Личный опыт: фишки, на которые стоит обратить внимание при выходе на международный рынок

Личный опыт: фишки, на которые стоит обратить внимание при выходе на международный рынок

Развитие сети неизбежно связано с масштабированием. Однажды рынок становится маловат, и амбициозные руководители начинают смотреть: есть ли возможность пойти в другие ниши или остаться в своей, но расширяться географически.

Сегодня мы рассмотрим опыт Татьяны Шутовой, основательницы сети 4hands, лидера мнений в сфере красоты. Татьяна смогла масштабировать проект от 1 салона в Новосибирске до 220 салонов по всему миру.

Сегодня 4hands - это самая крупная сеть студий маникюра в России, которая активно покоряет мировые рынки. Первый салон за рубежом появился в ноябре 2023 года в Лос-Альтосе, Калифорнии, США, затем в конце мая 2024 открылся в Астане, Казахстан.

Сейчас идет активный поиск помещений в Канаде и ОАЭ, при чем если в ОАЭ несколько лет назад были сотни вариантов помещений, то теперь рынок раздут нашими же соотечественниками. Помещений 50-60 квадратов нет вообще, а до 100 квадратов улетают как горячие пирожки. К тому же здесь нельзя общаться с арендодателем напрямую – только через презентацию и через риелтора, поэтому процесс затягивается, и хорошие варианты быстро «уходят».

В этой статье мы рассмотрим опыт рынка США. Татьяна недавно вернулась из командировки, где она лично проводила исследования рынка.
О результатах исследования можно почитать в предыдущих статьях:

С чего начать?

По данным Fortune Business Insights, объем мирового рынка услуг салонов красоты в 2021 году составил 201.9 млрд долларов. По прогнозам он достигнет 355.4 млрд долларов к 2029 году при среднегодовом темпе роста в 7.4%.

Статистика с сайта www.fortunebusinessinsights.com
Статистика с сайта www.fortunebusinessinsights.com

Говоря о развитии франшизы за рубежом, могу сказать: я бы точно не начала с продажи. «Давайте что-то продадим, а потом разберемся» – для иностранных рынков эта модель не работает. Может оказаться так, что мы зашли на рынок с продуктом, который никому здесь не нужен, либо потребитель к нему еще не готов.

Татьяна Шутова, основательница 4hands
Статистика с сайта www.fortunebusinessinsights.com
Статистика с сайта www.fortunebusinessinsights.com

Основные пункты анализа рынка, на которые особенно нужно обратить внимание:

  • Как мыслит потребитель?

  • Как адаптировать продукт?

  • Сформирован ли спрос?

Например, среднестатистический американец не понимает, зачем тратить 2 часа своей жизни на маникюр. Нужно либо ускорить услугу, либо пояснить ценность и чем отличается маникюр за 30 минут от маникюра за 2 часа.

Кроме особенностей логистики и локации, важно адаптировать сам продукт под локальную аудиторию: скорректировать маркетинговый посыл, tone of voice, найти местного копирайтера.

Важный инструмент – личный тест-драйв рынка: поехать и посмотреть, как оно на самом деле, а не только со слов мастеров и партнера, который там живет.

На месте можно:

  • Пообщаться с клиентом, понять его запрос и сумму, которую он готов отдавать за услугу

  • Узнать, какие есть технологи и школы, какие используют торговые марки, какие продукты сами производят

  • Пройтись по идентичным салонам/франшизам, увидеть сильные/слабые стороны, лайфхаки

  • Проанализировать ценовой диапазон на услуги

Стратегии, которые мы не выбираем

Иногда бывает сложно определить какая стратегия сработает 100% на новом рынке, но всегда можно пойти от обратного и решить для себя, что точно не подходит вашему бизнесу. Проанализировав ситуацию, мы пришли к следующим НЕТ для 4hands:
Купить готовый бизнес и переформатировать

В России если бизнес продается, значит, скорее всего, он убыточный. В США напротив, люди специально открывают бизнес и готовят его под продажу, поэтому покупка готового не будет выгодной – проще открыть свой салон с нуля. Хотя первый салон 4hands был приобретен по такой схеме и прекрасно себя показал, нужно учитывать «менталитет» рынка.

Захватить как можно больше стран

Стоит ли распыляться по всему миру в погоне за широтой географии, когда можно выбрать один емкий рынок для начала и «копать в глубь»? Это большая и очень кропотливая работа и стоит понимать, что международный рынок не работает по кальке уже проверенной в России. Сейчас мы не создаем отдельные воронки на разных рынках для расширения – работаем только с органическим спросом через существующих партнеров.

