{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Где взять идею для стартапа?

Привет! На связи Игорь Мощук, СЕО венчурной студии MOFL. MOFL — это венчурная студия, которая ставит своей целью создание более комфортной и прозрачной среды для разработки и развития ИТ-продуктов, поиска инвестиций и коммерциализации проектов для фаундеров из России.

Последние годы я занимаюсь развитием собственного бизнеса и помогаю другим стартапам облегчить их выход на рынок. И сегодня хочу рассказать о том, как создается идея для стартапа и где ее можно подсмотреть.

Мог ли Месси выиграть чемпионат мира в одиночку? Конечно нет. Но и Аргентина не выиграла бы чемпионат без Лео. Нам часто приходится слышать о том, что идея ничего не стоит без реализации. Но и без крутой идеи не бывать крутому стартапу. Рождение идеи – это самое таинственное и наименее систематизированное из всего, что приходится делать стартаперу (как же я не люблю это слово, но «технологический предприниматель» звучит уж слишком громоздко. Есть еще слово «фаундер», но оно пригодится мне для следующего абзаца).

Так вот, мне приходится общаться с огромным количеством фаундеров и, помимо всего прочего, я всегда задаю им один и тот же вопрос: «Как родилась идея?». Это мой личный CustDev. Большинство ответов укладывается в довольно понятную типологию и может быть систематизировано. Ниже я поделюсь с вами несколькими типичными источниками возникновения идеи, а также подкину пару своих мыслей на счет того, откуда эти самые идеи могут быть почерпнуты.

Скажу сразу, что я игнорирую всякие сервисы идеации, пинтересты и прочие идеи, сгенерированные нейросетью, потому что в жизни не встречал ни одного проекта, который был бы рожден с помощью такого вот искусственного оплодотворения. Если у кого-то есть такого рода живые примеры – кидайте, плиз, мне – буду смотреть и учиться.

Перед тем, как начать систематизировать источники возникновения хороших идей, выскажу еще одну важную мысль, которая в целом относится к разряду очевидных, но ее важно проговорить, чтобы находиться в одном контексте.

Так вот, я убежден, что хороший продукт появляется тогда, когда в одном месте соединяются понимание клиентской боли и технология, с помощью которой данная боль может быть закрыта. По Остервальдеру (прости господи) это называется pain и pain killer. Довольно часто хорошее понимание «боли» встречается у людей из разных сфер бизнеса, которые столкнулись с ней в ходе своей работы, а потом придумали «таблетку», которая помогла бы с этой болью справиться.

Итак, первый (и самый частый) кейс – идея как результат боли, прочувствованной лично. На самом деле, это очень хорошая история, потому что такие боли редко бывают фейковыми (или фантомными). То есть, если операционный директор службы такси каждый день видит, что у водителей наблюдаются системные проблемы с выводом денег на личный счет с аккаунта в агрегаторе, а потом создает сервис для этого самого вывода денег (а потом продает его платежной системе, на стеке которой реализован сервис), то можно предположить, что проблема, найденная таким образом, точно не окажется полностью надуманной.

Сложности с таким идеями обычно бывают двух типов: во-первых, зачастую личная «боль» может восприниматься острее, чем она объективно воспринимается рынком. Так что каким бы экспертом вы не казались сами себе, рекомендую все же заморочиться и провести CustDev, чтобы убедиться, что болит не только у Вас.

Во-вторых, фаундеры из операционного бизнеса далеко не всегда оказываются экспертами в технологиях, проще говоря, они далеко не всегда айтишники. Мне приходилось встречать таких вот Донов Кихотов, которые ходят по рынку со своей болью-идеей и не понимают, как именно реализовать сам продукт. Хороший кейс получится, если им повезет встретить на пути грамотного СТО.

Но бывает и обратная ситуация. Я уже говорил, что хороший продукт возникает на стыке клиентской боли и технологии «обезболивания». Так вот, мне приходилось частенько встречать ребят с техническим бэкграундом, которые «прохавали» какую-то классную технологию и не знают к какой боли ее прислонить.

Понятно, что существуют продукты «от айтишников для айтишников», и это огромный кусок всего технологического ландшафта (все эти no-code/low-code конструкторы, системы хранения и обработки данных и много чего еще), но бывают и такие сферы, где именно технология определяет идею.

Сейчас, в разгар «криптозимы», web3 продукты, как мне кажется, становятся все более специфичными и нишевыми, а вектор их развития определяется именно технологическими нововведениями. Про AI-related продукты и идеи даже писать не хочу, и без меня есть кому это делать.

На самом деле, как ни смешно, но первые два кейса, упомянутые выше, описывают 80% всех продуктов, которые я вижу вокруг. Однако можно смело выделить еще два-три источника гениальных идей, которые можно попробовать проработать, даже если у вас нет ни уникального бизнесового опыта, ни технологической экспертизы.

Во-первых, никто не отменял великую технику steal with pride. Причем, «воровать», я бы сказал, можно в двух плоскостях. Во-первых, идею можно заимствовать из соседних отраслей/индустрий. Если идея сработала с заказом такси, так может и с самокатами прокатит (ловкий каламбур)? Если есть сервис «виртуальной типографии», то почему бы не сделать сервис «виртуального швейного производства»? Тема реальная.

Но, скажу сразу, подавляющее большинство фейлов и фальшивых идей рождается как раз у любителей скопипастить идею из одной сферы в другую без учета индивидуальных особенностей, нюансов и всяких «оврагов». Многие примеры уже стали хрестоматийными, можно прямо конкурс открывать на лучший фейл, возникший подобным образом.

Во-вторых, можно заимствовать идеи с других географических рынков. В этом смысле я бы рекомендовал в первую очередь обратить ваш пламенный стартаперский взор на просторы Поднебесной. Мы с коллегами как-то сели и сделали подборку из ТОП-30 наиболее популярных в Китае b2b и b2c продуктов. У половины из них не нашлось прямого аналога ни в России, ни на других «западных» рынках, а у 5 или 6 из них мы не обнаружили никаких «секретных ингредиентов», которые невозможно было бы скопировать месяца за три-четыре.

Ну, и наконец, не могу не вспомнить самый изысканный механизм, который мне очень нравится, но встречается крайне редко. Механизм этот крайне прост: берем какую-нибудь невзлетевшую идею, допиливаем в ней детали и перезапускаем ее в совершенно другом виде. Вот это – высший пилотаж и подлинное мастерство.

Я не стану приводить здесь примеры таких продуктов, а попрошу Вас сделать это самих. Тот, кто вспомнит лучшую идею такого плана, получит подарок от меня лично.

А еще лучше – приходите с вашей идеей к нам на асинхронный питчинг идей. Мы не просто обсудим эту идею с вами и дадим ей оценку, но и совместно проработаем ее для того, чтобы позже, в рамках хакатона, разработать MVP по этой идее. Хакатон, кстати, пройдет в конце августа. На питчинг идей легко попасть через ТГ-бот нашей венчурной студии @mofl_start_bot, а почитать о мероприятии подробнее можно в тг-канале нашей студии, на базе которого и будет проходить хакатон.

Спасибо, что читаете! Подписывайтесь на наш ТГ-канал следите за новостями отрасли и получайте еще больше полезной информации для развития вашего стартапа!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда