Музыка в кафе и ресторане. Как не нарушить закон

За всё в этой жизни приходится платить: за проезд в транспорте, ошибки прошлого и за музыку в ресторане. Мы выяснили, как включать песни в публичных заведениях, чтобы не заработать штраф за нарушение авторских прав.

Владельцы магазинов, кафе, ресторанов, спортивных клубов включают музыку для посетителей и получают за это штрафы в десятки и сотни тысяч рублей. А всё потому, что те, кто использует музыку для бизнеса нарушают авторские права

За музыку «с диска» судебное дело

Авторскими правами обладают не только авторы книг и фильмов, музыканты так же относятся к их числу. Иногда владельцы ресторанов и вообще любых заведений – совершенно забывают об этом. Систематически заведениям «прилетает» письмо о нарушении авторских прав и штрафе в кругленькую сумму, и тут сразу вопрос: «с чего бы?!», даже если вся музыка включалась на каком-то онлайн-радио, допустим. Как мы уже сказали, у любого автора есть авторские права. Это значит, что только он имеет право зарабатывать на своей музыке. А ещё он может разрешить другим людям её использовать — за деньги или бесплатно.

Если вы включаете плейлист в заведении, которое посещают ваши клиенты – вы используете музыку для бизнеса. По закону это коммерческое использование музыкальных произведений и за него нужно так же платить, как и за молоко в магазине.

Не имеет значения, скачали вы музыку с торрентов, включили радио или же свой плейлист – плевать! Дже если вы заплатили за подписку в приложении с музыкой, вы не имеете право использовать её в коммерческих целях и точка! Так же неважно, кто включил музыку: если официант-стажёр вставил свою флешку в музыкальный центр, отвечать всё равно владельцу бара.

Как избежать нарушений авторских прав на музыку

1. Заключить договор с РАО и ВОИС

Чтобы сэкономить свои нервы и бюджет, заведения подписывают договор с двумя организациями: Российским авторским обществом (РАО) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Это государственные посредники между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях.

Если кратко, то именно эти организации защищают авторские права (даже если их об этом не просили),кроме тех, кто подписал отказ. Это значит, что если вы заключаете договор с государственными посредниками, то можете включать у себя в кафе или ресторане практически любые российские и зарубежные композиции.

В каждом регионе есть представительства РАО И ВОИС, куда предприниматель может обратиться и подписать договор. Что по оплате ? Она рассчитывается индивидуально: кол-во посадочных мест, площадь помещения.

Сразу говорим о том, что для такого дела лучше сразу нанять человека, который обожает копаться в бумажках и договорах, ибо их предстоит готовить каждый месяц! В них нужно перечислить все треки, которые предприниматель включал у себя на точке. Эти данные нужны посредникам для того, чтобы рассчитать сумму вознаграждения для каждого правообладателя.

2. Заключить договор с компанией-посредником

Государственные организации не единственные, кто занимаются защитой авторских прав. Предприниматель так же может заключить договор с частной компанией-посредником. Они договариваются с правообладателями двумя способами: напрямую с исполнителем или музыкальной студией. Выбирают часть композиций из базы РАО и ВОИС и подписывают с ними договор.

Самые известные компании-посредники: «Бубука», «Retail Media Group», «МузКафе». В чём плюс? Здесь уже можно не «париться» о куче бумажек, потому что частные посредники сами отследят, какие песни предприниматель там у себя включал. И да! Договор с частным посредником обходится дешевле, чем с РАО и ВОИС, но тут и треков в базе меньше, чем в государственной.

Договора лучше заключать с более крупными компаниями, которые защищают своих клиентов от исков РАО и ВОИС, чтобы в будущем не было проблем (будто их и так мало). Эти организации защищают песни абсолютно всех исполнителей. Естественно, Лана Дель Рей и в душе не чает, что какой-то Максим из кафе «Ромашка» включает её песни своим гостям. РАО и ВОИС всё равно выступают в роли доблестных защитников авторских прав. Готовы работать «денно и нощно». Из под принудительной опеки выпадают только те исполнители, которые подписали отказ от защиты.

Где взять музыку бесплатно

1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией

Сейчас немного «подушним». Лицензия — это документ, в котором правообладатель говорит, как можно использовать композицию. Чтобы бесплатно включать трек в своём кафе или ресторане, вам нужна музыка с открытой коммерческой лицензией. Найти такую музыку можно на сайтах-библиотеках, например, в Soundcloud.

2. Ставить старую музыку

Авторские права действуют 70 лет после смерти автора. По истечению этого срока, произведение, так сказать, становиться народным достоянием. Естественно, как и везде, здесь тоже существуют свои «но».

Смежные права работают и для старой музыки. Обычно они принадлежат звукозаписывающей компании. Например, если лейбл выпустил сборник симфоний Моцарта в 2001 году, использовать их бесплатно нельзя — придётся договариваться с владельцем смежных прав. В общем, сложно, придётся пробивать каждый трек. Найти старую запись, для которой прекратили действовать авторские и смежные права, практически нереально, поэтому этот способ используют редко.

3. Договориться с правообладателями напрямую

Этот путь выбрал владелец рок-бара Underground. Правообладателем может выступать не только музыкант, но и звукозаписывающая компания. Тут опять договор, куда без них. Он оформляется в письменном виде, чтобы было что показать проверяющим.

Найти выход на звёзд российского или мирового масштаба может быть непросто — а вот договориться с местными исполнителями вполне реально. Условия договорённости могут быть любыми, если они подходят обеим сторонам. Но, договорённости распростроняются исключительно на те композиции, о которых шла речь правообладателем.

Что будет, если нарушить закон об авторских правах

Явно ничего хорошего. Представители РАО и ВОИС не заставят долго себя ждать и тут же «прискачут» с камерой, чтобы были доказательства. Если они заподозрят, что музыка играет нелегально, то снимут это на видео и соберут доказательства того, что бизнесмен получает с клиентов деньги. Это может быть счёт из ресторана или кассовый чек. Затем они пришлют весточку владельцу бизнеса (вернее претензию) с требованием заключить договор. А что потом? А потом дело пойдёт в суд по интеллектуальным правам. Если предприниматель проигрывает суд, то он выплачивает штраф от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ или в размере двойной стоимости права использовать произведение . 5 000 000 ₽ ,конечно, пока ещё никто не платил. Максимальная сумма штрафа была 300 000₽, но всё же, советуем быть бдительнее. На дороге такие деньги не валяются, лучше их в развитие и расширение вложить.

44
2 комментария

как сложно иметь свой ресторан, мало того, что нужно соблюдать все санитарные нормы, так еще и музыку просто так не включишь

3
Ответить

А ещё меняешь внешние блоки кондиционеров на такие же новые и выясняется, что они вызывают вибрацию стёкол ̶о̶ч̶к̶о̶в̶ ̶б̶а̶б̶у̶ш̶к̶и̶ в одной из комнат квартиры на четвёртом этаже дома напротив.

2
Ответить