Чтобы понять, каковы будут последствия мировой рецессии и какие страны пострадают от нее больше всего, стоит вновь вернуться к тому, в какой ситуации находятся экономики различных регионов. Как я уже упомянул, экономики развитых стран в целом находятся в фундаментально очень здоровом состоянии: население сохраняет высокую склонность к потреблению, в экономиках не наблюдается кредитных пузырей, а уровень безработицы находится на долгосрочных минимумах. При этом рост цен хоть и тревожит, например, американских потребителей, но в целом он является достаточно нейтральным для экономики США: США и Канада, например, совокупно практически полностью обеспечивают себя энергоресурсами, продовольствием и удобрениями, таким образом рост цен на эти группы товаров лишь перераспределяет структуру доходов в экономике, но практически не влияет на совокупный ВВП.
Страны Европы страдают от роста цен на энергоресурсы значительно сильнее. В то же время Старый свет, как и США, полностью обеспечивает себя продовольствием и является крупным его экспортером, также выигрывая от роста цен. Сглаживает негативный эффект на Европу и более мягкая по сравнению с ФРС монетарная политика ЕЦБ, которая позволила существенно ослабить курс евро и вернуть его на допандемийный уровень. Ослабление евро повысило конкурентоспособность европейского экспорта, доля которого в ВВП Европы существенно выше, чем в США.
Учитывая что на рынке мирового долга почти 80% номинированы новых контрактов в долларах (максимальный исторический показатель), от роста ставки ФРС пострадают не только развивающие страны, но и такие страны, как Япония, Корея и Китай, у которых существенная часть долга в долларах в корпоративном секторе.
Мои мысли на этот счёт такие: ФРС прекрасно знал ещё в начале 2021 году (может и вовсе 2020 году), что будет инфляция и вместо того чтобы начать бороться с ней когда она была лишь 3-4% подняв лишь один раз на 50 пунктов, они дождались инфляции 8,5% чтобы после поднимать процентные ставки в потенциале до 4% в этом году и тем самым ударив по всем странам, у которых огромный долг в номинированный в долларах (то бишь по всем кроме кроме в первую очередь самих США, а во-вторую EU, UK, AU, CH, CA).
Вообщем не знаю тупость это или план, но мы увидим только через 1-2 года.
Валютное выражение международного долга и трансграничных заимствований небанковских организаций (непогашенные суммы). Источник: Банк международных расчетов.
Комментарий недоступен
По поводу Китая, потребительские расходы упали до уровня начало 2020 года. Рынок цен на недвижимость падают (на начало 2022 года просадка была 30% из-за чего зарплаты были сокращены в бюджетной сфере на 30%). Также продажи земли упали на 70% в начале 2022 года. Недвижимость обеспечивает в Китае 75% активов и треть роста ВВП, но этот рост основанный на убыточности. Все эти города признаки, автобаны, монорельсы, не приносят прибыль, только убытки. И сейчас у них проблемы в секторе недвижимости из-за чего вынуждены продолжать делать фискальные и монетарные вливания (планируют влить на сумму 5 триллионов долларов в этом году в юанях), которые бессмысленны с точки зрения прибыли, но только ради роста ВВП.
В Китае общий долг более 300% от ВВП (в основном корпоративный) под более высокий процент чем в развитых странах. Также существует развитый теневой банкинг, который выдает кредит под ещё больший процент официального. Например региональные власти получают около 40% доходом с продажи земли застройщикам, но из-за падения цен на недвижимость упали на 70% продажи земли, ибо застройщики не заинтересованы в покупке так как цена на недвижимость падает. Через LGFV региональное правительство получает кредиты на частном рынке, покупают на полученный кредит землю, а потом продают застройщикам и это работало раньше, но теперь застройщики из-за падения цен недвижимости не покупают землю. В итоге LGFV фактически продает себе, берет взаймы еще больше денег для финансирования расходов и текущих расходов, которые он никогда не может себе позволить. По оценкам Goldman Sachs, долг более 8 триллионов долларов США составляет LGFV, что составляет около 50% ВВП Китая и это консервативная оценка. Также проблема и в Китайском потребительском рынке. В процентном отношении к ВВП потребление в начале 2000-х годов был больше, чем сейчас. Люди просто не тратят из-за страха, когда люди боятся, они экономят.
Помимо этого рост процентной ставки ФРС США влияет на этот огромный долг значительной степени финансируется в долларах США. Процентные ставки начинают расти, это означает, что проценты по огромным суммам долга Китая, включая те, которые принадлежат разоряющимся застройщикам, растут. Это означает, что вся задолженность, которую платят местные органы власти, будет увеличиваться и так далее и тому подобное. Это произойдет в то же время, когда рынки строительства, недвижимости и потребительских товаров в Китае находятся в упадке. Также из-за инфляции, которая приводит к росту ставки в США и ближайшем времени ЕС, потребители будут тратить меньше денег на товары, что скажется и на экспорте Китая. Поэтому председатель Си и просил не повышать процентные ставки в январе, ибо это вредит развивающим странам и Китаю, но из-за инфляции ФРС США повышает ставку. Сейчас Китай увеличивает фискального и монетарного вливание в экономику с целью простимулировать рост ВВП в виде существенного роста долга. Тоже самое было и с Японией в начале 90-х
Япония тоже в печальной ситуации. ЦБ Японии отказалась повышать ставку, ибо общий долг страны превышает 400% от ВВП. И хоть процентная ставка у них на нуле и выплаты по процентам около 0,6% от ВВП по гос долгу, который составляет 250% от ВВП, но при повышение ставки, обслуживание долга значительно вырастит. В результате чего иена продолжает терять свою стоимость, увеличивается бегство капитала в основном в США и чем больше иена теряет стоимость, тем быстрее этот процесс. Мягкая политика ЦБ Японии может привести к неконтролируемой девальвации иены из-за чего потом придётся гораздо больше ЦБ Японии повышать ставку вызовет значительные расходы в обслуживание долга. Пока ЦБ Японии ничего не делает и иена всё ещё под контролем, но одно неверное решение может запустить этот процесс.
Япония и Китай тесно связаны финансово и экономически и если у одной страны начнутся проблемы, то это окажет влияние и на другую страну (это в принципе на весь мир окажет огромное негативное влияние, но больше всего пострадает восточная Азия). Сейчас что у Китая, что у Японии огромные проблемы и пока обе страны придерживаются мягкой политики, валюты обоих стран обесцениваются, что увеличивает бегство капитала, но как только кто-то начнёт повышать процентные ставки, то это окажет как и на свою экономику огромное давление долгового рынка, так и на конкурента.
Комментарий недоступен