Как Петр бороды рубил и свое первое окно в Европу (часть 1)

ПОСЛЕДНИЙ ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ И ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТОР ВСЕРОССИЙСКИЙ — В ПРОЕКТЕ «ГРАЖДАНИН ТАГАНРОГА».

автор Сергей Медведев

Жан Марк Натье, «Портрет Петра I в рыцарских доспехах»

В сентябре 2023 года Таганрогу исполнится 325 лет. Совместно с банком «Центр-инвест» мы придумали подарок имениннику. Мы расскажем истории 25 его уроженцев и жителей, которые прославили Таганрог. Премьерой проекта стал рассказ об актрисе Фаине Раневской. Герой сегодняшнего выпуска — основатель города, император Петр I Алексеевич, прозванный Великим.

«Петр I». Худ. В. Серов. 1907 год.

Как писал первый историк приморского города Павел Филевский, «коротки были дни Таганрога под властью Петра Великого, но они наложили на чело его печать исторического величия, они создали ему имя в истории и осветили его блеском славы гениального человека».

Таганрог и Петр I совпали на полтора десятка лет, и эти годы оказались важнейшими в истории страны. Именно в это время Россия обрела флот, регулярную армию и сделала шаг к цивилизованному миру. Петр бывал на Таганьем Роге трижды. И всякий раз на берегах залива появлялся новый царь — с новым опытом, новыми знаниями и новыми целями.

1696 год. Первый визит царя на Таганий Рог

Первый визит молодого царя (ему только-только исполнилось 24 года) на Таганрогский залив подробно описан историками, прежде всего Николаем Устряловым в «Истории царствования Петра Великого»; а также в художественной литературе — в романе «Петр I» Алексея Толстого.

Дело было так. Отпраздновав взятие турецкого Азова, Петр решил обследовать окрестности: ему нужна была гавань для базирования морского флота.Разрушенный до основания во время осады Азов хотя и решили восстанавливать, но для базирования он не подходил: мало места, слишком мелко и велика зависимость от направления ветра, он мог выдуть воду из низовьев реки. Да и сам Азов надо было охранять от турецких кораблей. Значит, надо искать место для новой крепости где-то на побережье Азовского моря.

26 июля 1696 года царь в сопровождении генералов отправился на галерах в устье Дона. Утром Петр со свитой пересел в лодку, вышел в море, повернул на север к Крымской стороне и в четыре часа пополудни пристал к высокому необитаемому мысу, издавна известному казакам под именем Таган-Рога. («Таган» по-тюркски — подставка для котла, треножник, «рог» по-русски — мыс. То есть буквально «Таганрог» — это мыс, на котором расположена подставка для огня.)

Царь был счастлив. Осуществилась его детская мечта. Он на море, у него есть флот. Пусть это, в основном, весельные галеры, а не ботики (на которых можно ходить против ветра). Но все впереди.

«Никита Зотов обучает Петра Великого разным наукам». Миниатюра из рукописи «История Петра I». XVIII век.

О ботиках Петр Алексеевич узнал совсем недавно, в 1688 году. Царь рассказывал (цитирую по по «Морскому уставу» 1720 года, который Петр I счел нужным дополнить личными воспоминаниями): «Случилось нам быть в Измайлове на льняном дворе, и, гуляя по амбарам, увидел я судно иностранное, спросил вышереченнаго Франца (Тиммермана, голландского купца, корабельного мастера, учителя Петра І по геометрии и фортификации. — Авт.), что то за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело».

Петр тут же велел сыскать человека, который сможет починить английский бот. Человека такого нашли: еще при отце Петра І, царе Алексее Михайловиче, в Россию был призван, «в компании морских людей», голландец Карштен Брант — для постройки морских судов на Каспийском море.Брант починил бот, сделал мачту и паруса и на реке Яузе показал царю его возможности. «Бот не всегда хорошо ворочался, но бoлее упирался в берега, я спросил: для чего так? Он сказал, что узка вода. Я стал проведывать, где бoлее воды». Испробовали и Просяной пруд, и Переславское озеро, и Кубенское — все было не то. Голландский корабельщик за эти несколько лет сделал для русского царя два малых фрегата и три яхты. А сам Петр понял, что любые озера ему будут мелки: «Я положил свое намерение прямо видеть море».

«Петр за рулем парусного ботика на Яузе реке». Худ. А. Кившенко. 1880 год.

