Тинькофф блокирует счета под предлогом статьи 115-ФЗ

Расскажу вам историю, которая меня оскорбила до глубины души и усугубила и без того непростую ситуацию в эти странные страшные времена.

С начала «СВО» я стала активно изучать тему инвестиций, пыталась искать способы сохранить сбережения и тд. Сначала был открыт брокерский счёт на ВТБ, но банк первым попал под санкции, затем другие банки… стало понятно, что наиболее надежным и с меньшим санкционным риском является банк Тинькофф. Бонусом удобный интерфейс и приятное логичное приложение. Заказала карту, привезли, открыла БС, все замечательно. Использовала карту только для инвестиций поначалу.

Далее немного обо мне (это важно для дальнейшей истории): работаю по найму, среднестатистический офисный работник, с белой зп, работодатель оплачивает НДФЛ, все как по методичке. Больше ничего трудового сторонне не делаю, доп. заработка не имею. На работе выступаю также в роли активистки коллектива: организую поздравления коллег с днём рождения. Так как карта Тинькофф у меня почти всегда пустая, просила скидывать общий сбор на подарки именно на Тинькофф. Ещё о личном. Живу с молодым человеком, финансовые обязательства договорились делить совместно по категориям (на мне питание, на нем быт). Когда доллар в мае сначала упал до 60, а потом начал расти, я предложила парню, а также своей маме, купить валюту по биржевой цене. Они согласились и перевели мне свои суммы, какие посчитали нужным. Не космические, к слову. К сожалению, после этого рубль переукрепился и получилось, что мои ожидания и ожидания ЦБ не подтвердились и рубль не упал к прежним довоенным значениям, поэтому сейчас мы в достаточно большом убытке. Кроме этого, недавно покупали мебель домой, мой молодой человек перевёл мне 10 тысяч, чтобы с заказа по карте я могла получить кешбэк.

Возвращаюсь к теме. В один не прекрасный день после заказа мебели мне прилетает письмо от Тинькофф в личном чате приложения, а также на почту, с таким вот содержанием:

«Нам нужно уточнение по некоторым банковским операциям в рамках 115-ФЗ. Пожалуйста, пришлите до 21.06.2022 прямо сюда, в чат.

1. 1. Документ, подтверждающий ваш доход. Например, справка 2-НДФЛ, декларация о доходах 3-НДФЛ или другие документы 2. Пояснения о целях и экономическом смысле операций по поступлению и списанию денег по счету в Тинькофф 3. Информацию, осуществляются ли криптообменные операции? - Если осуществляются:

a. С какого периода? b. Документы, подтверждающие происхождение денежных средств, на которые изначально была приобретена криптовалюта? c. Документы, подтверждающие уплату налогов согласно поданной декларации (платежные поручения/банковские чеки) d. Нотариально заверенные скриншоты из личного кабинета криптовалютных бирж, позволяющие однозначно идентифицировать их принадлежность вам (видны ФИО, реквизиты карт и т.д.). По возможности, направьте оригиналы этих документов по почте России на юридический адрес Банка e. Нотариально заверенную справку о верификации личного кабинета/аккаунта криптобиржи. По возможности, направьте оригиналы этих документов по почте России на юридический адрес Банка f. Нотариально заверенные скриншоты выписки по счету криптовалютных бирж, позволяющие однозначно идентифицировать сумму, дату и отправителя платежа. По возможности, направьте оригиналы этих документов по почте России на юридический адрес Банка g. Нотариально заверенные скриншоты из личного кабинета контрагента (покупателя/продавца) криптовалютных бирж, осуществившего покупку криптовалюты, в рамках поступления на <СУММУ от ДАТЫ>, позволяющие однозначно идентифицировать их принадлежность к покупателю (видны ФИО, реквизиты карт и т.д. По возможности, направьте оригиналы этих документов по почте России на юридический адрес Банка h. Заверенный нотариально или Банком чек перевода или выписку по карте отправителя по сделке продажи криптовалюты в рамках поступления на СУММУ от ДАТЫ, с отражением информации о ФИО отправителя

- Если не осуществляются: a. Документы, указанные в назначении входящих платежей за период 3 календарных месяца и обосновывающие поступления денежных средств от третьих лиц (Договоры займа, трудовые и иные договоры и т.п.) b. Документы, подтверждающие происхождение денежных средств <ФИО 3-го лица> (Выписка, 2-НДФЛ и т.д.)»

Естественно, никакой криптовалютой я не занимаюсь, в инвестиции-то только вот вливаюсь ещё, куда там до крипты…и, разумеется, не поддерживаю никакие там террористические организации, деньги не отмываю, любую операцию могу объяснить. Подумала: ладно, мне скрывать нечего, выложу им все документы и комментарии. Но так как у меня есть два достаточно крупных перевода (от мамы 60к и от парня 150к накоплений), а также очень много мелких ~300-500р на дни рождения, я решила уточнить у сотрудников банка, какие конкретно операции их интересуют. Все-таки, 3 месяца - это достаточно большой срок, а запрашивать у всех и каждого их справки о доходах из-за трёхсот рублей, извините, как-то крайне странно. Оператор обещал дать ответ в течение двух рабочих дней. Я решила подождать, а пока запросила на работе 2-НДФЛ и также попросила парня и маму предоставить 2-НДФЛ, понимая, что, скорее всего, их переводы были основными триггерами.

Тем временем менеджеры банка меня проигнорировали, естественно, не предоставили никакой информации по моему запросу, хотя позже писала повторно, чтобы указали, какие именно операции им показались подозрительными. Предоставила свою 2-ндфл, операторы пишут заученные шаблонные фразы, как на скрине ниже. Далее вы можете прочитать их заключение и нашу переписку:

Тинькофф блокирует счета под предлогом статьи 115-ФЗ
Тинькофф блокирует счета под предлогом статьи 115-ФЗ
Тинькофф блокирует счета под предлогом статьи 115-ФЗ

Написала им вот такое длинное письмо:

«Здравствуйте! Что ж, давайте разбираться. В конце концов, я законопослушная гражданка и скрывать мне, собственно, нечего. У меня одна единственная работа, официальная, работодатель платит за меня налоги, справку 2-НДФЛ о своих доходах я вам присылала. Другой работы у меня нет, никакой иной предпринимательской деятельностью я не занимаюсь. Теперь что касается назначения счета и большинства операций: изначально заводила у вас счёт с одной единственной целью: открыть брокерский счёт у вас. Так как зарплата мне приходит в другой банк, пополнение производила посредством зачисления денег со счета зарплатного на данный счёт в банке Тинькофф. После этого зачисляла уже на брокерский счёт. Сразу повторюсь: никаких криптообменных операций я не провожу, никогда не занималась данной деятельностью и не планирую! Думаю, вопросов к движению моих собственных средств между моими же счётами у вас не должно, так как они должны у вас отображаться как собственные переводы.

Далее буду постепенно описывать характер поступлений средств на мой счёт от третьих лиц.»

Ну и дальше пошли скрины с описанием операций, включая даже личную переписку, которая подтверждала факты назначения операций. Здесь описала мелкие зачисления от сотрудников:

Затем начала доказывать назначение крупных двух операций.

Прикрепила им справки о доходах своих близких, свидетельство моего рождения для подтверждения родства с мамой. Вот был мой им посыл:
«Данная ситуация выбила меня из колеи, дорогие сотрудники банка. Мне очень странно тут оправдываться перед вами, пытаясь обосновать каждый перевод, потому что я не занимаюсь ни криптовалютой, ни сторонней коммерческой деятельностью. Я рассчитывала на ваш банк, когда заводила здесь счёт, вы были оплотом всех надежд на бессанкционное будущее для вашего банка, а в итоге санкции против меня вводит сам банк, не удосужившись произвести тщательную проверку и разобравшись в ситуации частным образом. И если мой счёт после этого будет все ещё заморожен и «пересмотру решение не подлежит» - меня крайне разочарует ваше отношение к клиентам! Мы в вас верим, а вы в нас - как-то не очень. Если у банка нет доверия к клиенту, как клиенты могут доверять банку? Конечно, «доверяй, но проверяй», но так вы и проверить не хотите как положено.»

Итог: счёт все равно заблокирован. Все менеджеры отвечают как под копирку, требуют, а сами никакой информации не предоставляют. Только один человек вёл себя..как человек:) в остальном было ощущение, что я пытаюсь свою правоту доказать слепому-глухому. Они просто не заинтересованы в том, чтобы разобраться и помочь.

в общем, я крайне недовольна, чувствую вселенскую несправедливость, а самое главное - я догадываюсь, в чем их мотив (смотри вывод).

