революционную перестройку для такого перепрофилирования.

Освобождается ниша, которую, как видим, активно осваивает Китай. Вендоры из Поднебесной быстро проводят тестирование, рассчитывают КП, доставляют свои решения, организовывают внедрение и сопровождение, включая бесплатное обучение и техподдержку.

В это же время вендоры предыдущего поколения предпочитают зарабатывать, выставляя счета (нередко – завышенные по принципу «вы платите за бренд») за компоненты и обслуживание ИБП.

Растет и технологический разрыв в качестве управления между модульными ИБП новых китайских игроков и решениями «мастодонтов» рынка. Например, у модульных ИБП новых компаний управление параметрами часто реализовано через тачскрин-панель, на которой доступны все часто используемые интерфейсы, такие как SNMP, MODBUS TCP, USB.

Обновление ПО для контроллеров доступно через USB-флэш накопитель с файлами прошивок, тогда как в классических ИБП лидеров отрасли настройки до сих пор обновляются через перепрограммирование после полного отключения оборудования системы резервного питания.

Все вышеизложенное мы прошли на собственном опыте. Несмотря на все «приключения» в ходе модернизации, в настоящий момент мы полностью удовлетворены обновлением и планируем с текущих 50% модульных ИБП на площадке нарастить их объем до 100%.

Больше полезного контента об ИТ-рынке, облачной индустрии и дата-центрах в нашем телеграм-канале "Сейф для данных". Подписывайтесь!

Читайте также:

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Денис Бойцов

а кстати, отечественные ИБП смотрели? как там делишки со зрелостью технологий? они вообще есть?

Ответить
Развернуть ветку
snajky anika

отечественные - это у которых "наклейка" переклеена?))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бойцов

а я не знаю, что там на рынке есть. Вдруг совсем местное чего есть, на "Байкалах" хехе

Ответить
Развернуть ветку
Linxdatacenter
Автор

На тот момент источников, удовлетворяющих наши требования не было. Сейчас, конечно они появляются и их количество растет.

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

Китайцы - это, видимо, всерьез и надолго? По каким-то еще областям в ЦОДах китаизация намечается - в смысле инженерных систем?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Gorbatov

И вообще в целом. Насколько нераскрученные китайцы оказались актуальны? По качеству, прежде всего. С соотношением цена/качество, как я понял, все ок)

Ответить
Развернуть ветку
Linxdatacenter
Автор

На самом деле, бренд, который мы использовали, весьма даже очень известен. В настоящее время они находятся в топе. Оптимальное соотношение цена / качество. Сервисное обслуживание тоже на высоте.

Ответить
Развернуть ветку
Constantine Kiselev

почему вы Дельту называете китайцами?

Ответить
Развернуть ветку
Linxdatacenter
Автор

Потому, что это китайский бренд - Delta Electronics)

Ответить
Развернуть ветку
Constantine Kiselev

Сами они себя тайваньской считают... но если Тайвань это Китай - то да

Ответить
Развернуть ветку
Linxdatacenter
Автор

В настоящее время рассматривается вопрос о замене фанкойлов системы охлаждения на оборудование из поднебесной.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Огнева

Не поняла я из текста - это полная замена ИБП везде по ЦОДам или какой-то пилотный участок? Если второе и речь про пилот - можно послушать про планы на масштабирование? Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Linxdatacenter
Автор

В данном случае мы произвели частичную замену. Впереди нам предстоит еще одна аналогичная операция. Касательно других ЦОДов сказать не могу, но тенденция на модульные решения набирает обороты. Также, переход на китайские бренды вполне себе удачная альтернатива европейским.

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Крысина

А вы как-то интегрировали новые ИБП в систему мониторинга? Были ли какие-то вызовы или проблемы в этом процессе? Если да, то интересно, как решали)

Ответить
Развернуть ветку
Linxdatacenter
Автор

Новые ИБП подключены в систему мониторинга (BMS). Проблем с внедрением в систему мониторинга не было.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ветров

Нет ли скрытой опасности ставить такой ноу-нейм без истории эксплуатации в мире? Вы сами пишете, что нет истории траблшутинга этих ИБП, вдруг там что-то скрытое и не совсем приятное? Есть ли у вас "инструкция" на такие случаи? Все-таки ИБП очень тонкое место в инфраструктуре - пожары и тд...

Ответить
Развернуть ветку
Linxdatacenter
Автор

Выбор данных моделей был достаточно осознанным. Мы долго выбирали, консультировались. Положительный опыт замены на китайские ИБП был подтвержден одной из уважаемых табачных компаний. Не все так плохо, если нет истории траблшутинга. Как раз, таки наоборот, это говорит о том, что к созданию модели производитель подошел как говорится “с головой”.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Шабалин

Вот какие вопросы меня тревожат, бередят сознание:
А первый ли подобный опыт? Нету страха суеверного у вас, что скажется на отношениях с такими вендорами-мастадонтами, или в дне сегодняшнем это уже не актуально?

Ответить
Развернуть ветку
Linxdatacenter
Автор

К счастью это не первый опыт. Первое знакомство с данными моделями у нас случилось еще на пороге пандемии - в 2019 году. В этот момент мы планировали установку первой партии ИБП.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда