Что такое Well-being и чем отличается от Wellness

Что такое Well-being и чем отличается от Wellness

В этой статье расскажем 5 составляющих эффективной well-being программы, а также разберем:

  • Как оценить эффективность соцпакета: 4 критерия
  • Как рассчитать коэффициент окупаемости инвестиций в персонал
  • Что такое программа Well-being и чем она отличается от Wellness
  • Как внедрить гибкие льготы. Чек-лист

Социальный пакет — то, на что обращают внимание при изучении вакансии кандидаты. По важности он стоит на втором месте после уровня оплаты. Набор гарантий, льгот и компенсаций формирует совокупный доход работника, влияет на приверженность сотрудников компании и становится одним из преимуществ работодателя.

В том или ином виде он есть в каждом бизнесе, но везде ли он работает эффективно?

Как оценить эффективность соцпакета

Система компенсаций и льгот — не затраты, а инвестиции, на которые компания, естественно, хочет получить проценты. Но как оценить, например, выгодно ли бизнесу оплачивать питание команды и привозить её на работу? Намного ли лучше трудятся сытые сотрудники, избавленные от толкотни в общественном транспорте?

Здесь нам придётся проанализировать комплекс показателей.

Что такое Well-being и чем отличается от Wellness
  • Утилизация льгот

Как часто и в каком объёме сотрудники используют ту или иную льготу? Цифры покажут реальную картину: действительно ли вы подобрали востребованные льготы или сделали это для галочки.

Самый простой пример — ДМС. Бывает, что мы оплатили полис, а сотрудник им не пользуется, потому что для него это невыгодно или неудобно. Он не получает того сервиса, который ему нужен.

Или компенсация на питание. Хотят ли сотрудники есть в столовой, с которой вы заключили договор, или им лучше выдавать на обед «деньгами»?

  • Удовлетворённость сотрудников.

Опросы, чем пользуются сотрудники и почему, что больше всего нравится, что удобно, нужно проводить раз в год. И по результатам корректировать, как минимум, коммуникацию о вашем социальном пакете.

  • Привлекательность для внешнего рынка тоже очень важна, потому что социальный пакет должен драйвить не только внутренних сотрудников оставаться, но и внешних – приходить в вашу компанию. И очень важно отмечать частоту упоминаний вашего социального пакета во внешних публикациях, опросах, обратной связи кандидатов.

Экономическая эффективность. Поговорим о ней подробнее.

Экономическая эффективность соцпакета

Ориентироваться будем на коэффициент окупаемости инвестиций в персонал (Human Capital Return On Investment, HCROI) — посчитаем, какой процент затрат у нас уходит на персонал. Учитывать будем не только компенсации и льготы в рамках соцпакета, но и все выплаты, которые получает сотрудник.

Что такое Well-being и чем отличается от Wellness

Здесь важно не просто получить показатель, но и проанализировать, насколько этот процент соотносится с рынком в рамках вашей индустрии. Проведите чек с коллегами или посмотрите обзоры Saratoga.

Показатели эффективности льгот

Смотрим

Как льготы соотносятся с вашими затратами на персонал и выручкой:

  • % льгот к выручке = расходы на льготы / выручка.

Как льготы относятся в целом к блоку расходов в рамках вашей организации:

  • % льгот от расходов = расходы на льготы / операционные расходы.

Какой процент льгот инвестируется от фонда оплаты труда:

  • % льгот от ФОТ = расходы на льготы / ФОТ.

Вы анализируете эти показатели и понимаете, нужно ли дальше инвестировать в соцпакет. Или это и так достаточно затратная статья. Может быть, стоит выплачивать премии, бонусы или вкладываться в долгосрочные программы?

Также важно следить за расходами на каждую категорию льгот:

  • расходы на категорию = расходы на льготы по категориям / расходы на льготы.

Следите за этими базовыми метриками в динамике. Только так бизнес действительно будет получать выгоду с каждой копейки, вложенной в сотрудников, и сможет создать эффективную программу Well-being, к чему, собственно, мы все и идём.

Во многих компаниях¸ особенно международных, Well-being – основа собственно социального пакета, база существования бизнеса. Такие программы активно популяризируются, распространяются, усиливаются. А если их у вас ещё нет — самое время подумать о внедрении.

Что такое Well-being и чем отличается от Wellness

Well-being становится одним из ключевых направлений при работе с сотрудниками. Особенно с учётом того, что многие трудятся удалённо и чувствуют себя обделёнными привычной поддержкой и сопричастностью.

Если раньше компании заботились об их физическом состоянии, запуская программы оздоровления, то сейчас фокус внимания направлен на благополучие человека в целом.

Что такое Well-being и чем отличается от Wellness

Программы Wellness направлены именно на проактивную заботу о себе и своём самочувствии, поддержание хорошего состояния здоровья.

Well-being — более широкое понятие, включающее в себя 5 элементов:

* Карьерный Well-being – наше благополучие в профессиональном смысле, развитие, движение вперёд, получение новых навыков.

* Социальный Well-being – каким образом мы взаимодействуем во внешней среде, как наш работодатель выполняет свои социальные обязательства.

* Финансовый Well-being – он говорит о нашей безопасности, о нашей стабильности, о том, каким образом я могу инвестировать в свою будущую жизнь.

* Физический Well-being – когда мы говорим о психическом и физическом здоровье, создании вокруг себя среды инвестиций в спорт, здоровый образ жизни, в правильное питание.

* Community (Общественный) Well-being – когда меня окружают люди, с которыми я хочу иметь что-то общее: единые цели, достижения, устремления.

Программы Well-being становятся всё актуальнее, и, если вы сделаете в них инвестиции, — точно не прогадаете.

Как внедрить программу Well-being

Ключевые этапы типичны для внедрения любой льготы в рамках социального пакета и вообще, в принципе, любого компонента системы Total Rewards.

1. Исследование.

˅ Глобальные исследования

˅ Лучшие практики

˅ Оценка практик конкурентов

˅ Оценка внутри компании

Исследований нужно провести много.

Оцениваем

какие есть практики на рынке,

чем пользуются конкуренты,

чего не хватает сотрудникам (анализируем степень их выгорания, кто их травмирует, от чего у них повышается уровень стресса).

2. Разработка концепции.

˅ Концепция

˅ Брендинг

˅ Стратегия коммуникации

˅ ROI & KPI

Как мы хотим структурировать наш Well-being? Если у вас нет какого-то глобального концепта, возьмите за основу 5 элементов благополучия.

На этой базе выстраивают компенсационный и социальный пакеты, прорабатывают брендинг программы, стратегию коммуникации и смотрят, насколько инвестиции в эту программу дадут отдачу.

Реализация

˅ Запуск

˅ Регулярные активности

˅ Оценка эффективности

˅ Обратная связь от сотрудников и изменения.

Запуск – это только самое начало. Нам нужно очень чётко продумать коммуникационную компанию, запускать регулярные активности, которые будут напоминать людям о том, что заботиться о себе – очень важно. И конечно же, регулярно оценивать эффективность программы.

Как оценить эффективность программы Well-being

Зайдём сразу с двух сторон — разделим нужные нам показатели на 2 блока: возврат инвестиций и добавленная ценность.

  • Рентабельность инвестиций (ROI – Return On Investment)

- Снижение средств, израсходованных на больничные листы.

- Снижение затрат на оплату сверхурочных.

- Снижение затрат на подбор.

- Рост выработки на одного рабочего в день.

- Снижение стоимости непроизведённой продукции.

- Снижение текучести кадров.

- Снижение стоимости медицинских услуг.

- Снижение доли брака в произведённой продукции.

- Повышение производительности труда.

- Повышение скорости закрытия вакансии.

Если мы говорим о возврате на инвестиции, программу Well-being очень легко оцифровать — сколько времени сотрудник работает вместо того, чтобы сидеть в поликлиниках, видно сразу. Действие превентивных мер отражается в снижении:

  • количества больничных,
  • стоимости непроизведённой продукции
  • расходов на медицинские услуги
  • абсентеизма и презентеизма
  • текучки
  • затрат на подбор персонала

И всё это влияет в конечном итоге на стоимость вашей организации и её бренд.

  • Добавленная ценность (VOI – Value On Investment)

- Повышение вовлечённости.

- Повышение числа положительных упоминаний в СМИ.

- Повышение лояльности.

- Повышение ценности EVP.

И после внедрения программы Well-being эти показатели будут расти всё быстрее. Удачи!

Внедряете гибкие льготы в компании? Сделайте это правильно → чек-лист в помощь

Начать дискуссию