Вот уже 3 год туристическая отрасль подвергается критическим изменениям. С одной стороны «новая нормальность» уже не так пугает участников рынка, переживших 2020 и 2021 год, с другой - вновь предписывает необходимость налаживания бизнес-процессов и пересмотра стратегий в отношении конечных пользователей. Что изменилось после февраля 2022 года?Какие процессы запустила и усилила текущая ситуация: Уход Booking.com и новые ниши: после ухода Booking.com и Airbnb их аудиторию поделят между собой те, кто быстрее сориентируется и найдет возможности для роста. Причем это не обязательно должны быть полноценные аналоги покинувшим российский рынок монстрам.Туризм становится еще более внутренним, усилилось значение государства в отрасли: по прогнозам экспертов, доля выездного туризма будет неминуемо сокращаться. Этому способствуют как меры господдержки, так и растущий потенциал внутреннего рынка.Растет роль РЖД и как транспортной составляющей, и как создателя турпродукта: за счет развитости ж/д сообщения железные дороги всё чаще становятся частью путешествия.Турагенты находят новые профессии в туризме: становятся туроператорами, экскурсоводами, отельерами. Количество операторов, формирующих внутренний турпродукт, неуклонно растет. Эта тенденция продолжится в том числе за счет легализации авторских экскурсий, для которой теперь есть ощутимые стимулы.Меняются каналы продвижения: признание компании Meta* экстремистской и запрет использования социальных сетей Instagram* и Facebook* на территории РФ привело к смене возможных каналов продвижения. В новых условиях в ход идут «ВКонтакте», «Яндекс.Дзен», «Телеграм» и другие площадки.Чем живут российские туристы? Потребность широкой аудитории в путешествиях снизилась ввиду кризисной геополитической и экономической ситуации. При этом большая часть аудитории (68 %) планирует путешествия в 2022 г., доминирующая часть из них (58 %) — по России. Стремление к путешествиям сохранилось у более платежеспособной аудитории, проживающей в городах-миллионниках: их возможность путешествовать в последние десять лет была сильно выше, чем у жителей менее крупных городов.Планы аудитории по путешествиям (Ipsos — 15 марта 2022 г.)В причинах отказа от путешествий доминирует финансовый фактор: в феврале 2022 г. путешествия стали предметом роскоши для большего количества россиян, нежели в 2021 г. Политический фактор — второй по влиятельности на стремление и возможности россиян путешествовать: уезжать из дома тревожно, так как непонятно, что может случиться за время отсутствия. Такой фактор особенно влиятелен в южных районах России.При этом влияние эпидемиологического фактора минимально: аудитория не боится планировать с учетом COVID-19, а страх заболеть постепенно исчезает.Причины отказа от путешествий (Ipsos — 15 марта 2022 г.)Наиболее популярные виды туризма в России:пляжный;экскурсионный;посещение родных и знакомых;морской и речной круиз;походы.Однако стоит учитывать, что такие направления особенно популярны среди широкой аудитории, которая с большей вероятностью откажется от путешествий или максимально сократит на них траты.Планы на путешествия в 2022 vs 2021 гг. (Ipsos — 15 марта 2022 г.)Среди целевой аудитории можно выделить сегменты по временному и финансовому признаку: 1. Ограниченное время. Ограниченные деньги. Хотят и любят путешествовать. Есть ограничения в ресурсах.Подстраивают отпуск под месяцы, когда нет масштабных трат (на дорогую технику, обучение, здоровье).Часто планируют путешествия заранее, чтобы успеть взять отпуск и отложить/накопить определенную сумму Нуждаются в быстром сервисе, который предложит широкий выбор выгодных предложений.2. Неограниченное время. Ограниченные деньгиОткрыты всему новому, стремятся к впечатлениям. Склонны к спонтанным поездкам. Могут позволить себе как кратковременные, так и длительные поездки.Ко вторым готовятся заметно дольше и стараются планировать минимум за 4 недели, чтобы тщательно рассчитать бюджет.Нуждаются в уникальной базе впечатлений для наполнения путешествия, которая не только расширит предложение на рынке, но и предоставит выбор на любой кошелек и запрос.3. Ограниченное время. Неограниченные деньгиВладельцы бизнесов и топ-менеджеры.Отпуск для них прежде всего вопрос времени. Планируют его заранее или пользуются внезапными «окнами».Не выставляют конкретный бюджет на путешествие и готовы платить за комфорт.4. Неограниченное время. Неограниченные деньгиИспользуют услуги частных операторов или поручают бронирование путешествия своим ассистентам и секретарям. Лояльны личным контактам в местах путешествий. Доверяют только рекомендациям знакомых с таким же уровнем жизни.Нуждаются в сервисе, который предложит персонализированное, эксклюзивное предложение для искушенного путешественника. Целевая аудитория: инсайты (по материалам исследований Slayers)Приморские направления остаются популярными, хотя и менее приоритетными: представители целевой аудитории тяготеют к нетривиальным местам для путешествий, но рассматривают и курортный отдых.Основная цель поездок — получить впечатления и создать новые воспоминания, а не получить знания. Это одна из причин падения интереса к классическим историческим экскурсиям.Короткие поездки преобладают над длительными: целевая аудитория чаще путешествует 2–5 дней, нежели 10+ дней.Путешественникам не хватает мультифункциональности туристических сервисов. Им хотелось бы видеть не только рекомендации по экскурсиям, но и гибкий пакет предложений, который можно настроить под себя.Пользователи особенно ценят персонализированный подход: они готовы платить за индивидуальный и уникальный опыт.Факторы успеха на рынкеЭстетика и вложения в айдентику бренда. Удаленная работа приучила любить глазами еще больше, чем раньше. Сегодня чем визуально привлекательнее сделан сервис и его контент, тем больше вероятность его успеха. Продвижение через локальные комьюнити. Аудитории важно видеть, что бренд находится с ней на одной волне. Именно поэтому успех заключается в постоянных нативных коллаборациях с любимыми медиа и брендами нашей ЦА.Действительные возможности предложить альтернативы зарубежным сервисам. Если раньше соревноваться с Booking и другими гигантами не было возможности, то сейчас это главная возможность для всех российских туристических сервисов.Human-centric подход. Общение с клиентами должно быть прозрачным, открытым и постоянным. Хорошая служба поддержки может стать еще одним фактором формирования лояльности.Отрасли пророчат “эпоху возрождения” в отношении внутреннего туризма. Доля выездного туризма будет неминуемо сокращаться, и владельцам бизнеса требуется действовать здесь и сейчас. Таким образом, в 2022-м преуспеют бренды, которые удовлетворяют текущие нужды, а не воспитывают новый тип потребления или спрос. Выиграют те, кто сможет работать оперативно и предлагать конкретные решения. Александра Тюрина - Стратегический директор Slayers Айдана Беленова - Product Manager SlayersЕкатерина Брылёва - Младший стратег SlayersSlayers - агентство, которое специализируется на исследованиях и брендинге. К нам приходят со сложными задачами, на которые мы всегда находим нестандартные решения, благодаря data-driven подходу и стратегическому мышлениюЕсли у вас остались вопросы и предложения, пишите нам: Наш сайт: https://slayers.team/ Почта: general@slayers.team* Признан экстремистской организацией на территории РФ