«Игра на понижение» 17 века, или 11 друзей Оушена по-голландски

Сегодня я расскажу вам об одном эпизоде из жизни коварного и предприимчивого голландца. Сюжет этой истории весьма кинематографичен, очень жаль, что её до сих пор не экранизировали, ведь этот «Волк с Уолл-стрит» проворачивал свои аферы ещё до того, как появились стены, давшие название самой Уолл-стрит!

Итак, дамы и господа, знакомьтесь: Исаак Ле Мэр — коммерсант, авантюрист и аферист, человек, чья деятельность привела к первому в истории вмешательству государства в биржевую торговлю.

<i>Наш герой</i>
Наш герой

Родился наш герой в 1559 году в городе Доорник (ныне Турне, Бельгия). В 1581 году город пал перед испанскими войсками, и Ле Мэр перебрался в Антверпен, где оброс множеством знакомств и важными деловыми связями. Когда в 1585 году Испании сдался уже Антверпен, Исаак вместе со своими деловыми партнёрами перебрались в Амстердам. В начале карьеры Ле Мэр торговал зеленью, но уже скоро принялся за выгодную международную торговлю. Корабли его ходили в Италию, Испанию, балтийские порты и Архангельск. Торговал Исаак рыбой, солью, мехами, кожей, воском, древесиной, зерном и икрой.

В самом конце 16 века Ле Мэр забросил дела в Европе, переключившись на рискованную, но очень выгодную торговлю с Голландской Ост-Индией (современная Индонезия), для чего в 1599 году основал «Новую Брабантскую компанию». Уже в 1602 году после череды слияний и поглощений почти все голландские внешнеторговые компании объединились в Объединённую Ост-Индскую компанию, одним из 14 директоров и одним из крупнейших держателей акций которой был наш предприимчивый герой. Вскоре над Исааком стали сгущаться тучи. В 1604 году его обвинили в том, что первый заграничный поход Ост-Индской компании вёлся в интересах Ле Мэра и его товарищей в ущерб другим акционерам. Экспедиция была организована от имени компании, но при этом без ведома остальных директоров. Ле Мэр не смог на бумаге обосновать средства, которые, по его заверениям, были потрачены на оснащение флота. В 1605 году это привело к тому, что Исаак был вынужден покинуть пост директора и обязался никогда больше не заниматься колониальной торговлей. Но в руках уже бывшего учредителя компании все ещё оставался большой пакет акций и злоба на Ост-Индскую компанию.

<i>Кстати, по данным Daily Finance видно, что Ле Мэру было что терять (и что обещать)</i>
Кстати, по данным Daily Finance видно, что Ле Мэру было что терять (и что обещать)

В 1608 году наш герой принялся агитировать французов за создание собственной Ост-Индской компании и, конечно же, был готов помочь в создании конкурирующего предприятия для своих непримиримых противников из компании голландской. Планы, правда, не удались из-за неопределённой экономической ситуации. В том же году Ле Мэр задумал совместное дело с французами и Генри Гудзоном, но последнего перекупила всё та же ненавистная Голландская Ост-Индская компания. В 1609 году Исаак смог наконец договориться с французами и отправил в южные моря корабль с товарами на 10 тысяч гульденов. Известно, что экспедиция не завершилась успехом, но неугомонный голландец продолжал агитировать французов за создание «своего ответа» своим соотечественникам. Планы эти окончательно канули в Лету со смертью французского короля Генриха IV в 1610.

Смерть короля серьёзно спутала карты нашему герою, но тот не отчаялся, и в 1609 году десять друзей нашего почти Оушена и сам Исаак Ле Мэр организовали Groote Compagnie. Суть предприятия заключалась во фьючерсной торговле акциями Голландской Ост-Индской компании. Что же за зверь такой эти фьючерсы и с чем их едят? Фьючерсная торговля предполагает продажу некоего товара (в данном случае — акций Голландской Ост-Индской компании), которого у продавца на руках нет. Однако он обязуется передать товар по истечению срока сделки (у Исаака Ле Мэра контракты были на год или два), а покупатель в свою очередь обязуется по истечению срока эти акции купить по цене, оговоренной в контракте. Откуда же продавцу эти акции взять? Купить позже, когда, как он думает, цена на акции упадёт. Это называется, как все знают, «игра на понижение». Трейдер получает прибыль при падении курса акций в виде разницы между ценой, оговоренной во фьючерсном контракте, и той, по которой он позже закупил уже подешевевшие акции. Занимались подобной торговлей так называемые «медведи» — устойчивый термин, обозначающий игроков на понижение, в противовес «быкам» — игрокам на повышение.

<i>Один из источников баснословных богатств Голландской Ост-Индской компании. Мускатный орех. В своё время ради островов, где тот растёт, голландцы уступили англичанам Манхеттен.</i>
Один из источников баснословных богатств Голландской Ост-Индской компании. Мускатный орех. В своё время ради островов, где тот растёт, голландцы уступили англичанам Манхеттен.

Схема выглядит рабочей, но есть нюанс. А как убедиться, что курс акций действительно будет падать? Ведь если курс вырастет, то трейдер купит акции дороже, чем продаст и получит лишь убытки. И тут у коварного Ле Мэра было несколько рычагов влияния на ситуацию. Во-первых, это те самые акции Голландской Ост-Индской компании на руках. Много акций. Настолько много акций, что наш герой на время описываемых событий был одним из крупнейших их держателей (4/15 всех акций Компании). И вот Ле Мэр и его партнёры массово избавляются от имеющихся на руках акций, продавая их. Сам Исаак продал в 1610 году акций на 69 400 гульденов (по курсу 1626 года при переводе в современную валюту это 910 тысяч с лишком евро). Насытив рынок акциями и устроив их крупную продажу, заговорщики хотели снизить курс акций, а в идеале – обрушить его. Во-вторых, инструментом в руках трейдеров были слухи о скором создании французского конкурента Голландской Ост-Индской компании. Создание конкурента разрушило бы монополию компании и негативно сказалось бы на её прибыли, так что на торгах это несколько сбивало цену акций. В-третьих, у Ле Мэра и сообщников была инсайдерская информация. Они знали, что «не всё спокойно в Датском королевстве» — Голландская Ост-Индская компания даже дивиденды по акциям выплачивала не наличностью, а залежавшимися на складах пряностями. К тому же склады компании были под завязку забиты неходовым мускатным орехом, который простаивал, не принося прибыли.

Откуда же брал такую информацию Ле Мэр? Дело в том, что ему помогали изнутри компании. Пожалуй, самым полезным помощником был главный бухгалтер Голландской Ост-Индской компании, который был недоволен политикой компании и потому решил помочь заговорщикам. Он ещё сыграет свою роль в этой истории.Итак, казалось бы, все козыри на руках – осталось лишь начать партию. В 1609 году акции Голландской Ост-Индской компании стали стремительно падать. Руководство, не будь дураками, сразу поняло, откуда дует ветер, и невинному виду Ле Мэра совсем не поверило – директора компании стали требовать от правительства ограничения фьючерсных контрактов месячным сроком. Наш герой и его коллеги были обвинены в заговоре и в продаже на «сотни тысяч» больше, чем имели на самом деле. В ответ «медведи», которых такое положение дел не устраивало, раскрыли внутренние проблемы компании, описанные выше, и выдвинули встречные обвинения – мол, господа, да у вас склады забиты мускатом на несколько лет вперёд, какие вопросы к нам, если справедливый курс акций компании должен быть ещё ниже? К тому же, как писали представители «медведей», запрет на торговлю акциями в Амстердаме просто привёл бы к переносу места торгов за пределы Голландии.

При этом до сих пор почти все сделки происходили легально. «Почти», потому что несколько партнёров Ле Мэра совершили продажу «фиктивных акций». Для передачи части акций компании надо было вписать нового собственника в учётную книгу. Присутствовать при этом должны были покупатель, продавец и двое директоров компании. Однако недобросовестные трейдеры совершали «продажу» акций без внесения нового собственника в учётную книгу – настоящие акции оставались в руках продавца, а покупатель оказывался «с носом» и бесполезной бумажкой. В этом деле спекулянтам помог уже озвученный выше главный бухгалтер компании, который и заведовал учётной книгой.1610 год ударил по Ле Мэру со всех сторон – Генеральные штаты Голландии запретили «торговлю воздухом», то есть, все сделки с продажей акций, которых у продавца нет, Голландская Ост-Индская компания поскребла по сусекам и для предотвращения падения курса выплатила держателям акций дивиденды в размере 75% от номинала. Курс акций закономерно вырос.

В итоге, когда в апреле-мае подошёл срок исполнения большинства фьючерсных сделок, картина перед «медведями» Ле Мэра оказалась удручающая. Курс акций по сравнению с моментом заключения фьючерсных контрактов вырос, вскрылись и случаи откровенного мошенничества с продажей «акций», описанные выше. Консорциум потерял 45 000 гульденов (590 тысяч евро), несколько соратников Ле Мэра обанкротились. Поскольку не во всех случаях акционеры смогли исполнить свои финансовые обязательства по фьючерсам, а также из-за случаев мошенничества к суду был привлечён сам Исаак Ле Мэр. Впоследствии он был вынужден отказаться от своей собственности в Амстердаме и покинуть город.

Но, несмотря на поражение в битве против Ост-Индской компании, Ле Мэр не принял поражения в войне. Следующая глава этой истории из Голландии перенесётся в Атлантический и Тихий океаны, а жанр истории сменится с финансовых махинаций на приключенческий роман. Но это совершенно другая история. Что же можно сказать в заключении? Крупнейшая финансовая афера своего времени не удалась, и Исаак Ле Мэр потерял весьма существенные средства. Оказалось, что свалить такого гиганта, как Голландская Ост-Индская компания непросто, особенно на фоне поддержки компании со стороны государства. Впервые в истории государство вмешалось в биржевую торговлю, да ещё и так бесцеремонно – полностью запретив фьючерсные сделки. Тяжело предсказать, могла ли афера стать удачной, но мне кажется, что нет. Когда проблема потребовала решения, то Ост-Индская компания просто засунула руку в свой бездонный кошелёк и заткнула необходимые дыры. Внутренние проблемы этому не помешали. Так что даже если вам кажется, что ноги у колосса глиняные – лучше перестрахуйтесь.

<i>Облигация Голландской Ост-Индской компании на 2400 флоринов</i>
Облигация Голландской Ост-Индской компании на 2400 флоринов

Автор: Даниил Рябчук

22
Начать дискуссию