Марк Цукерберг про новые платформы, конкуренцию и власть

Марк Цукерберг про новые платформы, конкуренцию и власть

25 августа 2022 случилось неожиданное — Марк Цукерберг дал двухчасовое интервью Джо Рогану. Прослушать его можно в Spotify, вот тут. Безусловно, интервью большое. В нём Марк рассуждает об успехе, новых платформах, своих взглядах на жизнь. Представляем вам выжимку (по нашему скромному мнению) самых интересных моментов aka экономим ваше время: вожделенные инсайты за 5 минут😉

Итак, о чем же говорил Цукерберг?

Про новые платформы

Meta* продолжает вкладывать в VR и AR. Объем вложений составляет около $10 млрд в год. И, естественно, об окупаемости пока речи не идёт. В VR у очков Oculus неплохие продажи, а неочевидным новым рынком оказались спортивные симуляторы. Джо Роган отметил, что виртуальные тренировки по боксу дают очень хорошую нагрузку.

Однако, именно в AR - новом «слое» контента, напрямую перед глазами человека, Цукерберг хочет преуспеть больше всего. Он ждёт улучшения технологии «waveguide» (слоеного силикона/пластика), который может делать голограммы у вас перед глазами. В диапазоне 5 лет, по его словам, начнут появляться очки дополненной реальности, которые захочет использовать рядовой потребитель. А примерно через 10 лет они станут очень доступными по цене.

По мнение Цукерберга компьютеры не создавались вокруг человека. Компьютер — это большая коробка, созданная для вычислений. Марк хочет создать что-то, что гармонично дополнит человеческое тело.

Джо отметил один тревожный нюанс: люди и так постоянно отвлекаются на свой смартфон. Если собеседник будет сидеть в очках, и у него будут всплывать сообщения от близких, то любая встреча лицом к лицу превратиться в хаос или разочарование. Марк согласился с тем, что это большой вызов. Потребуется помощь искусственного интеллекта, чтобы удобном образом включать режим «не беспокоить» или фильтровать нужный контент во время таких моментов.

Рекомендательные системы и будущее Instagram* / Facebook*

В ближайшее время Цукерберг хочет, чтобы значительная часть контента приходила не от подписок, а от рекомендаций. Чтобы люди, которые делают что-то достойное получали больше шанса. Джо согласился, что Spotify помогает музыкантам найти свою аудиторию. Благодаря алгоритмам новички пробивают «стеклянный потолок» внимания.

Марк считает, что если делать рекомендательные системы, которые советуют только то, что людям нравится сейчас, то в ближайшей перспективе это хорошо работает. Но, в дальней перспективе, ты упускаешь возможность показать людям что-то новое. Поэтому, обязательно должна быть доля чего-то нового среди рекомендаций. Так будет лучше.

Сами по себе рекомендательные алгоритмы обязательно нужны. Иначе в топе будут бизнесы, которые публикуют много контента. Либо у селебрити есть какая-то новость, которую все комментят, и она также будет выходить в топ. Таким образом простые люди будут ущемлены. А вот если ваши друзья лайкают твой контент, то соцсеть считает, что такие публикации имеют значение, соответственно такие материалы надо рекомендовать. Так соцсети помогают локальному контенту находить своих читателей / подписчиков.

Роган посчитал это противоречивым моментом. Джо также поинтересовался: «То есть, надо постить только когда уверен, что соберёшь лайки?». Марк промолчал несколько секунд, а затем ответил: «Нет, ну, наверное, можно сказать, что надо постить ограниченное количество публикаций. Но, все-таки, мы хотим сделать такую систему, которая бы могла понять, что твой контент крутой, вне зависимости от того сколько ты постишь в день».

И только вы можете решить: верить или не верить Марку.

