«Ниша функциональных напитков в нашей стране фактически свободная, а спрос на них пусть и медленно, но растет»

«Ниша функциональных напитков в нашей стране фактически свободная, а спрос на них пусть и медленно, но растет»

Артур Хасанов: «Ниша функциональных напитков в нашей стране фактически свободная, а спрос на них пусть и медленно, но растет».

Артур Хасанов, знает о функциональных напитках практически все. Насколько это перспективное направление для бизнеса и как в России формируется спрос на эту категорию продуктов редакция Food-up поговорила с Артуром Хасановым, к.т.н. в области пищевых биотехнологий и специалистом по разработке функциональных напитков.

Как в нашей стране развивается категория функциональных продуктов и напитков?

Сфера эта новая и спрос в ней только формируется. Например, в Европе, в Америке рынок функциональных напитков и в целом продуктов питания с добавленной пользой давно развивается. Примерно с 80-х годов. У нас это только зарождается благодаря трендам на ЗОЖ, ПП, осознанное потребление, на mental health и т.п. Люди стали предъявлять к продуктам дополнительные требования. По сути теперь еда должна не только удовлетворять базовые жизненно необходимые потребности, но и обладать дополнительными функциями, которые улучшают деятельность той или иной системы организма человека.

То есть люди, в принципе, готовы платить за продукты, которые стоят чуть дороже, но которые предоставят им взамен какую-то дополнительную пользу. Простой пример - это продукты для диабетиков. Этот сегмент дороже, чем обычные продукты, но люди готовы платить за них больше.

Если же говорить непосредственно про категорию функциональных напитков, то самая востребованная и популярная категория в России – это энергетические и спортивные напитки. На мой взгляд к категории функциональных, они притянуты за уши. Но сейчас их образ активно облагораживается благодаря натуральному сырью. При их производстве используют экстракты чая, дополнительные аминокислоты (L-теанин, L-цитруллин и т.д.), которые пролонгируют и смягчают действие кофеина. И, конечно же не стоит забывать об убийственной дозе сахара в энергетиках старого поколения, которые, сегодня заменяются на низкокалорийные источники сладости. Именно поэтому, сейчас энергетические напитки стало возможным классифицировать как функциональные.

В мире спрос на функциональные напитки растет на 8-9% ежегодно. В России пока нет четкой статистики по рынку. Но могу сказать, что сфера напитков развивается очень медленно. Однако, тренды пищевого поведения покупателей в сторону более здоровых и функциональных продуктов, меняют рынок в лучшую сторону. И я думаю, что нужно подождать еще пару лет для того, чтобы с уверенностью сказать, что ниша функциональных продуктов, и в частности – напитков, в России существует.

Функциональная еда – это удел маленьких компаний или сегмент, к которому пристальное внимание уделяют и большие корпорации?

В основном, выпуск новых функциональных продуктов осуществляют маленькие компании, у которых, в ДНК бренда заложено принципы правильного питания, экологичности и все, что с этим связано.

Однако, большие компании, Coca-Cola, AB InBev Efes, Heineken, Балтика, Мултон, тоже не остаются в стороне от этого тренда.

В России, кроме как энергетиков, у больших компаний не наблюдается. Причина простая. Так как это большие компании международного уровня. И для того, чтобы разработать и интегрировать новый продукт на рынок необходимо очень много времени и стадий согласования. Тем не менее большие компании тоже начинают интересоваться категорией функциональных напитков и хотят внедрять новые продукты питания с добавленным функционалом.

К примеру, одна из крупных компаний, обратилась ко мне с идеей разработать напиток для головного мозга, который улучшает когнитивные способности, стимулирует нейрометаболизм, улучшает концентрацию внимания. Но это компания большая, и я понимаю, что процесс разработки и вывода напитка на рынок потребует большое количество времени, в силу того, что это крупная иностранная компания.

Поэтому среди моих клиентов в основном маленькие компании по производству крафтовых напитков лимонадов и sugar free продуктов. Сейчас это привлекательная ниша именно для небольших компаний, потому что они могут быстро принять решение о разработке, внедрению и выводу продукта на потребительский рынок.

Расскажите о продуктах, которые вы разработали? Какие у них свойства? В чем их уникальность?

За последние полгода мне удалось сделать несколько крутых кейсов. Все они сейчас в запуске, в релизе их пока нет. Компании Заказчиков сейчас как раз занимаются сертифицированием этих напитков, запуском и производством партий.

Один из таких продуктов – коллагеновая вода. Сейчас это крайне популярный тренд, который идет, из Китая, Европы, Японии. Считается, что морской/рыбный коллаген, относящийся к типу 1 и максимально приближенный по аминокислотному составу к коллагеновым молекулам в организме человека, лучше усваивается именно в своей гидролизованной форме. То есть белковая молекула коллагена гидролизована на короткие пептиды. Они в свою очередь стимулируют выработку собственного коллагена и тем самым улучшает состояние кожи, волос, ногтей. То есть напитки с коллагеном можно смело отнести к под категории функциональных напитков - космецевтиков.Также у меня есть опыт создания витаминизированных вод. Это линейка функциональных вод с разными группами витаминов, преимущественно с витаминами группы В. И каждый из трех, входящих в линейку напитков, обеспечивает потребителю дополнительную, добавочную функцию. Один из напитков – противотревожный, другой – для улучшения когнитивных способностей, а третий имеет антиоксидантные свойства.Также был опыт разработки натуральных энергетиков. Это интересный и перспективный вектор развития именно энергетических и спортивных напитков, о которых я упоминал в самом начале.

Также у всех заказчиков, с которыми мне удалось поработать, есть запрос на шугафри (Sugarfree) напитки. В них не используется сахар, не используется фруктоза, а в основном применяются эритритол, аллюлоза, изомальт, стевия и т.п.

Как быстро растёт спрос среди россиян на умную еду?

Категория Health and Wellness, или Smart Food растет на протяжении пяти лет примерно на 8,5% в год. Текущий прогнозы аналитических компаний позволяют утверждать, что в 2024-2025 году объем рынка превысит миллиард рублей.

Сейчас есть большой спрос на полезные низкокалорийные сладости, сладости – шоколад, карамель на изомальте и т.д.. Растёт интерес к продуктам, которые лишены глютена, лактозы. Я не скажу, что это все можно отнести к функциональным продуктам. Скорее безглютеновые, безлактозные, без сахарозные продукты больше относятся к категории Wellness и Health, а не к Functional Food. Ведь по сути, они не несут какой-то прямой добавленной пользы, они просто более полезные за счет замены сырья. Ну и все больше на рынке появляются продукты, в которых в составе есть натуральные аналоги компонентов, наличие которых позволяет производителям писать на этикетке «Эко», «Био», «Органик» и так далее.

Кто ваша ЦА? Как вы работаете с ними рассказываете о себе?

Целевой аудиторией функциональных напитков и продуктов является активная динамичная молодежь от 21 до 35 лет. Это люди, которые ведут осознанный образ жизни, увлекаются ментальным здоровьем, регулярно занимаются спортом, медитируют, саморазвиваются, постигают какие-то новые сферы, связанные с нутрициологией, диетологией, и что не маловажное являются дигитальными. Если мы говорим про функциональные энергетические напитки, то целевая аудитория - это спортсмены. Если мы говорим про напитки, которые улучшают деятельность, функционирование центральной нервной системы или головного мозга, то это школьники, студенты, предприниматели, IT-специалисты и прочие представители, занимающиеся интеллектуальной деятельностью. Здесь возрастной диапазон даже выше: от 35-ти до 50-ти лет.

Если говорить про людей старше 50-55-ти лет, то с ними есть определенные сложности. Эта аудитория выросла немножко на других догмах и они не готовы платить за полезные продукт, те деньги, что существуют на полках. Потому что все-таки функциональные продукты стоят дороже, чем обычные.

Как в целом применяются биотехнологии в пищевой отрасли, а именно в напитках?

Говоря о биотехнологиях в промышленности безалкогольных напитков, важно сказать об использовании ферментов. Есть большое количество ферментных препаратов- пектолитического действия (разрушают клеточные стенки), способствующих увеличить выход сока из плодово-ягодного сырья. Также перспективным направлением является прецизионная ферментация, которая позволяет программировать микроорганизмы, к примеру дрожжи, на продуцирование белков.Важно отметить, что так как основным сырьем для производства напитков являются соки, то перспективным направлением биотехнологии стало использование иммобилизованных ферментов, которые позволяют преобразовывать сахарозу соков в нерастворимые волокна, снижая калорийность соков.

Ниша функциональных напитков, как я говорил фактически свободная. Однако спрос на подобные продукты пусть медленно и растет. Могут быть востребованы напитки-анксиолитики, напитки-ноотропы, иммуностимуляторы, сосудопротекторы, гепатопротекторы, хондропротекторы и другие. Поэтому, я думаю, что основной тренд в России и перспектива будущего – это как раз таки заполнение вот этих всех категорий функциональных напитков и функциональных продуктов. И, конечно, с повышением образованности и осведомленности потребителей в таком важном аспекте жизни, как питание, функциональные продукты неминуемо станут неотъемлемой частью рациона любого человека и постепенно будут вытеснять привычные продукты с большим содержанием сахара, трансжиров, канцерогенов, синтетических добавок и т.п.

Стоит также отметить что основным трендом 2023 года в категории функциональных напитков будут: напитки тонизирующие/натуральные энергетики; напитки адаптогенного действия (противотревожные - анксиолитики, стимулирующие когнитивные функции - ноотропы); напитки иммуностимуляторы, включая пребиотики/постбиотики

11
Начать дискуссию