Закон о маркировке рекламы: главное

Сразу к делу: 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки к закону «О рекламе», согласно которым данные обо всех рекламных размещениях в интернете будут собираться в единую систему — Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Интернет-реклама отныне подлежит учету, а Роскомнадзор, ФАС и ФНС РФ получат доступ к информации о рынке цифровых рекламных услуг.

Официально было заявлено, что данная реформа позволит сделать рекламную сферу более прозрачной, благодаря чему конечные заказчики смогут видеть всю цепочку траты их рекламного бюджета.

Однако напомним, что первоочередными пользователями ЕРИР обозначены сразу 3 государственных органа, упомянутых выше. Что это значит?

Во-первых, ФНС РФ будет знать о реальном рекламном бюджете и заключенным для его освоения договорам.

Во-вторых, ФАС РФ, являющийся надзорным органом в сфере соблюдения рекламного законодательства, получит инструмент для отслеживания нарушений правил создания и продвижения рекламы.

В-третьих, Роскомнадзор будет иметь инструмент воздействия через собственно сам ЕРИР – будучи его оператором, орган будет тщательно отслеживать поступление информации (стоит отметить, что до 1 марта 2023 года санкций за нарушение не ожидается, но данная позиция не оформлена официально).

Согласно изменениям в закон появляется новый субъект - Оператор рекламных данных. Данная организация и будет передавать информацию в ЕРИР и маркировать саму рекламу (присваивать ей токен – специально обозначение, которое позволит идентифицировать цепочку сторон и их договоров при создании данной рекламы.

Главный вопрос, поставленный после начала реформы – что всем делать? Заказчикам, рекламным агентствам, владельцам интернет-ресурсов с рекламой, блогерам, таргетологам, сервисам объявлений и иным участникам рынка?

Во-первых, не паниковать и не начинать думать о всех путях обхода рекламного законодательства. Необходимо спокойно разобраться с нововведениями, обратиться за консультацией к специалистам, которые в состоянии не просто пересказать закон, а предложить конкретные действия, обозначить риски.

Во-вторых, необходимо определить свою роль в новых правилах – рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель. Возможно, деятельность субъекта не относится к признакам субъектов рекламных отношений. Рекомендуется предоставить на проверку материалы, относящиеся к товарам/услугам для выявления рекламы (например, в отношении сервисов объявлений необходимо проводить аудит, который позволит определить рекламу и информационные объявления).

В-третьих, если деятельность все-таки регулируется Законом о рекламе, нужно провести инвентаризацию договоров и иных документов, связанных с заказом/распространением рекламы, поскольку часть из них будет передаваться в ЕРИР через ОРД (крайний срок подачи первой отчетности за сентябрь – 30 октября 2022 года). Рекомендация - заключить дополнительные соглашения с контрагентами (например, рекламными агентствами), чтобы указать для них обязанность по передаче данных ОРД.

В-четвертых, стоит начать присматриваться к потенциальным ОРД (которые будут утверждены в скором времени) и проверить условия работы с ними при передаче обязательных данных в ЕРИР. Среди кандидатов в ОРД пока можно назвать «Яндекс», «Билайн», «ВКонтакте», «МТС» и некоторые другие цифровые гиганты. Допускается работа с несколькими ОРД (что рекомендуется для определения наиболее выгодных условий).

В-пятых, отслеживать (или назначить ответственных лиц) корректность передаваемой в ЕРИР информации во избежание проблем в дальнейшем.

Юридическая консультация по изменениям Закона "О Рекламе":
lev@lev-group.ru
+ 7 (912) 20-36-802

22
Начать дискуссию