Совет от Татьяны
Совет от Татьяны

Ориентироваться на русскую/славянскую аудиторию

Это, конечно, зависит от страны. Возможно, в Эмиратах потребителями качественной услуги будут только русские из-за специфики региона. Например, большинство местных не делают покрытие гель-лак по религиозным соображениям - на пятничной молитве их руки должны быть чистыми, без маникюра. Но и местных там лишь 20% населения.

А США – это интернациональная страна, здесь множество разных национальностей, и все они – американцы, как в Москве – все москвичи, в том числе переехавшие из других городов России и других стран.

В большинстве салонов – разнообразие национальностей среди мастеров и клиентов. Чаще всего в салонах, ориентированных на славян, сервис будет «колхозным». Такая тенденция.

Татьяна Шутова, основательница 4hands

Как там «За бугром?»

СКОРОСТЬ ВАЖНЕЕ КАЧЕСТВА

Американский потребитель, несмотря на то что вокруг все очень технологично, привык к простому и незатейливому сервису. Ему ОК, если в салоне будет немного грязно, например.

Nail-индустрию захватили китайцы. Китайский салон – это СПА с ваннами, что идет вразрез с нашими стандартами, и это быстрый маникюр за 30 минут с покрытием.

Есть салоны, которые работают на поток, их мало. А есть такие, которые работают только под запись и по сарафанному радио. В таких салонах отсутствуют администраторы, а запись ведет мастер. Ставка админа равна арендной плате, поэтому есть необходимость экономии.

Средний ценовой сегмент за комплексную услугу – 130 $

В русских салонах – 180-250 $ или даже до 300 $

С какими сложностями мы столкнулись?

СПЕЦИФИКА ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ

  • Как обеспечить стандарты франшизы?

В Казахстан мы экспортировали мебель и брендированную косметику согласно перечню в стандартах. Расходники нет смысла везти, это будет дороже, чем покупать на месте. Но в США транспортировать мебель сложно и дорого, при этом есть огромная проблема с оборудованием – это либо IKEA, либо Китай, а мебели со встроенным пылесосами и реклайнеров такого качества и срока службы как у нас, нет.

  • Интересна специфика по материалам – они разнятся в России и США.

На привычных нам брендах гель-лаков работают, в основном, китайские салоны. В более дорогом сегменте популярен так называемый hard-маникюр с использованием hard-гелей местного производства.

Несмотря на то, что у 4hands есть собственный Торговый дом и линейка косметики, полностью разработанная нашими технологами, на рынок США мы не будем транспортировать эти материалы. Во время командировки я закупила образцы местного производства – мы будем их тестировать и выбирать лучшие варианты для работы по нашим стандартам, и затем уже рекомендовать франчайзи.

Татьяна Шутова, основательница 4hands

ПОИСК И МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Мотивация мастеров обычно составляет 50% от стоимости услуги, в России же в среднем 40%. Поэтому американские мастера избалованы и не более чем через год перебираются в собственные кабинеты. В России, чтобы мастера не переманивали клиентскую базу себе в частную практику, мы прописываем в контракте штрафные санкции. В США же большинство русских мастеров не хотят подписывать контракт официально.

Русские основательницы салонов обычно сами обучают мастеров и сами же работают в своих салонах как ТОР-мастера.

Но в целом проблемы франчайзи в других странах – это типичные проблемы собственника любого бизнеса:

  • не соблюдает стандарты,
  • идет на поводу у мастеров, не вовлекаясь в управление в полной мере,
  • хаотично применяет маркетинговые инструменты, не следуя стратегии и т.д.

СПЕЦИФИКА БИЗНЕСА В США, когда управляющая компания находится в России

· Разница во времени – сложности в коммуникации, нет оперативного взаимодействия

· География – с точки зрения бизнеса понятны перспективы в штатах на побережьях (Сан-Франциско, Калифорния, Майями, а также Нью-Йорк), но центральные штаты – это уже совсем другая Америка, другой потребитель, его нужно изучать отдельно.

· Оформление и поиск мастеров. Нужна разрешительная документация на работу, лицензия для мастеров (на 2 года). Есть особенности штатов, например, минимальная почасовая оплата в Калифорнии 17 $.

· Инструменты маркетинга, которые работают на рынке США – это отзовик Yell, таргет и контекстная реклама в Гугл для поиска мастеров и привлечения клиентов. Также мастеров ищут в сервисах о работе вроде hh.ru и в группах переехавших русских.

· Доступность любого человека. Можно написать миллиардеру в директ и спросить совета, он пригласит вас в гости.

· Отсутствие критического мышления как у русских – все настроены позитивно и воспринимают на «ура» любое начинание.

Конечно, выход на зарубежный рынок - это всегда риск и долгий подготовительный этап с исследованиями, переговорами, поиском ниши и так далее. С другой стороны вам и вашей компании открываются новые горизонты для роста и развития, которые со временем станут вашим уникальным опытом.

Начать дискуссию