Корпоративная психология. Часть 1. Как регулярные сеансы со специалистом помогают трудовым коллективам в XXI веке

Корпоративная психология. Часть 1. Как регулярные сеансы со специалистом помогают трудовым коллективам в XXI веке

Всемирная организация здравоохранения внесла эмоциональное выгорание на рабочем месте в 11-ю Международную классификацию болезней в 2019 году. Синдром не классифицируется как медицинское состояние, однако относится к факторам, которые влияют на здоровье человека. В МКБ-11 выгорание характеризуется истощением мотивации или физических сил, снижением работоспособности, психическим дистанцированием или чувством цинизма к профессиональным обязанностям. Согласно исследованию Emplify за 2020 год, 62% сотрудников сталкивались с выгоранием, а 20% ежедневно страдают от его симптомов: снижения продуктивности, частых головных болей, апатии, усталости, бессонницы, мышечного напряжения, раздражительности и даже депрессии.

Выгорание и тревожность становятся серьёзной проблемой не только для сотрудников, но и для работодателей: сотрудники с выраженной депрессией теряют в среднем 27 рабочих дней в год, а по данным ВОЗ, снижение продуктивности склонных к тревожности и депрессии сотрудников обходится мировой экономике более чем в $8 трлн ежегодно.

Забота о психологическом здоровье сотрудников стала тенденцией во всём мире. Не обошёл стороной тренд и Россию: всё больше компаний обзаводятся штатным корпоративным психологом или пользуются услугами внешних специалистов.

Какие задачи бизнеса решает психолог и так ли необходимо бороться с проблемами профессионального выгорания, тревожности и депрессии сотрудников узнаем из сегодняшней статьи.

Эмоциональное состояние сотрудников и продуктивность компании

Стресс на рабочем месте обретает масштабы эпидемии, особенно после пандемии. Международное исследование Gallup утверждает, что две трети штатных работников подвержены выгоранию. Примечательно, что по данным аналитиков выгоревшие сотрудники на 63% чаще берут больничный, на 23% чаще обращаются в отделение неотложной помощи и в 2,5 раза чаще ищут другую работу. Такую статистику сложно назвать несущественной с точки зрения эффективности компании.

В России с выгоранием на работе дела обстоят не лучше: по данным исследования HeadHunter во II квартале 2022 года, 54% россиян подозревают у себя выгорание. Среди распространённых причин психологических трудностей работники называют напряженный график, неудовлетворенность зарплатой, чрезмерную нагрузку, а также неспособность отделить дом с работой и сложные отношения в коллективе. При том, что по результатам недавнего опроса ВЦИОМ почти 90% россиян никогда не обращались к психологу, психотерапевту или психоаналитику, а 68% привыкли справляться с душевными трудностями самостоятельно, страшно представить какое напряжение приходится выдерживать российским трудящимся.

Внедрение культуры благополучия сотрудников – вопрос эффективности и жизнеспособности компаний, ведь успех современного бизнеса во многом зависит от сильной команды, способности работников быстро адаптироваться к изменчивым условиям рынка и генерировать идеи. К сожалению, выгорание, тревожность и депрессия существенно снижают потенциал сотрудников, увеличивают текучку кадров и рушат связи внутри коллектива.

Увы, не многие работодатели в России осознают пользу корпоративной психологии и готовы взять на себя ответственность за ментальное благополучие персонала. По данным HeadHunter, 72% сотрудников российских компаний не имеют доступа к оплачиваемой программе психологической поддержки, и только каждый десятый респондент заявил, что получает консультации корпоративного психолога.

Между тем, экономически активное население более всего нуждается в психологической поддержке: чаще всего к профильным специалистам обращаются люди 25-40 лет, живущие в крупных городах. Самые психологически уязвимые сферы труда: торговля, банковский сектор, сфера услуг, а также те сотрудники, чьи должностные обязанности связаны с рисками, дедлайнами и высоким уровнем ответственности.

Кто такой корпоративный психолог и как он работает

Корпоративный психолог работает с сотрудниками компании:

  • Консультирует сотрудников на личные и профессиональные темы;
  • Выявляет психологические проблемы сотрудников и работает с ними;
  • Оценивает личностные и профессиональные качества сотрудников;
  • Помогает в подборе кадров и консультирует руководство по вопросам командообразования и формирования кадрового резерва;
  • Помогает в адаптации и мотивации сотрудников;
  • Работает над программами по повышению эффективности работы сотрудников;
  • Прорабатывает конфликты внутри коллектива;
  • Проводит тренинги;
  • Занимается коучингом.

