Можно ли начинающему автору попасть в издательство через самотёк? Часть 1

Самотёк - слово из профессионального сленга издателей и часто пугает новичков. Для тех, кто не в курсе, расшифрую. Самотёк - это рукопись (+ сопроводительное письмо), отправленные автором на почтовый ящик издательства.

Можно ли начинающему автору попасть в издательство через самотёк? Часть 1

У каждого российского издательства есть страничка на сайте с инструкциями для новых авторов по отправке и адресом или формой, через которые можно подать заявку на рассмотрение рукописи.

Это самый быстрый, простой и бесплатный способ показать свое творение издателям. И, в случае успеха, получить возможность издать свою книгу за счет издательства, с его маркетинговой поддержкой и за гонорар. Т.е. не только увидеть свою книгу во всех сетевых магазинах вроде Читай-города и Книжного лабиринта, подержать ее в руках и провести презентации для поклонников, но и получать за ее продажу деньги. Причем, не вложив ни копейки в подготовку рукописи к печати, в тираж и проч.. Разумеется, бесплатно - это когда книга выходит в солидном издательстве, вроде ЭКСМО или АСТ. А не предложения от полумошеннических организаций, предлагающих всем желающим издаться за деньги и обещающих золотые горы после выхода книги в свет.

Можно ли начинающему автору попасть в издательство через самотёк? Часть 1

Итак, возвращаясь к волшебному ящику для самотека. Про него ходит огромное количество слухов и сплетен. Я пробежалась по нескольким писательским форумам и собрала основные. Как автор, который "пробился" в ЭКСМО именно через отправку рукописи через такой ящик, а, в последствие увидел весь процесс собственными глазами, прокомментирую эти слухи и сплетни.

  • Рукописи, присланные через ящик никто не читает. Так, друзья. А зачем бы тогда издательству оставлять этот адрес? Если бы не читали, то снесли страницу к чертям. Конечно, все крупные издательства заинтересованы в притоке свежего талантливого контента. Ради новых авторов и книг и содержится штат бета-ридеров, тратятся деньги на оплату разборов всего присланного. Вопрос в том, что в нашей стране пишут более полумиллиона человек (согласно количеству авторов, зарегистрированных на Прозе.ру и на Ридеро), а вот нормальных издательств, которые выпускают книги за собственный счет - по пальцам пересчитать. И на ящики холдинга ЭКСМО-АСТ, который занял до 80% российского книжного рынка, приходят сотни рукописей ежедневно. И каждый автор уверен, что его 400 страничный фолиант обязательно будет прочитан, будет дана оценка, указаны недостатки..
  • Уважаемые авторы! Как вы себе это представляете? Прочитать 400 страниц - это 2 дня. Разобрать и вычленить проблемы - еще день-два минимум. Ведь надо посмотреть продажи аналогов, пообщаться с ведущим редактором направления, выпускающим именно этот жанр, потом написать ответное письмо автору. Т.е. то, что вы хотите (прочитать, отрецензировать, прояснить перспективы) - это работа на неделю. Даже при минимальной оплате труда бета-ридера в 40 тыс руб в мес (а это ведь не гастрбайтер со стройки с 9 классами образования, это должен быть профессионал с высшим образованием).. Так вот, то что вы хотите, будет стоить издательству около 10 000 рублей. Вернемся к рукописям, которых приходит до 1000 штук в день. Калькулятор, думаю, есть у каждого в телефоне. Если нолики не зашкалят, вы можете представить, во сколько будет обходиться издательству содержание штата бета-ридеров в несколько тысяч человек. Это нереально. Да их просто нет в таком объеме профессиональных бета-ридеров, готовых читать рукописи новичков .
  • Но не все так печально. Пришедшие заявки просматривают. И начинают с сопроводительных писем. Если письмо заинтересовало - уже копают дальше, читают первые страницы рукописи. Да? Нравится и то, что надо? Отправляют редактору нужного направления. А дальше уже начинается работа. Сопроводительное письмо не заинтересовало - 99% что до текста дело не дойдет, письмо уйдет в корзину. Ведь в ящике еще сотни заявок и ежечасно добавляются новые и новые.
  • И вот в этом главная засада. Большинство авторов не умеют писать сопроводительные письма. Ведь по сути, сопроводительное письмо - это коммерческое предложение. Короткое, вкусное, по существу. Не отнимающее на чтение много времени и не раздражающее этим бета-ридера. Составить отличное коммерческое предложение, продающее книгу и подталкивающее открыть текст - это целое искусство. Которым творческие люди владеют не всегда. И в этом нет ничего позорного, так как творчество и коммерция - совершенно разные направления. И чем талантливее человек творчества, тем он более растерян в нашем мире и тем меньше умеет себя "продавать".
  • На Западе функции "продажника" берет на себя агент. Это касается не только книг, но и музыки, кино и театра. А у нас, как мы знаем, с рынком литературных агентов все крайне сложно. Вот и получается, что авторы, написавшие невероятно талантливую книгу, могут просто срезаться на первом фильтре из-за неправильно написанного сопроводительного письма. Которое после первых строк уйдет в корзину вместе с гениальным романом. И современная литература может недосчитаться одного из ярких новых авторов.
  • ВЫВОД. Особое внимание - на сопроводительное письмо! У меня в практике есть два блестящих примера того, как именно письмо строит карьеру автора и решает его судьбу.
  • К сожалению, на VC стоит ограничение по количеству знаков и у меня уже в правом углу раздражающе мигает надпись, что текст слишком длинный. Соответственно, продолжу в следующем посте. Заодно и продолжу разбирать сплетни и слухи про издательства, гуляющие по интернету. Подписывайтесь!
Можно ли начинающему автору попасть в издательство через самотёк? Часть 1
22
2 комментария

А что если заказать редактора, допустим, на Ридеро. Довести с редактором до ума своё произведение и потом пульнуть его на самотёк? В этом случае, кстати, может ли редактор с какого-нибудь Ридеро претендовать на свое имя в списке редакторов, если, допустим, еще и редактор крупного издательства постарается после него?

Ответить

У книги с коммерческим потенциалом четыре составляющих: имя автора (колл-во подписчиков в соцсетях), тема и целевая аудитория, язык, сюжет. С редактором можно довести до ума язык (допустим), сюжет поправить. Но если тема неактуальная и под нее нет ЦА. И подписчиков нет у автора, нет читательского пула... То все старания будут напрасны. Надо комплексно подходить к книге. Развивать соцсети, искать потенциальных читателей и т.д. Будет ли претендовать редактор Ридеро на имя в списке редакторов - зависит от договора, который с редактором заключаете. И от объема его работы. Если он переписывает половину книги, то надо делать договор отчуждения авторских прав.

Ответить