Естественно разговор переключился и на острую тему негатива. Как с «плохими новостями» работают алгоритмы Meta*? Цукерберг привел в пример Твиттер, которым пользуется сам, но который также считает более радикальным и негативным. В `Instagram* больше позитива и доброты. Причина тому — картинки. Твиттер построен вокруг новостей, а они по своей природе имеют определенную полярность. Картинки дают гораздо больше эмоции и точек зрения. В Instagram* алгоритмы настроены на уменьшение охвата у негативного контента. Со слов Марка: негатива из зла всегда будет хватать, но он не строит компанию, которая «вещает негатив».

Марк также подметил: мысль, что соц сети сеют негатив и разочарования — ошибочная. Проблема в фокусировке внимания. Жизни человеческой не хватит, чтобы «выразить разочарование» или «поругать» каждого, с кем ты не согласен». Кстати, Марк признается, что у соцсетей есть фундаментальная проблема: люди удалены друг от друга, таким образом чувство безнаказанности создает желание сквернословить, так как ты не видишь того, кого обижаешь. Цукерберг надеется, что новый этап развития соцсетей позволит разрешить эту проблему.

Что ещё любопытного? Марк сказал, что Meta* тратит $5 млрд. в год на борьбу с ботами, и что десятки тысяч людей наняты для ручной модерации контента. Также, он клянется, что такого административного процесса как «теневой бан» нет внутри Meta*. Да, негативщиков пессимизируют, но лишь на время.

Про удаленку и реальный мир

Джо поинтересовался у Марка, не считает ли тот, что его детище подменяет реальный мир. На что Марк предложил разобраться в том, что же такое «реальный мир»? По его мнению, «реальный мир» состоит из физических объектов и виртуальной реальности. Реальный мир — это микс «двух слоев». Сейчас у каждого слоя своя доля, а затем процентное соотношение этих долей будет меняться. С помощью очков дополненная реальность будет играть все большую роль, но она не заменит собой «физический мир».

И вот почему: Марк сам не верит, что может «случиться Матрица». Он приводит в пример себя — он не может работать полноценно, если не занимается спортом. Также, личные встречи в офисе играют очень большую роль, устанавливают эмоциональный контакт с коллегами. Вот почему мы не просто «мозг в сосуде из мышц». Наше тело и разум, это целостный организм, его нельзя разделить. Поэтому Цукерберг призывает не бояться будущего. Все будет как сегодня, только лучше.

Джо уточнил, что Марк не может не понимать, что после «эпохи удаленки» люди перестали желать ходить в офис столь же много. Марк согласился, что благодаря удаленке жил у моря, утром занимался серфингом, а потом шёл на совещания. При его стандартной жизни в Пало Альто такой график просто невозможен. Но, он все равно считает, что нужно хотя бы несколько раз в неделю бывать в офисе.

Любопытно, что Марк не упустил возможности похвалиться достижениями в VR. Так он отметил, что при совещаниях в Zoom мы имеем низкую фокусировку. При встрече же в очках Oculus, если собеседник «сидит слева», то мы и слышим звук «слева». А если человек смотрит в другую сторону, то аватар тоже смотрит туда. В результате говорящие гораздо лучше фокусируются на теме совещания, а не пытаются делать 10 дел одновременно.

Интересный факт: родители Марка повлияли на его любовь к спорту. По его словам они наставляли его не только хорошо учиться, а также требовали быть членом какой-либо городской спортивной команды. Раньше Марк постоянно бегал, но сейчас занят ММА, так как в этом виде спорта надо держать фокус. Марк выявил, что виды спорта, в которых можно монотонно выполнять действия и одновременно крутить в голове «мысли о работе», влияют на него не столь эффективно.

Про конкуренцию и власть

Финалом диалога было обсуждение самой острой темы - влияния на людей и власти. Джо сказал, что многие не доверяют Meta*, так как она управляет контентом более 3 миллиардов пользователей. Это огромная власть, которая по мнению многих не должна быть в руках одной группы людей.

Марк парировал, что Meta* создала «Наблюдательный совет» не из числа сотрудников или акционеров компании. Они единственные, кто прозрачно объясняет свою политику. Ни одно СМИ не уделяет столько внимания свободе слова, сколько Meta*. Плюс Марк считает, что многие очень упрощают успех Meta*.

