Как бизнесу удержаться на плаву в кризисное время?

Последние несколько лет бизнес в России испытывает существенные трудности. Многие предприятия закрываются, а те, что держатся на плаву, еле сводят концы с концами. Как избежать кризиса, рассказывать уже поздно, а вот что делать, чтобы сохранить собственное дело?

Я много лет сама веду бизнес и активно консультирую предпринимателей по особенностям открытия и ведения деятельности в России. За моими плечами аудиты сотен проектов и бизнес-процессов внутри них. Поэтому хочу поделиться опытом и знаниями в, пожалуй, самой актуальной теме последних лет.

План действий в кризис

1. Первое, что от вас требуется, — отставить панику

С горячей головой и на эмоциях невозможно трезво оценить обстановку и принять верные решения. Сложные времена уже настали, теперь нужно действовать.

2. Попытайтесь удержать текущих клиентов

Привлечение новых клиентов обходится бизнесу гораздо дороже, чем удержание старых. Поэтому направьте силы на активное взаимодействие с текущей клиентской базой. Самое время придумать актуальные системы лояльности, предложить щедрые скидки и выгодные условия для продолжительного сотрудничества.

3. Подумайте над внедрением нового актуального продукта/услуги

Времена поменялись, и спрос на услуги/товары — тоже. Подумайте, что могло бы заинтересовать вашу аудиторию сейчас? Чего хотят клиенты, какие новые боли и проблемы у них появились, как помочь их решить? Если получится внедрить новый актуальный продукт с высоким спросом, ваш проект спасен.

4. Сокращайте расходы, но делайте это разумно

С ходу сокращать траты на HR-направление или маркетинг чревато последствиями. Подумайте глобально, какие статьи расходов можно сократить и насколько это будет оправдано. Изучите опыт конкурентов и зарубежных компаний. У каждого вашего решения будет своя цена ошибки. Постарайтесь ее минимизировать.

5. Пришло время для контроля и активного участия во всех бизнес-процессах

Если раньше вы могли делегировать любые задачи и минимизировать контроль, то сейчас вы полностью должны погрузиться в операционку. Ручное управление — это ежедневный контакт с руководителями, проверка всех цифр и метрик, координация действий всей команды.

6. Продумайте худшие сценарии и запасные планы

Сейчас нужно быть готовым ко всему. Поэтому продумайте худшие сценарии и попробуйте найти в них оптимальные решения. И сделайте все это не в уме, а на бумаге, чтобы зафиксировать план действий.

7. И договоритесь с поставщиками

Обговорите с ними возможные скидки и/или отсрочки, чтобы пережить кризисное время. Их поддержка и сговорчивость могут существенно помочь.

Хотите узнать больше информации о ведении бизнеса в России? Подписывайтесь на мой блог в Telegram: https://t.me/+k9Yvh5zDU6M2ZjQy

Там я делюсь актуальными советами и идеями для предпринимателей и тех, кто только собирается ими стать.

Начать дискуссию