Масштабирование MediaSoft путем покупки долей в digital-бизнесах: кейс ZenCode

MediaSoft — это команда из 250 специалистов. Мы разрабатываем сложные веб-системы, бэкенды, мобильные приложения и высоконагруженные проекты с 2014 года. Ежегодно растем на 40% и ищем новые пути для кратного роста.

Масштабирование MediaSoft путем покупки долей в digital-бизнесах: кейс ZenCode

На российском рынке разработки спрос по-прежнему превышает предложение. Компаний вроде бы и много, но удовлетворить запрос крупного клиента и вывести 50 человек в ближайшие дни могут единицы. К тому же, они часто привлекают к своей работе субподрядчиков, не имея возможности закрыть весь запрос штатными специалистами. Мы идем другим путем и опираемся только на штатных специалистов.

Чтобы поддерживать наши темпы и удовлетворять стратегические планы, мы видим два пути для дальнейшего развития и увеличения производственных возможностей — открытие собственных филиалов в других регионах и приобретение долей в других компаниях.

Проект по приобретению долей digital-агентств

В 2020 году мы запустили направление инвестиций в digital-компании в рамках стратегии развития и диверсификации нашей компании. Уже через год закрыли сделку по покупке 20% FIRECODE — аутстаф-компания с глубокой экспертизой в разработке веб и мобильных приложений. В совместной работе ребята показывают ежегодный двукратный рост. За короткий срок приросли экспертизами в java и mobile и увеличили стоимость часа на 25%.

С момента запуска проекта к нам обратились десятки агентств выкупить их долю взамен на наши знания, контакты, опыт работы с клиентами и командой. Но далеко не все доходят до сделки.

Мы инвестируем в компании, которые похожи на нас, преследуют те же ценности и подходы. На длинной дистанции это сделает сотрудничество гораздо перспективнее и выгоднее для двух сторон.

Одной из таких компаний стала пензенская команда ZenCode.

Года 2 назад партнерство мне было неинтересно. Компания стабильно росла. Но в 2022 году я начал осознавать, что этого темпа уже недостаточно. Передо мной стоял вопрос: «Что делать дальше?». В этот момент и начались первые движения.

Сергей Володин, директор ZenCode

Знакомство с потенциальным партнером

ZenCode основательно подошла к выбору. Сергей Володин активно присматривался и исследовал рынок, учитывая прошлый опыт партнерских отношений. Чтобы уменьшить риски, четко сформулировать цели и перспективы, которые будут от партнерства, обращался к эксперту за консультацией по сделкам в digital.

Сергей пришел с конкретной стратегией, и уже на первой встрече мы обсудили ключевые задачи — внедрить новые компетенции, объяснить наши бизнес-модели, финансовый учет, выстроить PR-процессы и отдел продаж. Важно отметить, все, что он планировал получить от взаимодействия с нами, мы можем дать.

Тестовый период

Несмотря на то, как складывается первое общение — надо поработать вместе. На мой взгляд, на тестовый период стоит закладывать хотя бы полгода. За это время можно оценить насколько все подходят друг другу. Не должно быть фундаментальных противоречий компаний во взглядах, подходах к оценке уровня специалистов, договорах, формах оплаты и всем, с чем ежедневно приходится сталкиваться в работе.

Если мы сталкиваемся с несовпадением квалификаций и стоимости, отсутствием потребности в специалистах или замене наших экспертов на проектах, то мы не спешим переходить к следующим этапам. В такой модели и риски выше, и потенциальная помощь только от консалтинга — не получим необходимого эффекта синергии.

Мы провели технические скрининги команды ZenCode. Они подтвердили свою экспертизу в разработке, и уже через неделю их специалист вышел на наш проект.

Когда мы приехали в Пензу, они недавно заехали в новый офис. По объемам в 5 раз больше их текущих ресурсов. Видно, что у них большие планы на быстрый и стремительный рост. Ребята серьезно настроены на наше партнерство.

Валентин Петренко, коммерческий директор MediaSoft

Также мы отметили честность и открытость ZenCode — все, что они говорили о компании, оказалось правдой.

<p>Внутренние доклады в офисе ZenCode.</p>

Внутренние доклады в офисе ZenCode.

Perfect match и оценка рисков

Здесь я выделю еще 2 основных плюса, которые повлияли на принятие положительного решения по приобретению доли в компании:

  • Ценности компании. Нам важно найти людей, которые преследует те же ценности, близких по духу. Они — не посредники, которые стремятся перепродавать программистов из сторонних компаний. ZenCode — про людей. Вкладываются в привлечение талантливых специалистов, развитие экспертизы штатных разработчиков, корпоративной и инженерной культуры.
  • Город. Пенза — город с развитым IT-ландшафтом. Есть региональные университеты, профильные комьюнити и крупная отраслевая конференция Secon, которые популяризируют отрасль, взращивают и развивают новые кадры. После личного посещения, еще в 2014 году, я был впечатлен большим количеством специалистов, хорошей университетской базой и разнообразием компаний.

При принятии финального решения всегда смотрим не только на хорошие стороны. Трезво оцениваем все риски, с которыми можем столкнуться при дальнейшем сотрудничестве:

  • Пенза небольшой город. Нас всегда интересовала экспансия в другие города. Ранее мы уже открыли, а сейчас активно развиваем, филиалы в Санкт-Петербурге и Самаре. Но эти города гораздо больше. Значит и кадровый потенциал больше. Тем не менее в Пензе ребятам можно кратно расти еще несколько лет. В перспективе им будет актуален наш опыт выхода в новые регионы.
  • ZenCode — относительно небольшая компания (в 10 раз меньше MediaSoft). За бóльшим потенциалом стоят бóльшие риски и трудозатраты. Впереди нам предстоит много совместной работы. Будет важна отдача от каждой стороны.

Оценка стоимости компании

Мы всегда оцениваем реальную стоимость компании — анализируем финансовую отчетность, рентабельность и динамику развития. В случае ZenCode, оценивали по мультипликатору выручки. Мы приобретаем 20% компании-партнера — это правило работает для всех наших инвестиций. При такой доле у Сергея Володина остается контрольный пакет и не пропадает мотивация самостоятельно развивать компанию.

Мы приходим в компанию, даем рекомендации, делимся накопленным опытом и помогаем кратно расти. Финальное решение всегда будет за фаундером. ZenCode остается самостоятельной компанией, у которой свой отдел продаж, пиар, кадры и т.д.

Покупать долю за деньги, а не забирать ее взамен консалтинга и обещаний будущих прибылей — наша принципиальная позиция. Это позволяет применить мировую практику оценки компаний, накладывает на все стороны дополнительную ответственность, позволяет гармонично развиваться и не создает почвы для акционерных конфликтов.

Итоги и планы ZenCode

Наше сотрудничество заложило хороший фундамент для двукратного развития. Думаю, если все пойдет по плану, мы без проблем сделаем х3 от текущих результатов в среднесрочной перспективе. Если говорить о ближайших задачах, то первым делом заполним офис новыми сотрудниками и закрепим новые экспертизы по аналитике и тестированию.

Сергей Володин, директор ZenCode

Слева направо: Сергей Полуэктов, директор MediaSoft, и Сергей Володин, директор ZenCode.
Слева направо: Сергей Полуэктов, директор MediaSoft, и Сергей Володин, директор ZenCode.

Мы закрыли сделку в июне 2023 года и теперь работаем как группа компаний. Получили экспансию в новый регион — Пензу, и сохранили темпы роста на 30-60% в год.

2323
1 комментарий

Поздравляем со сделкой! 🏆🏆🏆

4
Ответить