В США только недавно время, проводимое за компьютерами / телефонами, сравняло с временем, посвященным просмотру телевизора. Телевидение до сих пор огромно по доли внимания пользователей. Meta* работает на сверх-конкурентном рынке. Продукт, который делает Марк, нацелен на вовлечение и развлечение людей. Если идти против интересов пользователей, то такие конкуренты как Youtube или TiktTok «сожрут» Instagram* и Facebook*. Нельзя сделать продукт, которым хотят пользоваться миллиарды, через приказы и установки. Люди должны хотеть пользоваться этим, они должны иметь право публиковать то, во что верят. И именно поэтому какую-то долю негатива можно опубликовать на Facebook* или в Instagram*.

Марк считает, что у него и его партнеров получилось добиться успеха, потому что они годами били в одну точку.

  • Когда Марк сделал первую соцсеть ему говорили, что никто кроме студентов не будет ей пользоваться.
  • Когда Facebook* начали пользоваться многие жители США, Марку говорили, что это временный эффект.
  • Когда популярность стала международной, ему говорили, что на этом невозможно заработать.
  • Когда компания стала получать миллиарды на рекламе, ему говорят, что это скоро закончится.

И на каждом этапе его пути были компании, которые имели больше ресурсов, чем у Марка и его партнеров. Google, Microsoft, Yahoo отнекивались от подобных проектов, а затем безуспешно пытались копировать Facebook*.

По словам Марка, Meta* построила одну соцсеть, потом научилась серийно строить успешные соцсети. Теперь он хочет вырваться за ограничительные рамки операционных систем / платформ и сделать уже собственную платформу. Посмотрим, получится ли у Марка стать абсолютно независимым от своих «заклятых» партнеров iOS и Android.

Перевод и подготовка материала — Андрей Мазур, руководитель отдела рекламы DOT Digital Agency.

*Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией

4545
16 комментариев

На счёт «научились делать соцсети», это конечно полнейший булщит, 6 лет назад инстаграм был хорошей соцсетью в плане контента, Цукер ее купил и превратил в помойку с 80% нерелевантных рекомендаций. А модерация в Фейсбуке, автобаны и ограничения заставляют пользователей реже туда заходить. Мне кажется Цукер делает хорошую мину при плохой игре, дела не так хороши, как ему бы хотелось, у фейсбука сейчас нет конкурентов, потому что все перспективные стартапы он покупает или душит иными способами.

7
Ответить

помойку с 80% нерелевантных рекомендацийРекомендации строятся на основе твоих предпочтений, если ты смотришь дерьмо, тебе предлагают дерьмо.

5
Ответить

Любая соцсеть становиться рано или поздно в полное дно, потому что компании перебарщивают с монетизацией. Тут нечего уникального. Конкурентов ФБ ждёт такая же судьба.

Ответить

Какой же трындобол. Его рекомендательная система это стойло, в котором вообще ничего нового нет. У соцсети вообще нет поддержки, а баны алгоритмические. Надеюсь его VR не взлетит и кто-нибудь его заборет в конкурентной борьбе, что теоретически уже возможно, т.к. негатива он собрал вагон.

6
Ответить

Думаю надо больше с пониманием относиться к людям) по крайней мере у него есть понимание как сделать правильно, возможно он сделает так как сказал.

4
Ответить

Может быть и трындбол, а только кто не пытался построить соцсеть — и Google, и Microsoft — все проваливались.

При этом Марк выходил не на пустой рынок, социальных сетей было как грязи, от LinkedIn и MySpace до уже совсем забытых, но все они проиграли (впрочем, LinkedIn нашёл свою нишу, но зарабатывает на порядок меньше).

Так что этот парень знает какой-то секрет, хотя это не обязательно убережёт его от будущего провала.

2
Ответить

Надеюсь его VR не взлетит и кто-нибудь его заборет в конкурентной борьбеУже взлетел, уже победил конкурентов

1
Ответить