ВЫВОД. Представьте: нестабильное время, вы покупаете у банка валюту, чтобы сохранить сбережения, а рубль укрепляется и все сбережения резко обесцениваются. Вы выжидаете, когда со временем стабилизируется ситуация и валюта снова вырастет, но в стране недостаток валюты и ваш банк говорит вам: «мы подозреваем вас в нарушении закона 115-фз, говорить, почему, мы не будем, но счёт вам закрываем. Единственное, что вы можете сделать - это перевести валюту в рубли и перевести рубли в другой банк». То есть, сначала вы дороже покупаете валюту у банка, а потом он вас вынуждает продать ее ему обратно невыгодно для вас, но выгодно для банка, так как в стране дефицит. Я понимаю, если бы у меня там были миллионы, тысячи, но когда это суммы, которые в отпуск семьей только хватит один разок съездить, то это очень, очень подло. Вот так вот банкам развязывают руки и они делают с клиентами, что хотят, и вынуждают на конкретные действия.

Тинькофф блокирует счета под предлогом статьи 115-ФЗ

Как говорится, выводы делайте сами.

2
10 комментариев

Добрый день.

Возникшая ситуация связана с нормативно-регуляторной практикой на рынке и предписываемыми законом ограничениями. Мы изучили операции по вашему счету и заметили, что некоторые из них попадают под критерии, описанные, в частности, в «Методических рекомендациях о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов – физических лиц от 06.09.2021 № 16-МР». Мы должны обращать внимание на методические рекомендации Центрального Банка в соответствии со 115-ФЗ.

Поэтому, чтобы разобраться в ситуации, запросили у вас подтверждающие документы. По итогам проверки, учитывая все факторы, мы приняли решение об ограничении дистанционного банковского обслуживания.

В консультациях старались отвечать на все ваши вопросы исходя из имеющейся информации. Если не могли ответить на вопрос сразу, передавали всю необходимую информацию ответственным, чтобы они ответили вам. При этом, все же допустили несколько ошибок в консультациях. Простите, пожалуйста за это. Работу провели, чтобы больше не повторять таких ситуаций.

Сожалеем, но пересмотреть свое решение мы не готовы.

Ответить

Сочувствую ситуации, интересно, есть ли вообще смысл бегать, собирать какие-то бумажки, если всё равно, судя по статьям здесь, банк не разблокирует обслуживание.
Может попробовать вообще никак не реагировать, дождаться будущего, адекватного курса, только потом просить уже вывести на другой счёт или же путь в валюте отдают.
Тинёк может провести интересную многоходовочку - всем у кого есть в основном валюта на счету, написать что блочим вас по 115 фз - меняйте доллары на рубли, предварительно помучив просьбой достать 100500 документов)

3
Ответить

Так, похоже, на то у них и расчёт! Плюс ещё и комиссию за перевод денег в другой банк возьмут. Нормально так заработают! Но, тем не менее, у них же написано на сайте, что закрыть счёт они не могут, без согласия. Поэтому я пока не закрываю и думаю, что бы предпринять, куда и как вкладывать или продавать, чтобы сохранить хотя бы то, что ещё осталось. Спасибо за сочувствие! Я вижу тоже, что очень многие в последнее время сталкиваются с такой проблемой, и понимаю, что шансов что-то доказать крайне мало. Может, тут хоть увидят и как-то более пристально будут смотреть…зато люди, прочитав подобный пост, могут выдохнуть, зная, что их вины, может, и нет, но такие ситуации сплошь и рядом. Доверие только к наличка под подушкой 😁 сочувствую также всем, кто попал в подобную ситуацию. Может, замутим коллективный иск?:)

Ответить

Неужели никто не понял, что это не банк, а ООО Гопникофф? Что вы ожидаете, когда государство пиздит самолеты, кинотеатры фильмы? Пронесет?

3
Ответить

Поверьте, я и не хотела связываться с Тинькофф, но когда на все госбанки накладывают санкции и вариантов для открытой торговли остаётся все меньше, волей-неволей выбора не остаётся. В итоге продержалась у них 4 месяца👍🏻 и они подтвердили, что связываться не стоит с ними. Причём странно: у кого-то сотни в месяц по счетам гуляют и пофиг, наслаждаются банком и боготворят его, а у кого-то вот так…

Ответить

Немного ошиблись в своем выводе, это не выбор или прихоть самого банка. Это требования которые им выставляет ЦБ, а они следуют. Нет тут никакого тайного заговора чтобы украсть у вас пару тысяч на разнице с курсом

3
Ответить

Ну что послужило триггером тут понятно. Проблем со 115 еще и до сво было не мало и не только у них кстати. Постов да, не мало в последнее время но все гнут свою линию каждый раз, что у них все чисто и вообще они не при делах. Хотя причины на поверхности

1
Ответить