...Осмотрев Таган-Рог и измерив глубину моря у берега, Петр І пошел далее, к другому мысу — Очаковскому Рогу. Первый мыс показался царю удобнее: и по высоте положения, и по крепкому каменистому грунту, и по глубине моря, и по обширности места для возможной гавани. К тому же рядом бил источник с пресной водой. Здесь Петр и решил соорудить крепость с гаванью. На Очаковском Роге царь распорядился построить форт, мол, не помешает, будет охранять гавань и крепость. Барону Боргсдорфу было поручено изготовить план.

Царь переночевал в лодке, на матросской скамейке, с пустым желудком, утром отправился в обратный путь, в Азов.

Вообще-то таганрожцы вполне могли бы считать годом основания своего города 1696-й: место было выбрано, распоряжения даны. Увы, распоряжения не были выполнены (об этом чуть позже). В России все делалось медленно. И то, что можно сделать самому, лучше было делать самому. Это Петр понял еще в детстве.

Взятие Азова показало царю и то, что из поражений надо делать соответствующие выводы. Как известно, первый Азовский поход в 1695 году окончился провалом: войско было неуправляемым, командиры самонадеянны или унылы. Инженеры-взрывники не имели опыта: уставленные под турецкую крепость мины изувечили сотни нападавших, но не разрушили стены. Но главный урок, который извлек Петр из первого азовского похода: без флота в конце XVII века война не делается.

А в России не было ни флота, ни верфей, ни мастеров, ни моряков. Было желание Петра построить этот самый флот. И он был создан — по сути, за зиму под Воронежем, где давно выпускали струги (так что опыт кое-какой был).

Лодки, изготовленные в Москве, прибыли в Воронеж разобранными посуху в течение марта. Первая спущенная на воду галера получила имя «Принципіумъ». Ее капитаном стал сам Петр Алексеевич.

«Корабли времен Петра I». Худ. Е. Лансере. 1911 год.

Весной 1696 года русская флотилия, 30 галер, блокировала Азов с моря. Турки не ожидали, что неприятель станет два года подряд бить в одну точку, и построенные в 1695 году напротив азовской крепости русские укрепления не были снесены. Ими и воспользовались — на этот раз с успехом — войска Петра І.

Но было понятно, что конечная цель — выход в Черное море, а значит, и на европейские рынки — не достигнута, Керченский пролив по-прежнему контролировали турки. Петр планировал и дальше вести войну. Для этого необходимо было продолжать строительство флота и обеспечить страну нужными специалистами.20 (30 по новому стилю) октября 1696 года Боярская дума провозглашает: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем основания российского регулярного военно-морского флота.

Кроме того, Петр І повелел построить «канаву» между Волгой и Доном, так сказать, для освоения южного региона: чтобы облегчить связь между центральной Россией и Доном. Проект канала назывался «Новая и правдивая карта о перекопе, чтоб из Дона или Танаиса кораблям Иловлей рекой до Камышенки и Камышенкою рекой в Волгу или Астраханскую реку в Каспийское море входить». На реке Камышенке должны были построить в первую очередь 4 плотины и 4 шлюза, вторая очередь включала в себя еще 6 шлюзов. Длина канала составляла две с половиной версты.

«В мастерской (Петр I за изготовлением руля)». Худ. М. Клодт. 1872 год.

Князь Борис Алексеевич Голицын был назначен куратором проекта. Как отмечал современник, «Голицын был в Царицыне, и «хотели перекапывать реку», посошных людей собрали 35 000 человек, но ничего не сделали».Сам Голицын считал так: «Если бог, создавая реки, дал им естественное течение, то со стороны человека было бы неразумным высокомерием направлять их в другую сторону. Един бог управляет течением рек, и дерзко было бы человеку соединять то, что всемогущий разъединил». Да, подбор кадров был для Петра І огромной проблемой. Из-за отсутствия профессиональных навыков у всех претендентов предпочтение отдавалось личной преданности. Голицын был предан. Увы, с началом Северной войны (1700-1721) финансирование этого проекта было вовсе прекращено.

На этом заканчивается 1 часть истории, связанной с Петром I и его первым визитом на Таганрогский залив. В следующей части мы расскажем о втором приходе императора и про день основания г. Таганрог.

Подпишитесь на наш блог, чтобы не пропустить новую публикацию, и делитесь своими впечатлениями о первой части в комментариях!

Telegram-канал «ЕвроМедиа» о самых значимых новостях отраслей https://t.me/ideuromedia

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда