Как стать копирайтером?

Все знают, что программистом стать очень сложно, нужно долго учиться, потом ты будешь джуном и только через много лет начнёшь получать 100 000 в секунду, а копирайтером просто — писать то все умеют.

Для кого эта статья? Для тех кто хочет стать копирайтером, как и указано в заголовке. После её прочтения, и выполнения указанных условий, вы станете отличным копирайтером, лучше чем 90% на рынке.

Как стать копирайтером?

Конечно сейчас набегут «специалисты» и расскажут «Нет! Стать хорошим копирайтером очень сложно! Очень долго! Это хрензнаеткак надо делать! Я это знаю хрензнаетоткуда!» Не слушайте дурачков, незачем усложнять — есть доступные условия и умения, выполните и научитесь — будете хорошо писать. Всё просто.

Небольшая предыстория, знакомые обращались: «Научи меня зарабатывать в интернете, ты же там что-то делаешь», я всем рассказывал про копирайтинг ввиду его доступности: как начать, что писать, где себя продавать. Практически у всех получалось при желании и старании, все стали что-то зарабатывать, одна девочка стала профессионалом и этим живёт, у одной вообще не вышло, хотя она старалась. Но, в среднем, на уровень «заработать на мороженку» тянут все.

С чего начать?

Теория наше всё. Вы должны разобраться в вопросе. Существует всего две книги которые нужно прочесть для начала, причём достаточно одной. Да, больше ничего читать не надо, вы же не читатель, вы писатель.

Как стать копирайтером?

Кратко, чётко, по существу. Книга напичкана ценнейшими мыслями и инструкциями. Автор проработал десятки лет и делится огромным опытом. Великолепно. Я не копирайтер, но перечитывал раза 3–4, каждый раз находя новое. Язык лёгкий, картинки интересные.

К сожалению, книга была издана в 1998 году издательством «Довгань», которое развалилось и права никому не передало, как я понял. Поэтому её можно купить только «с рук»: Alib.ru, Libex.ru. Ну и на торрентах есть, не в очень хорошем качестве, но прочесть можно.

Как стать копирайтером?

Про эту книгу все знают, большинство даже читали. Лично мне Кромптон нравится больше, но не будем давать волю личным пристрастиям — книга отличная и в ней много полезного, прочесть её стоит, благо доступна она вообще везде и в любых формах.

Так, с образованием закончили, пора уже писать? Нет, рановато. Конфуций нас учит: «Лучше день потерять, потом за час долететь!» Посвятим подготовке побольше времени, чтобы прийти и сразу блистать, а заказчики пусть в очередь выстраиваются.

Портфолио

Прежде чем что-то продавать — хорошо бы попробовать это сделать и посмотреть получается ли. А то выглядит как: «Вы знаете, я никогда не вырезал аппендицит, но думаю у меня получится, выглядит не сложно.» Уверенность в своих силах прекрасно, но давайте добавим к ней капельку практики.

Любой начинающий оказывается в замкнутом круге: мне нужны заказы, но я их не могу получить, потому, что у меня нет примеров работ, а примеров работ нет, потому, что нет заказов. Очень легко решается целенаправленным созданием портфолио:

  • Придумываете задачу.
  • Пишете ТЗ.
  • Выполняете работу.
  • Даёте третьим лицам оценить.

Нюансы разберу ниже, но общий смысл ясен — сидите и пишите портфолио. Сколько там должно быть текстов? Достаточно чтобы вы почувствали, что начинает получаться. Например десять — хорошее число.

Надо отметить, что у 70% копирайтеров на биржах нет портфолио. Ага, вот прямо так: «Я волшебник слова, напишу чудесный вкусный продающий текст. Верьте мне!» и ни одного примера. А у вас будет.

Кстати, если вам трудно придумать темы для портфолио, нужно помочь оценить тексты или есть другие вопросы — смело пишите мне в Телеграм, всегда стараюсь поддержать людей, которые хотят что-то делать. Контакты можно отыскать в профиле.

Сервисы в помощь

Я пользуюсь тремя вещами (но я и не копирайтер):

Yandex.Wordstat — помогает найти популярные запросы, придумать заголовки. С помощью этого сервиса мне удалось написать статью у которой 1 777 016 просмотров. Магия ключевых слов. Плюс простейший плагин: Wordstat Web-Assistant.

Свежий взгляд — дополнение к Google Docs, которое ищет нежелательную тавтологию.

Главред — помогает найти мусор и убрать его.

Мне больше ничего не требуется. Возможно профессиональным копирайтерам понадобится что-то ещё, сервисы легко найти в многочисленных подборках:

О чём писать?

Выберите какую-нибудь тематику. Всегда легче найти заказчика с предложением «Напишу статью о строительстве деревянных домов», чем с «Напишу статью на любую тему».

Тематика должна быть коммерческой, чтобы там были деньги, не слишком узкой, вам она должна нравиться и вы должны в ней разбираться.

В размышлениях о чём писать поможет упомянутый Yandex.Wordstat.

Мелкие, но ценные нюансы

Несколько моментов которые важны. То, что кажется очевидным, но о чём никто не думает и не делает. А надо бы.

Пишите план текста

Примерно никто таким не заморачивается, а очень-очень зря. Для чего это нужно? Все начинающие копирайтеры бодро берутся за текст, дают 1–2 отличных аргумента, к середине устают и становятся вялыми, а потом им просто надоедает писать и они заканчивают ничем. У текста нет внятного финала, такие тексты встречаются и на бирже, и в журналах, и на сайтах.

Простой план решает все проблемы, например я пишу в Todoist (как научиться пользоваться этим прекрасным инструментом читайте тут: Как пользоваться Todoist).

Как стать копирайтером?

Читайте то, что написали

Это странно, но никто не читает то, что написал: «Хренак-хренак и в продакшн». Я после написания читаю текст (любой, даже комментарии) один–два раза и всё равно нахожу нелепые ошибки спустя время. Если вы не вычитываете текст, то это видно и он небрежный. И очень жалко, что он мог быть лучше, но не стал.

Здорово работает распечатка на принтере, текст с листа читается иначе и ошибки видны. Но это только для тех кто не заботится об экологии и кому плевать на Землю-матушку.

Не пренебрегайте знаками препинания

Научитесь ставить нормальные знаки препинания:

  • Кавычки. В русскоязычном печатном тексте хороший тон использовать кавычки ёлочки — «». Если нужны вложенные кавычки, то лапки „“. «Английские» двойные кавычки «""» — не используются.
  • Двойные пробелы. Не знаю как вы, но вот я очень ясно вижу разницу:«слово ⠀слово» и «слово ⁣слово».
  • Дефис «-»
    Минус «−»
    Кроткое тире «–»
    Тире «—»
    Погрузитесь уже в увлекательный мир горизонтальных палочек.
  • Многоточие. Спорный вопрос, но авторитетные источники склоняются к тому, что единым знаком оно не пишется, а обозначается тремя раздельными точками, т.е. не «…», а «...».
  • Числа. Если начали писать цифрами — пишите цифрами, если словами — словами. Не перемешивайте. И, если честно, «трое детей» понятнее чем «3 детей».
  • Красная строка и абзацы. Половину хороших текстов невозможно читать, т.к. это бескрайняя однообразная простыня. Мой мозг хочет видеть логические фрагменты. С приходом интернетов красная строка исчезла (бумагу экономить не надо), появилась отбивка пустой строкой. Не пренебрегайте.

Тема обширная и, скорее всего, вы постоянно будете узнавать что-то новое. Чтобы вводить эти знаки на мобильном уже всё есть, просто найдите где, а для персонального компьютера стоит установить: Типографскую раскладку Ильи Бирмана. Она позволит легко делать так: ⌀½→₽≈ש↓•„“»«.

Вода и прилагательные это плохо

Есть в книгах выше, но не могу не подчеркнуть:

«Команде предстоит пройти невероятные приключения. В пути их будет поджидать опасность и неожиданные открытия. Но будет не только страх, но и радость. Дамблдор встретится со старыми товарищами и заведёт новых друзей. Попутно Дамблдору предстоит понять, какая именно роль в происходящем уготована ему. Найдя ответ на этот вопрос, он сможет обрести свой новый путь.»

Это не красивый текст, а ужасный. Он практически не несёт никакой информации. Если можете сказать короче — просто сделайте это.

Теория имеется, портфолио написали и попрактиковались, сервисы есть, тематику выбрали, нюансы учли, всё? Идём добывать заказчиков и жечь баблом ляжки? Не совсем, нужно уметь себя продавать.

Как себя продать?

Сразу отмечу — себя продавать не нужно ни в какой ситуации, у достойного человека должны быть принципы, речь о качественной продаже услуг. Как искать интересных заказчиков, позиционировать предложение среди конкурентов, выделиться и получать хорошую оплату.

Начинающие копирайтеры ищут заказчиков на биржах, их множество, выбирайте на свой вкус, мне нравятся FL, Weblancer, Freelancehunt.

Будьте внимательны, например Kwork запрещает обмениваться контактными данными и общаться в мессенджерах, это неудобно, лучше такими площадками не пользоваться.

Итак начнём:

Подберите ключевые слова

Фактически это работа с запросами заказчика, ищем их в Yandex.Wordstat, вставляем в заголовок и текст нашего объявления, позволяет нас находить.

Дайте полную информацию об услуге

«Напишу вкусные тексты» — этого мало. Укажите сроки, порядок работы, наценки и скидки, нужно ли ТЗ, что делаете, а что не делаете. Хорошо структурируйте текст, списки и таблицы в помощь.

Работайте только с ТЗ

Иначе будут проблемы, текст написан, а заказчик говорит: «Ой, я совсем не такого хотел, тут мало „воздуха“.» Если заказчик не даёт техническое задание — предложите написать его самостоятельно за небольшую денюшку. С практикой вы будете писать их быстро и без труда.

Портфолио обязательно

К счастью оно у вас есть. Не понимаю как можно разместить заказ у копирайтера без портфолио, тем не менее таких объявлений полно. Оформите его качественно и в удобной форме, лучше всего выложить на сайт, например Tilda или Wordpress.com.

Не отвечайте стандартным текстом и читайте заказ

На любой бирже половина ответов это стандартный текст, который не имеет отношения к заказу. Обычно нет смысла на такое отвечать. Исполнитель шлёт шаблон, ты его кидаешь в мусорку, вроде все при деле.

Проверьте объявление на ошибки

Удивительно, но в объявлениях копирайтеров частенько встречаются ошибки. Доверия это не вызывает.

Отвечайте быстро

Если заказ небольшой, то выбор исполнителя происходит в первые 30–60 минут. Вы можете быть великолепны, но через сутки в этом нет смысла.

Не бойтесь конкуренции

Видите сколько важных пунктов выше, если вы все их выполнили, то вам не страшна конкуренция. Со стороны заказчика могу сказать, что найти хорошего копирайтера сложно, на сотню будет 1–2. Если повезёт.

Цена не главное

В большинстве проектов цена текстов не имеет решающего значения, на первом месте: качество, соответствие ТЗ, сроки, обязательность, удобство коммуникации и т.п. Экспериментируйте с ценой, мои знакомые копирайтеры писали по $2, сейчас пишут по $15, это нормально.

Вот и всё, у вас есть знания как стать прекрасным копирайтером. Со временем у вас появятся постоянные заказчики и объём работ на месяцы вперёд, но если и этого мало, то читайте дальше.

Куда расти дальше?

Я вижу три пути:

  • Своё агентство. Мне этот путь совсем не нравится, т.к. бизнес плохо масштабируется, работники растут и сваливают, а не факт, что ты заработаешь больше чем в одиночку.
  • Стать редактором. Пройти крутой курс «Школы редакторов» и за большие деньжищи писать для крупного сайта или журнала. Престижно, солидно. Из минусов только то, что работа в РФ сейчас связана с цензурой и дискомфорт может быть.
  • Создать своё медиа. Плох тот солдат, который не хотел сделать канал в Телеграм с 100 000 подписчиков. Выбираем тематику, пишем каждый день три статьи, так три года, тратим на рекламу три тысячи долларов в месяц. Всё. Готово.

Это написано для тех, кто пишет на русском языке. Очевидно, что на английском можно заработать куда больше, но я про это плохо знаю и рассказать не могу.

По доброй традиции надо в конце статьи куда-нибудь заманить благородных донов и доний. Заманиваю в Печенькочат, заманивайтесь.

5050
56 комментариев

Времена Generation «П» уже прошли...

7
Ответить

Честно, не понял смысл этого комментария. Можно чуть подробнее.

2
Ответить

Только не «...», а «. . .». Верно ведь, Evil Pechenka?

1
Ответить

Профессиональная статья написанная профессионалом. Читается легко. Мозг не выносит. Автор пиши ещё!

5
Ответить

Годно, однозначно. Прочёл с удовольствием. Хотя, обо всём перечисленном давно осведомлён.

2
Ответить

Я писал для знакомой, которой это сейчас понадобилось, ну и что добру пропадать, заодно выложил.

3
Ответить

Спасибо, очень полезный материал для тех кто пишет.

2
Ответить