{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Фундаментальная картина на 20 сентября 2022 года

На рынках продолжает господствовать страх и апатия. И хотя за лето панические настроения слегка уменьшились, сегодня по-прежнему мало кто верит в рост фондовых рынков в развитых странах.

Сентябрьское заседание ФРС, намеченное на 21 сентября 2022 года, ожидается рынком с заложенным в цены повышением ставки сразу на 0.75% с вероятностью в 90%. Пауэлл на последней пресс-конференции говорил, что дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики будет рассматриваться исходя из поступающих данных, а инфляция в США по отчету от 13 сентября впервые за несколько месяцев уменьшилась и составила 8.3% вместо предыдущих 8.5%, но оказалась выше прогноза в 8.1%. Это по-прежнему много, и стабилизация скорее всего носит временный характер – надеяться на смягчение риторики ФРС не приходится.

Сокращение программы QE продолжается намеченными темпами.
В сентябре ФРС вдвое ускоряет изъятие напечатанных ранее долларов в рамках программы количественного смягчения. По намеченному плану будут уничтожаться по 95 млрд. в месяц вместо летних 47.5. Программа ужесточения ДКП набирает обороты и в целом – с незначительными отклонениями – идет по заявленному плану.

Инициативу ФРС пытается перехватить ЕЦБ, поднявший ставки сразу на 0.75 базисных пунктов. Однако, в Европе существует грандиозная проблема финансового расслоения развитых стран и стран Южной Европы. Руководители крупнейших стран ЕС загнали себя в тяжелую ситуацию, когда каждый процент роста доходности по облигациям (а рост ставок напрямую влияет на эту доходность) делает неподъемным и без того катастрофический долг отстающих членов (та же Греция имеет совокупный долг выше 200% ВВП).

Также просачиваются новости, что ЕЦБ ведет разговоры о начале сокращения баланса по стопам ФРС. Но что тогда? Те же греки, и вместе с ними итальянцы, испанцы попросту не смогут финансировать свои обязательства. А если так, то север Европы будет вынужден финансировать юг. Но в условиях начинающего кризиса и подкрадывающейся зимы – а с энергоносителями ситуация крайне тревожная – инфляция во все большем количестве стран может показывать двухзначные цифры, уровень жизни европейцев упадет, и население развитых стран взбунтуется.

Конечно, и затягивание спецоперации на Украине добавит сложностей в экономику ЕС в сочетании с несколькими процентами инфляции к концу года. Сегодня в копилку геополитической напряженности пришли новости, что Иран решил присоединиться к ШОС. Для рынков это означает отсутствие дополнительных баррелей нефти, а значит цены на энергоресурсы снижаться не собираются.

Что интересно в текущей ситуации – и этим она уникальна – по волновому анализу достаточно печальные картины вырисовываются по британскому фунту, особенно японской йене и даже швейцарскому франку. А евро, наоборот, нацеливается в рост. Нам известно, что EURUSD является устойчивым индикатором толерантности инвесторов к риску. Но как же так? Как же глобальная медвежья картина по фондовым рынкам? Объяснение одно. Возврат в ближайшее десятилетие к немецкой марке или некому промежуточному суррогату между нынешним евро и DEM, график которой является основной для графика EURUSD, а до 1999 года, по сути, был графиком DEMUSD.

Добавлю, что индекс экономических настроений в Германии снова обновил многолетние исторические минимумы, уйдя ниже ковидных значений 2020 года. Аналитики также связывают панические настроения инвесторов с энергокризисом и ужесточением политики ЕЦБ.

ИНДЕКС ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ В ГЕРМАНИИ

Резюмируя новостной фон, можно сказать следующее. Количество свободной денежной массы сокращается повсеместно. Ставки повышаются, обращающиеся в системе деньги дорожают. Это с одной стороны.

С другой – инфляция в США и ЕС выше 8%, в Великобритании почти 10%.

ГРАФИК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН В ЕВРОЗОНЕ

Процесс лишь отчасти связан с огромной массой напечатанных денег. Львиная доля проблемы кроется в политической нестабильности, дефиците ресурсов, росту цен на энергоносители, продукты питания, удорожанию логистики. При существующей политической системе банки в состоянии сдерживать печатание денег. Но удорожание необходимых для производственных мощностей и жизнеобеспечения ресурсов никуда не денется и, скорее всего, будет идти опережающими темпами (зима на пороге, спецоперация не заканчивается, политические конфликты повсеместно). Причем, политическим режимам развитых стран крайне выгодно поддерживать военное напряжение, объясняя провалы в экономике военными действиями. Еще более пяти лет назад ряд экономистов предупреждал о надвигающемся дефиците продовольствия, а сейчас нехватку, например зерна легко свалить на украинскую ситуацию.

Впереди дефицит редкоземельных металлов для полупроводников и в целом машиностроительной отрасли, пресной воды для населения.

Таким образом, на чаше весов с одной стороны ужесточение ДКП, с другой – инфляция, слабо подконтрольная правительствам. Скорее всего, зимой мы увидим серьезное ралли в ценах на газ, энергоносители в целом и продукты питания, что сведет усилия регуляторов по сдерживанию цен к нулю. При двухзначной инфляции инвестор может пойти снова в акции (хранение денег в облигациях с отрицательной доходностью не будет иметь смысла) и криптовалюту.

Но накапливающиеся проблемы превращаются в снежный ком, и длительный медвежий рынок в скором времени станет длительной глобальной тенденцией.

0
1 комментарий
Эмиль

Ну а в итоге-то что, в какие активы выгоднее всего сейчас класть средства, чтобы спасти их от инфляции?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда