Как работать с маркетплейсами?

Как работать с маркетплейсами?

Еще три года назад работа с маркетплейсами была скорее «дополнительной опцией», а сейчас это ― must have практически для любого бизнеса.

И не зря: платформы стали поистине весомым каналом продаж. Успех выхода на маркетплейсы зависит не только от выбранной ниши товаров, но и от определенных знаний, которые потребуются предпринимателю. О них я и хочу рассказать в этой статье.

Сколько стоит работа с маркетплейсами?

После того, как вы определитесь с нишей и товаром, который будете продавать, необходимо выполнить расчет стоимости работы с самой площадкой.

Здесь необходимо учесть такие затраты, как:

  • комиссия маркетплейса за продажу единицы товара;
  • стоимость доставки товара с вашего склада до склада маркета;
  • стоимость хранения товара на складе маркета;
  • плата за транзитные поставки.

Сюда же необходимо включить стоимость ведения электронного документооборота и учесть зарплату менеджера, который будет вести учет продукции.

Для подсчетов можно использовать собственную таблицу в Exel, либо воспользоваться готовыми решениями: это могут быть как сторонние интернет-сервисы, так и калькуляторы внутри самих маркетплейсов.

После того, как вы рассчитаете все расходы, вы сможете оценить рентабельность такого канала продаж.

Не стоит также забывать и о таком факторе, как утеря товара. Он может потеряться как при транспортировке, так и при хранении на складах площадок. К сожалению, такие неприятные истории происходят довольно часто, а разбирательства и поиски товаров занимают немало времени. Поэтому, было бы справедливо занести эти утерянные товары в категорию расходов и учитывать их сразу при планировании.

Важно!

При всей популярности маркетплейсов и огромном желании предпринимателей продавать через онлайн-площадки, важно трезво оценивать прибыльность канала для вашего вида бизнеса.

Требования маркетплейсов к селлерам

Продавцов на маркеплейсах называют селлерами (от англ. sale ― продавать) или поставщиками. Чтобы стать селлером, у предпринимателя обязательно должно быть открыто ИП.

При этом, если вы работаете от лица магазина и продвигаете товар под его брендом, необходимо, чтобы у вас было свидетельство о регистрации товарного знака. Подать заявку и получить свидетельство можно в Роспатенте. Обычно, самостоятельная регистрация бренда занимает от 6 месяцев до 1 года (в зависимости от количества найденных сходных обозначений, скорости внесения правок в товарный знак и ответы на запросы ведомства). Получить заветное свидетельство можно не всегда с первого раза. Необходимо учесть все требования закона, чтобы не получить отказ.

Чтобы сэкономить время и не затягивать с регистрацией, можно обратиться в патентное бюро. Специалисты не только смогут правильно подготовить документацию, чтобы регистрация прошла с первого раза, но и смогут сократить процесс прохождения процедуры до 3-4 месяцев.

Некоторые маркетплейсы при регистрации нового селлера закрывают глаза на отсутствие свидетельства о регистрации бренда. Однако, это только до первого конфликта на площадке.

Предположим, ваш магазин называется «Домовой» и вы продаете товары для дома. Если на этом же маркетплейсе уже есть такой магазин, площадка не запретит вам продажи.

Но!

Если у этого второго «Домового» есть свидетельство о регистрации бренда и он на вас пожалуется, то как минимум, площадка заблокирует ваши карточки товаров и сам магазин попадет в бан. Также, в зависимости от площадки, вам может быть выставлен счет на оплату штрафа за нарушение чужих интеллектуальных прав (его вы полачиваете маркетплейсу, размер выплат может достигать 100 000 руб). А тот магазин, чьи права вы нарушили, может подать на вас в суд и взыскать от 10 000 руб до 5 млн. руб. (решение о сумме компенсации принимает суд).

Таким образом, выходить на маркетплейсы без зарегистрированного бренда может быть очень опасно и дорого.

Также, перед выходом на маркетплейс следует детально ознакомиться с рекомендациями и правилами, которые есть у каждой площадки. Это могут быть весьма неочевидные правила, при этом они могут меняться по усмотрению маркета. Так, например, у одних площадок ― это особые требования к упаковке и маркировке товара, а у других ― к весу отправлений. Иногда продавцам приходится идти на хитрость, намеренно утяжелять товар, если он легче допустимого значения.

Схемы работы маркетплейсов

Перед выходом на площадку, следует разобраться, какую схему работы она предполагает. Работу маркетплейсов можно разделить на два вида: «витрина и фулфилмент» и «витрина и доставка».

Витрина и фулфилмент.

Площадка предлагает селлерам выставить свои товары на онлайн-витрину, при этом все заботы по обработке заказов, отгрузке, упаковке и доставке товаров маркетплейс берет на себя (за определенное вознаграждение). При такой схеме работы с маркетплейсом предпринимателю требуется приложить минимум усилий, ведь большинство рутинных задач автоматизировано самой площадкой

Витрина и доставка.

Такая схема работы с маркетом предполагает, что площадка предоставит селлеру возможность показывать свои товары на онлайн-витрине, однако все остальные процессы ложатся на плечи продавца. Такую схему работы чаще выбирают владельцы крупных бизнесов и сетей, у которых есть свой штат сотрудников, которые обрабатывают, упаковывают и отправляют заказы.

Риски работы с маркетплейсами

Конечно, риски есть и они немалые. Несмотря на популярность онлайн-площадок и всеобщему стремлению предпринимателей продавать через этот канал сбыта, конфликтные ситуации между маркетом и селлерами возникают регулярно.Выше мы уже затронули тему утери товара маркетплейсом. Подобные ситуации возникают с завидной регулярностью, а их решение занимает длительное время. И не всегда товар находится.

Еще один риск, о котором следует помнить продавцам ― это работа без зарегистрированного товарного знака (бренда). Помимо штрафов и блокировки страницы, о которых мы сказали выше, может случиться еще вот что: ваш бренд попросту украдет конкурент.

А происходит это так: на маркет выходит бренд, который набирает популярность и нарабатывает себе имя. В «лучшем» случае, недобросовестный конкурент сделает клон вашего магазина и будет продавать контрафакт от вашего имени, тем самым нанося урон вашей репутации и кошельку. А в худшем ― конкурент сделает все то же самое, но еще и проверит ваш бренд на регистрацию. А дальше ― зарегистрирует ваш товарный знак на себя. И вот вы уже получаете претензию о нарушении его интеллектуальных прав, блокировку магазина, повестку в суд и ищите деньги на оплату штрафов и ребрендинг своего магазина, ведь дальше продолжать работу под этим именем мы не сможете.

Заключение

Подводя итоги, хочется напомнить о важности просчета всех возможных рисков при выходе на маркетплейсы. В первую очередь, необходимо убедиться в рентабельности затеи конкретно для вашей ниши и товаров, которые вы планируете продавать. Далее, следует побеспокоиться о безопасности своего бизнеса и зарегистрировать товарный знак, чтобы не попасть в череду неприятных историй, которые могут закончиться судебными исками и штрафами. Поэтому, перед выходом на маркетплейсы обязательно получите консультацию у эксперта патентного бюро. Это поможет сберечь вам деньги и время.

11
Начать дискуссию