Почему каждый должен знать, как вести переговоры?

В статье расскажем про то, как словами и действиями исправлять факапы. Что читать, во что играть, как научиться добиваться своего и быть партнёру союзником, а не врагом.

Почему каждый должен знать, как вести переговоры?

Мы ведём переговоры каждый день: по работе, в личной жизни, даже в обычном магазине.

Сколько раз вы оказывались в ситуации когда не удалось достигнуть цели: вы потеряли клиента, не смогли попросить повышения на работе, не договорились с интернет-провайдером о цене и т.д.

Всё это может быть следствием того, что вы не умеете вести переговоры. Если это так, не нужно слишком сильно переживать.

Почему каждый должен знать, как вести переговоры?

Давайте посмотрим, какие ситуации сообщают вам, что этот навык может пригодится.

Какие переговоры считать проваленными?

Представьте:

  • Вы работаете над проектом. Клиент попросил вас сдать проект на неделю пораньше.
  • Вы ответили, что постараетесь сдать проект на неделю раньше срока, но ничего не обещаете.
  • Проект оказался чуть сложнее, чем вы рассчитывали. Поэтому вы торопитесь и готовы сдавать его не на неделю раньше, а на 3 дня.
  • Клиент приходит к вам за проектом ровно за неделю до сдачи и страшно недоволен, что проект не готов.
Почему каждый должен знать, как вести переговоры?

Получается провал😢

Какие переговоры считать успешными?

Та же самая ситуация. Клиент ждал от вас результата в один срок, вы не смогли его предоставить по объективным (или не очень) причинам.

  • Если вы виноваты. Например, вы не только не постарались подготовить проект заранее, но и опоздали по сдаче с первоначальным сроком.

Что делать?

1. Полностью признайте вину. Это обезоруживает недовольного собеседника. Не делите ни с кем ответственность, не ссылайтесь на непредвиденные обстоятельства и т.д.

2. Предложите решение ситуации. Например, выпустить проект прямо сейчас, но в неполном объёме. Выпустить проект позже полностью, но предложить клиенту скидку/бесплатное сопровождение/вернуть часть оплаты за работу.

Почему каждый должен знать, как вести переговоры?
  • Если вы не виноваты.

Что делать?

  1. Не наговаривайте на себя. Попробуйте деликатно, без переходов на личности объяснить клиенту, на какие именно условия вы договаривались.

Возможно, стоит предоставить вашу переписку, договор, запись Zoom созвона и т.д. В следующий раз проговорите условия несколько раз и зафиксируйте, чтобы такое больше не повторилось.

2. Смотри второй пункт из сценария «Если вы виноваты».

Пример хорошего начала переговоров:

Почему каждый должен знать, как вести переговоры?

Такой тон может привести к негативу, но с меньшей вероятностью. Предложение включиться в решение проблемы меняет негативный настрой на продуктивный.

Глобально, провала в переговорах удаётся избежать👍

Зачем переговоры нужны бизнесменам?

Переговоры преследуют бизнес, но иногда он оказывается быстрее.

А навык переговоров оказывается необходим с самого начала: от договора с другом о создании своего дела и поиска инвесторов, до согласования серьезных миллионных и миллиардных контрактов с крупными партнёрами.

Поэтому и начинающему предпринимателю, и человеку с многолетним опытом нужно разобраться, как договариваться не в ущерб себе и своей репутации.

Каждый бизнес может выбрать отдельное направление или пропускать этап теории и сразу идти учиться практиковаться с профи.

Например, многие компании нанимают коучей, которые ведут личные тренинги с руководителями или обучают переговорам всю команду.

Зачем переговоры нужны не бизнесменам?

Решать самые обычные повседневные задачи. Например, договориться о скидке в магазине, о новом тарифе с провайдером, лучше отстаивать свои личные границы.

А ещё навык переговоров может улучшить коммуникацию с коллегами на работе и правильно попросить руководителя о повышении зарплаты.

Фрилансеры могут повышать чеки за свои услуги, если овладеют пониманием переговорных принципов.

Как прокачивать навыки переговоров?

  • Теория. Начните с книг по переговорам. Например, бестселлеры Джима Кемпа. Ещё у Людмилы Сарычевой и Максима Ильяхова есть книга «Новые правила деловой переписки». Она не совсем про переговоры, а про диалог в целом: с клиентами, партнёрами, коллегами в целом.

После прочтения ваши представления об эмпатии, включённости, заботе о партнёре выйдут на качественно новый уровень.

  • Практика. Можно пойти на курсы. В большинстве курсов есть тренировки и практические задания по ведению переговоров: от бытовых до решения бизнес-задач. Можно выбрать любой из этой подборки или курс в Бюро Горбунова, которого нет в списке.
  • Деловые игры. Распространённая практика по обучению сотрудников, студентов и школьников выходить из конфликтных ситуаций. Например, деловая игра «Золотые орехи». Другие сценарии можно поискать в интернете.

Итог:

Переговорные навыки нужны подавляющему большинству людей не только для решения бизнес-задач.

У нас в коворкинге &Place! в этом месяце начинает работать лекторий &Talk! Становитесь нашим резидентом и приходите заниматься нетворкингом и слушать образовательные лекции.

Если хотите, чтобы мы пригласили эксперта по ведению переговоров и дебатам, напишите об этом в комментарии👇