Круг обязанностей и конкретные задачи корпоративного психолога определяет наниматель. Сигналом к приглашению специалиста обычно служат большая текучка кадров, конфликты и интриги в коллективе, эмоциональное выгорание сотрудников, частые больничные и рост числа ошибок у надёжных, прежде не замеченных в невнимательности, сотрудников.

Из-за специфики деятельности, важно, чтобы помимо высшего психологического образования, специалист по корпоративной психологии имел знания о тонкостях построения корпоративной культуры, карьерном развитии, поведении потребителей и других нюансах деятельности компании и отношений внутри рабочего коллектива – именно это отличает корпоративного психолога от любого другого.

Задачи корпоративного психолога пересекаются с обязанностями HR-специалистов, потому эти эксперты часто работают в тандеме.

Корпоративный психолог может быть как штатным сотрудником организации, так и оказывать услуги по запросу: на текущий момент рынок психологических услуг предлагает не только частные консультации, но и b2b-услуги.

Психолог в компании может заниматься как индивидуальными консультациями с отдельными сотрудниками, которые нуждаются в особом внимании со стороны специалиста, так и проводить диагностику психологического климата в отделе, чтобы выявить причину высокой текучки или частых конфликтов. В особо серьёзных случаях в компании может работать целая команда психологов, которая выстроит отношения внутри коллектива и повысит эффективность всего предприятия.

Можно ли с помощью психолога повысить эффективность компании

Сплочённый коллектив психологически благополучных, лояльных и мотивированных сотрудников – основа для построения эффективной работы компании и повышения лояльности клиента. Казалось бы, не связанные между собой материи, однако работа с психологическим здоровьем команды – прямой путь к успеху на рынке. Работа с лидерством, тайм-менеджментом, коммуникативными навыками сотрудников и управление конфликтами – задачи, которые решает корпоративный психолог.

Психологическая атмосфера влияет на мотивацию: когда сотрудник работает с интересом, азартом и удовольствием, не тратит времени на пережёвывание конфликтов или личных проблем, эффективность и производительность повышаются. Психологическое благополучие важно и для взаимоотношений внутри коллектива, и для коммуникации с клиентом: конфликты и напряжение внутри компании могут привести к снижению продаж и выручки, а грамотный психолог такую ситуацию способен скорректировать.

Выгорание – причина падения качества работы прежде внимательных и эффективных сотрудников. Снижение уровня тревоги среди подчинённых помогает не только наладить отношения в коллективе, но и повысить включённость и внимательность работников, избегать маленьких и больших рабочих ошибок.

Работа с выгоранием, коучинг ключевых сотрудников и другие мероприятия со стороны корпоративного психолога напрямую влияют на качество и эффективность работы всей компании: порой не хватает взгляда специалиста со стороны, чтобы грамотно скорректировать работу и справиться с кризисными ситуациями, падением эффективности или потерей потребительского интереса.

Однако нет смысла формулировать корпоративному психологу задачу как «повысить выручку» – с такими показателями напрямую специалист не работает. Рост скорее приятный бонус к результатом деятельности корпоративного психолога. От общего психоэмоционального состояния зависит эффективность и продуктивность сотрудника, его взаимодействия с начальником, коллегами и подчиненными. Цель корпоративного психолога – помочь выстроить более здоровые отношения внутри коллектива и проработать внутренние конфликты работников, что в конечном счёте и идёт на пользу бизнесу.

С чем ещё работает корпоративный психолог

Рабочие конфликты. Причин разногласий на рабочем месте хватает: коммуникация между сотрудниками оставляет желать лучшего, размыты роли и обязанности в коллективе, нездоровая корпоративная культура или отсутствие навыка решать конфликты. Из глобального отчёта компании CPP следует, что 85% сотрудников сталкивались с разного рода конфликтами на рабочем месте, 29% конфликтуют с коллегами регулярно, а 34% опрошенных заметили, что причиной разногласий стал стресс во время работы. Примечательно также, что по данным той же CPP почти каждый десятый рабочий проект не доходит до реализации из-за разногласий внутри команды, а в целом сотрудники тратят около двух часов в неделю на рабочие конфликты и споры. Неудивительно, что из-за нездоровой психологической атмосферы среди работников организации несут финансовые потери.

В случае конфликтной ситуации между сотрудниками компании, на помощь приходит корпоративный психолог: специалист выступает в роли медиатора, использует универсальный протокол медиации, чтобы общаться с каждым участником столкновения и контролировать экологичность выражения позиции сторон. Психолог помогает найти решение конфликта и следит за выполнением условий с участниками инцидента на нескольких дополнительных встречах.

