Что в мышлении мешает предпринимателю масштабировать бизнес

Начиная масштабирование бизнеса, предприниматель всегда уходит в техническую сторону. Ему кажется, что ничего кроме этого нет. Он думает: «Вот цель, вот примерный план, мы возьмём и сделаем это. Что ещё надо-то?». Предприниматель готов к внешним вызовам, но у него нет понимания, что может помешать что-то внутри него.

Между тем компания рождается в голове собственника. Предприниматель придумал идею – подтянул под неё реальность. Масштабирование компании тоже всегда начинается с мыслей в голове собственника. Если в мышлении засели ограничивающие установки – бизнес не вырастет.

Я – психотерапевт и бизнес-психолог, консультирую предпринимателей более 20 лет. Расскажу, какие внутренние психологические установки мешают предпринимателю масштабировать бизнес и как их преодолеть.

Мышление предпринимателей имеет ряд особенностей в сравнении с мышлением людей, работающих по найму. Предприниматели не любят вписываться в систему, им нравится изобретать что-то своё. Для них характерно то, что в психологии называется самостью: умение самим ставить себе цели, самим выстраивать траектории развития, самим вытягивать себя из кризисных ситуаций. Предприниматели открыты для самообразования, а их любимое слово – результат. Вот такие настройки психики говорят о том, что у человека предпринимательское мышление. Чем лучше развито это мышление, тем сильнее предприниматель, тем успешнее развивается его бизнес. И наоборот, если в мышлении предпринимателя притаилось много ограничивающих установок, это негативно отражается на его способе ведения дел и на доходе.

За свою многолетнюю практику я выявил 15 основных внутренних финансовых ограничений, в ловушку которых попадает сознание предпринимателей. Разберём пять наиболее часто встречающихся.

Ловушка накопленной усталости или выгорание

У каждого человека есть уровень привычной для него нагрузки. Энергия, потраченная в течение дня, легко восполняется сном, пищей, общением с приятными людьми, любимыми делами. Но вот нагрузки становится больше, человек не успевает восстановиться, а нагрузка вновь зашкаливает, и вновь, и вновь. Так продолжается долгое время – усталость разрастается до размеров чёрной дыры. Последние три года, начиная с объявления пандемии коронавируса, принесли всем небывалый уровень стресса. Естественно, что сильное выгорание настигло многих.

Чем это опасно?

В состоянии усталости искажается восприятие действительности. Решения, принятые из точки усталости, часто оказываются ошибочными, недальновидными. Из точки усталости опрометчиво начинать масштабирование компании. Чтобы расти, нужны новые цели, новые действия. Изобретать новое нужна энергия, а её нет. Есть риск выгореть ещё больше, довести себя до психосоматики и депрессии, а бизнес до краха.

Как выйти из выгорания?

Выгорание – это психологическая проблема, она не решается просто отдыхом. Силы у тела вроде бы есть, но они неоправданно быстро заканчиваются. Как себе помочь? Если коротко: прежде чем что-то делать – отдохните. Вот алгоритм:

Шаг первый – отдохните, накопите немного сил.

Шаг второй – сделайте одно небольшое точечное действие исходя из накопленных сил и нового понимания ситуации.

Шаг третий – снова отдохните, накопите сил на ещё одно действие.

Шаг четвёртый – снова сделайте одно действие или примите одно решение исходя из нового понимания.

Лучше сделать одно-два точечных дела в течение дня, чем продолжать истощать себя. Завершённые дела дадут чуть больше энергии, начнётся восстановление. Выгорание может быть разной степени проявленности: если не получается справиться самостоятельно – обращайтесь к бизнес-психологу. С помощью специалиста легче и быстрее выходить из выгорания. Чем быстрее вы восстановите свою психику, тем лучше и для вас, и для вашего бизнеса.

Ловушка ограничивающего убеждения

Убеждения – это какие-то наши внутренние правила, иногда осознанные, иногда нет. Одно и то же убеждение в зависимости от ситуации может быть поддерживающим или ограничивающим. Например, предприниматель считает: «Прирастать в доходе надо постепенно». С одной стороны, убеждение полезное. Предприниматель работает, и от года к году его прибыль по чуть-чуть увеличивается. С другой стороны, его психика настроена таким образом, что игнорирует любые сделки, где можно заработать много за короткий период времени. Человек с таким убеждением просто не замечает вариантов быстрого масштабирования.

Находить ограничивающие убеждения у себя – это отдельный навык, его надо целенаправленно формировать. Но и навык работы с собой не убережёт предпринимателя на 100%. Находясь внутри себя, внутри своей психики, сложно понять, что не так. Опытные бизнес-психологи знают, куда смотреть, поэтому умеют быстро убирать ограничивающие убеждения из психики предпринимателя. Отмечу, что не всегда нужно убирать. Не каждое ограничивающее убеждение является ограничивающим в контексте достижения желаемой цели. Все зависит от задачи, которую предприниматель ставит себе в текущий момент. Вовремя менять ограничивающие убеждения на поддерживающие — залог успеха и быстрого роста бизнеса.

Ловушка негативного опыта

Предприниматель что-то сделал, у него не получилось. Он сделал вывод, что такой приём неэффективен и навсегда от него отказывается. Например, была попытка масштабироваться через франшизу, но что-то пошло не так. Франчайзи испортил репутацию бренда, клиенты ушли. Собственник решил, что франшиза – это слишком рискованно и перестал думать в этом направлении. Спустя несколько лет в другой ситуации, с другим партнёром франшиза может стать супервыгодным способом масштабироваться, но предприниматель под влиянием своего негативного опыта не хочет даже рассматривать такое предложение.

Пересматривайте свой негативный опыт! Обстоятельства меняются – меняетесь вы. Вчера было ещё рано, а сегодня самое время.

Ловушка неправильно поставленной цели

Предприниматель начинает бизнес, потому что чего-то захотел, и желание трансформируется в цель для бизнеса. Истинное желание даёт человеку колоссальную энергию. Большая ошибка, когда предприниматель ставит цель не для себя: на «чужие» цели не хочется работать. У меня был клиент, который говорил, что хочет заработать денег на очень дорогую машину, но глаза его при этом не горели. Оказалось, новый автомобиль – желание жены. Это ей хотелось увидеть мужа за рулём крутого авто, повысить имидж семьи. А самому предпринимателю хотелось на круизный лайнер в кругосветное путешествие. На его желание, кстати, ещё и меньше денег надо было. Когда он понял, чего хочет сам, то быстро запустил новые бизнес-процессы, прибыль увеличилась. Всего через два месяца он отправился в путешествие.

Иногда предприниматели ставят цель для компании. Звучит красиво: «Хочу сделать свою компанию ярдовой». Предприниматель кладёт на это много сил, достигает, а счастья нет. Почему? Он думал, что при миллиардном обороте сможет на себя ежемесячно 20 миллионов вытаскивать. По факту как вытаскивал два-три, так столько и продолжил. Значит, правильной целью была бы не компания с миллиардным оборотом, а 20 миллионов на себя. Отслеживайте у себя такие вещи: цель должна быть вашей.

Ловушка растянутых сроков

Цель определена, точка Б для бизнеса чётко прописана, составлено три-четыре плана действий. Что в голове собственника может затормозить масштабирование на этом этапе? Слишком долгие сроки. Если вы поставили цель удвоиться за год, то ваша психика переведёт эту задачу в разряд второстепенных. В лучшем случае ваш мозг начнёт активно работать за три-четыре месяца до установленного срока, в худшем – никогда. Максимально эффективно – ставить цели на ближайшие два-три месяца, такой срок психика понимает очень хорошо. Ваш мозг активизируется, ищет возможности, это передаётся сотрудникам, бизнес набирает хороший темп.

Что делать, если цель слишком масштабна, чтобы уложиться в два-три месяца? Вначале надо убедиться – это действительно так или в предпринимателе говорит ограничивающее убеждение, накопленная усталость? Это один из тех моментов, когда точечная консультация бизнес-психолога максимально эффективна. Самому трудно такое понять про себя.

Если ваша цель полёт на Марс – есть объективные причины, почему за два-три месяца это не получится. Тогда нужно подумать: что максимально амбициозное мы можем сделать за два-три месяца, чтобы приблизиться к этой цели? Определите и сделайте это! Каждый раз, когда вы ставите цель себе и своему бизнесу, вписывайте это в ближайшие два-три месяца – так вы сможете задействовать в решении задачи все резервы, сокрытые в ваших нейронных связях.

Как понять, что мышление предпринимателя в одной из ловушек?

Один из маркеров блока в мышлении — эффект “стеклянного потолка” в доходе, долгое, выматывающее топтание на месте или нежелание расти. Как только предприниматель перенастроит мышление под решение актуальной задачи, начнётся новый виток развития бизнеса.

Всё начинается с мысли!

Мышление предпринимателя – его главный бизнес-инструмент. Мышление может попадать в ловушку ограничивающих убеждений, это мешает собственнику видеть выгодные возможности для развития бизнеса. Ограничивающие убеждения легко убрать из головы предпринимателя: часть из них он может отследить сам, в более сложных случаях эффективна помощь бизнес-психолога. Освободив мышление от ограничивающих установок, предприниматель быстро ловит своё любимое состояние «вижу цель – не вижу препятствий» и эффективнее конкурентов справляется с внешними вызовами. Следите за состоянием вашего мышления так же, как вы следите за здоровьем организма. Ваши успехи начинаются в голове!

Было полезно? Поблагодарите "сердечком" и подписывайтесь на канал.

22
1 комментарий

Я насчитала пять ловушек.. Где ещё 10??

Ответить