Помочь в разрешении разногласий также могут профилактические меры. Например, тренинг по конструктивной коммуникации. Корпоративный психолог обучит сотрудников приёмам бесконфликтного общения: объяснит, как давать обратную связь и выражать позицию в процессе работы так, чтобы не разжечь конфликт.

Личные проблемы сотрудников. К корпоративному психологу можно обратиться не только с профессиональными запросами, но и с личными проблемами, ведь тяжёлые внутренние конфликты, тревожность и другие проблемы сотрудника влияют на эффективность не меньше, чем рабочие трения. Опрос компании Bensinger, DuPont & Associates показал, что около половины опрошенных сотрудников замечают влияние семейных и личных проблем на рабочую продуктивность, а 15% респондентов отметили, что пропускали работу по личным причинам. По данным ВОЗ, каждый десятый трудоспособный взрослый не способен корректно работать при наличии серьёзных проблем персонального характера.

К личным запросам относят и проблемы, связанные с эмоциональным состоянием: тревожность, депрессивные периоды и апатия. Эпидемиологические и социологические данные утверждают, что от проявлений депрессии страдают от 8 до 12% людей во всем мире. Согласно статистике американских работодателей, депрессивные эпизоды сотрудников обходятся корпорациям примерно в $210 млрд в год из-за потери производительности. Однако внедрение в корпоративную культуру штатного психолога и других служб поддержки повышает работоспособность команды и окупается в 3 раза за 2 года.

Если психологическая проблема сотрудника находится вне компетенций штатного специалиста и требуется работа с более узким специалистом или есть подозрение на необходимость медикаментозной терапии, психолог направит работника к клиническому психологу, психиатру или психотерапевту. В профессиональном психологическом сообществе общепринятая практика – определять границы своих компетенций и не пытаться решать своими силами проблемы, на которые не хватает знаний или полномочий.

Экологичная агрессия. Корпоративная психология работает с тревогой и агрессией внутри компании. Тревога способна парализовать бизнес-процессы до такой степени, что сотрудники банально не смогут корректно выполнять рабочие обязательства. Агрессия же своего рода топливо для бизнеса: здоровая конкуренция, сдерживаемая иерархией и корпоративными правилами, способна раскочегарить отдел и повысить показатели. Опытный психолог покажет, как нужно работать с чувствами в экологичном формате и направлять энергию сотрудников на пользу компании.

Особенно актуальны подобные мероприятия в кризис, когда компании часто вынуждены идти на реорганизацию или смену бизнес-модели, а сотрудники испытывают повышенные нагрузки и волнения из-за неопределённого будущего. Корпоративный психолог в такой ситуации помогает снять напряжение внутри коллектива и перенаправить внимание работников в нужную сторону.

Почему сотрудники могут не доверять штатному психологу

В России пока не сформировалась повсеместная культура заботы о психологическом здоровье: здесь не принято делиться чувствами с окружающими, а психологам до сих пор часто предпочитают разговоры по душам с приятелями или вообще переживать в себе любые кризисные ситуации. Но есть и другие причины опасаться идти к корпоративному психологу.

От обращения к штатному специалисту за психологической помощью сотрудников чаще всего останавливают страх нарушения конфиденциальности и сомнение в приоритетах психолога: раз психолог работает на начальника, любые жалобы и переживания в его кресле обязательно станут общественным достоянием, а то и послужат причиной увольнения. Однако, это ложные опасения: любой психолог, в том числе корпоративный, работает в рамках этического кодекса Российского психологического общества, который составлен на основе закона «О защите персональных данных», Всеобщей декларации прав человека и других документов, регулирующих принципы проведения медицинских исследований.

Согласно кодексу, информация, которую психолог получает в процессе работы, не может разглашаться без согласия пациента, а любые результаты психологических исследований должны быть представлены таким образом, чтобы не скомпрометировать участников терапии. Это значит, что руководство не получает персонализированную информацию с психологических сеансов: в распоряжении начальника может оказаться лишь сводный отчёт по психологическому климату в коллективе. Такой документ учитывает ряд показателей, в том числе удовлетворённость стилем руководства и обстановку в команде. Руководители изучают средние значения по своему отделу и анонимную обратную связь, благодаря которой можно скорректировать методы управления в пользу сотрудников.

Корпоративный психолог выступает нейтральной фигурой в отношениях между руководством и подчинёнными: помогает наладить коммуникацию, навести порядок в иерархических отношениях и выстроить работу внутри коллектива таким образом, чтобы снизить тревогу и риск выгорания, а также дать сотрудникам на всех уровнях почувствовать, что все работники компании – одна команда и работают на общее благо.

Начать дискуссию